Комментарий*(1) к постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
"Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"
С принятием и вступлением в силу с 1 февраля 2002 года нового Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) правила исчисления среднего заработка за время ежегодных оплачиваемых и учебных отпусков, а также для расчета суммы компенсации за неиспользованный отпуск, для оплаты дней служебной командировки и т.д. регулируются в соответствии со ст. 139 ТК РФ, а также специально изданным постановлением Правительства РФ.
До 2008 года применению подлежало Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Положение N 213). Однако за период действия данного документа были внесены отдельные изменения в ст. 139 ТК РФ, а Верховным Судом Российской Федерации некоторые нормы Положения N 213 были признаны недействующими.
Фактически с 6 октября 2006 года (даты внесения изменения в ТК РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Положение N 213 применялось в части, не противоречащей новой редакции ст. 139 ТК РФ.
Кроме того, при исчислении среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам из числа тех, кому установлен суммированный учет рабочего времени, в течение 2007 года организациям приходилось учитывать решение Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2006 N ГКПИ06-637, которым абзац четвертый п. 13 Положения N 213 был признан недействующим. Напомним читателям, что согласно признанной недействующей норме средний заработок работника с суммированным учетом рабочего времени для оплаты отпуска следовало определять путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска.
Порядок исчисления среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации за отпуск для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, в связи с принятием Верховным Судом Российской Федерации решения от 13.07.2006 N ГКПИ06-637 был предложен в письме Роструда от 21.12.2006 N 2163-6-1, где было указано, что исчисление средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка, то есть имеется в виду порядок расчета среднего заработка, предусмотренный ст. 139 ТК РФ (с учетом коэффициента 29,4 за полностью отработанный месяц расчетного периода и т.д.).
Сравним нормы нового и ранее применявшегося Положений об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922), опубликовано в "Российской газете" от 29.12.2007 (N 294). Так как особого порядка вступления в силу данного нормативного акта не предусмотрено, то согласно общеустановленным правилам он вступил в силу с 6 января 2008 года.
Соответственно Положение N 922 применяется к тем событиям, начало которых приходится на период с 6 января 2008 года. Если начало отпуска, служебной командировки и иных событий, связанных с расчетом среднего заработка, пришлось на период до 6 января 2008 года (исключая 6 января), то исчисление среднего заработка должно было производиться согласно Положению N 213, применявшемуся в части, не противоречившей ст. 139 ТК РФ.
В соответствии с п. 1 Положения N 922 нормы данного нормативного акта действительны для всех случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных ТК РФ.
В то же время, хотя выплата пособия по временной нетрудоспособности предусмотрена в том числе ТК РФ, исчисление среднего заработка при расчете суммы выплачиваемого пособия осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию".
При исчислении пособия по беременности и родам организациям также следует руководствоваться "специальными" вышеприведенными нормативными документами.
С 2007 года на основании расчета среднего заработка определяется также пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В данном случае расчет среднего заработка должен производиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, а также согласно приказу Минздравсоцразвития России N 270, ФСС РФ N 106 от 13.04.2007 "Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
Нормы Положения N 922 не применяются при исчислении таких социальных выплат, как пенсии, пособия по безработице и иные социальные выплаты в пользу неработающих лиц, а также сумм в возмещение ущерба, причиненного здоровью работника.
Что касается пенсий, то они должны определяться в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами. В свою очередь, пособия по безработице и некоторые выплаты в пользу неработающих лиц исчисляются согласно нормам Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлению Минтруда России от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости".
Суммы в возмещение ущерба, причиненного здоровью работника, исчисляются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием - согласно Федеральным законам от 29.12.2006 N 255-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Наряду с этим организациям необходимо учитывать, что некоторые случаи сохранения за работниками и (или) выплаты им среднего заработка оговорены не в самом ТК РФ, а в отдельных федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ или в других нормативных правовых актах. Если исчисление средней заработной платы в таких случаях увязано с наличествующими между сторонами трудовыми отношениями, средний заработок также должен рассчитываться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением N 922. Это обусловлено тем, что согласно ТК РФ нормы трудового законодательства могут содержаться и в других законодательных и нормативных правовых актах, и в данном случае нормы ТК РФ подлежат применению в полном объеме. Иной порядок исчисления среднего заработка может быть закреплен в самих нормативных правовых актах, однако на сегодняшний день такие нормативные документы не приняты.
Отдельные случаи выплаты среднего заработка и (или) осуществления выплат в размере, определяемом на основании средней заработной платы работников, могут быть предусмотрены в отраслевых или иных соглашениях, в коллективном договоре, в действующих в организации локальных нормативных актах или непосредственно в трудовых договорах, заключаемых с работниками.
Если данными документами особо не оговорен порядок исчисления среднего заработка, расчет соответствующих выплат производится согласно правилам, установленным в ст. 139 ТК РФ и Положении N 922.
При исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих нормы Положения N 922 не применяются. С 18 сентября 2007 года (даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих") во всех случаях (в том числе за период отпусков, за время служебной командировки) за федеральными государственными гражданскими служащими сохраняется денежное содержание (а не средний заработок), исчисляемое по установленным правилам.
Так же как и ранее, для расчета среднего заработка учитываются только те выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда, применяемой у соответствующего работодателя.
При этом в п. 3 Положения N 922 указано, что при исчислении среднего заработка не учитываются выплаты, не относящиеся к оплате труда, включая суммы материальной помощи, оплаты стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т.д. До 2008 года соответствующие разъяснения о том, что вышеприведенные выплаты не должны учитываться при расчете среднего заработка, содержались в отдельных письмах Минздравсоцразвития России и (или) Роструда (в частности, в письме Минтруда России от 27.05.2002 N 743-21).
Согласно Положению N 922 при расчете среднего заработка не должны учитываться любые выплаты социального характера. По нашему мнению, при определении перечня выплат социального характера организации вправе руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами Росстата, к которым, в частности, относятся Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утвержденный постановлением Росстата от 11.10.2007 N 76, и Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденный постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69.
В отличие от ранее действовавших правил заработная плата преподавателей за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки учитывается только за текущий учебный год. При этом делить приходящиеся на месяцы расчетного периода выплаты на 10 не следует.
Особо в Положении N 922 указано на то, что в состав учитываемых выплат включаются такие выплаты по оплате труда, как надбавка за классность, вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, хотя и ранее данные выплаты учитывались при расчете среднего заработка.
В Положении N 922 уточнено, что при исчислении среднего заработка в учитываемые выплаты включается денежное содержание муниципальных служащих, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе.
В соответствии с п. 2 Положения N 922 для расчета среднего заработка учитываются только те премии и вознаграждения, которые предусмотрены системой оплаты труда.
Как следствие этого, премии и вознаграждения, которые выплачиваются в организации вне системы оплаты труда (в том числе разовые премии к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей и т.д.), не могут учитываться при расчете средней заработной платы. В условиях действия Положения N 213 на это указывалось в письме Роструда от 23.10.2007 N 4319-6-1, что актуально и на сегодняшний день.
Для того чтобы разовые премии в рамках системы оплаты труда (за производственные показатели, за достижения в труде и т.п.) учитывались при исчислении среднего заработка, они должны быть закреплены в положении об оплате труда, положении о премировании или ином другом подобном локальном нормативном акте. Именно в вышеуказанных документах и фиксируется то обстоятельство, что выплата разовых премий осуществляется в рамках системы оплаты труда (за достигнутые производственные показатели и т.д.).
Непосредственно порядок учета премий и вознаграждений при расчете среднего заработка определен в п. 15 Положения N 922, и он в некоторой части отличается от ранее применявшихся правил.
С 6 января 2008 года премии и вознаграждения учитываются при расчете средней заработной платы в следующем порядке:
- ежемесячные премии и вознаграждения - как фактически начисленные в расчетном периоде суммы, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода (в данном случае правила не изменились);
- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - как фактически начисленные в расчетном периоде суммы за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
Не изменился только порядок учета ежемесячных премий и вознаграждений. Так же как и ранее, они учитываются не более одной за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода. При этом если такие премии и вознаграждения начислены за фактически отработанное в соответствующем месяце время, пересчету они не подлежат, хотя работник и отработал бы не все рабочее время в месяце.
Квартальные, полугодовые, годовые и иные премии (вознаграждения) за период работы свыше календарного месяца учитываются согласно следующим изменившимся правилам:
- без применения правила о том, что учитывается не более одной выплаты за одни и те же показатели;
- сумма премии (вознаграждения) учитывается в полной сумме, если они начислены за период, по своей продолжительности не превышающий принятый в организации расчетный период; исключение составляют случаи, когда премии были начислены не за фактически отработанное в соответствующем периоде время и это время работником было отработано не полностью;
- сумма премии (вознаграждения) учитывается в своей месячной части за каждый месяц расчетного периода (то есть сумма премии делится на количество месяцев, за которое она начислена), если премия (вознаграждение) начислена за период, по своей продолжительности превышающий принятый в организации расчетный период.
В отличие от ранее применявшихся правил "годовые" вознаграждения учитываются не из расчета 1/12 их части за каждый месяц расчетного периода, а в полной сумме при условии, что расчетный период в 12 календарных месяцев отработан полностью. Если расчетный период отработан не полностью, годовые вознаграждения должны пересчитываться, но не по каждому месяцу расчетного периода, а в целом за расчетный период (учитываются количество отработанных дней за весь расчетный период и количество рабочих дней по графику работы в данном расчетном периоде). Но если годовое вознаграждение было исчислено уже пропорционально отработанному в соответствующем году времени, то оно не пересчитывается.
Если организация при расчете средней заработной платы применяет расчетный период, отличный от 12 календарных месяцев, годовые вознаграждения учитываются только в той части, в которой они приходятся на расчетный период. Напрямую на это в Положении N 922 не указано, но данное положение следует из норм этого документа.
Премии и вознаграждения за периоды, превышающие календарный месяц, учитываются в случае не полностью отработанного расчетного периода пропорционально отработанному в расчетном периоде (а не в том периоде, за который были начислены выплаты) времени. Исключение составляют премии и вознаграждения, которые уже были исчислены пропорционально отработанному в соответствующем периоде времени.
Пример 1.
Работнику предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней в период с 25 декабря 2007 года.
Так как начало отпуска приходится на дату до 6 января 2008 года, то расчет среднего заработка за отпуск должен производиться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и с применением норм Положения N 213, но только в той части, в которой данный документ не противоречит ст. 213 ТК РФ.
Применение специального расчетного периода для расчета среднего заработка коллективным договором или локальным нормативным актом организации не предусмотрено.
В связи с этим расчет среднего заработка должен был производиться за 12 календарных месяцев, предшествовавших декабрю 2007 года, то есть за период с 1 декабря 2006 года по 30 ноября 2007 года.
В данном расчетном периоде работник отработал 11 календарных месяцев полностью, один месяц - не полностью в связи с нахождением в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске; при этом в данном месяце из 22 рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели он отработал только два рабочих дня.
В расчетном периоде работнику были начислены следующие премии и вознаграждения:
- ежемесячные премии за личные производственные показатели, определявшиеся пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - 54 000 руб., в том числе за 11 полностью отработанных месяцев - 53 200 руб., за не полностью отработанный месяц - 800 руб.;
- ежемесячные премии за производственные показатели структурного подразделения, выплачивавшиеся без увязки с фактически отработанным в соответствующем месяце временем, - 12 000 руб., в том числе за 11 полностью отработанных месяцев - 11 000 руб., за не полностью отработанный месяц - 1000 руб.;
- ежеквартальные премии по итогам работы - 24 000 руб., в том числе за квартал, на который приходился не полностью отработанный месяц, - 5600 руб. (в данном квартале из 65 рабочих дней было отработано 45 рабочих дней) и за полностью отработанные кварталы - 6200 руб., 6200 руб. и 6000 руб.;
- полугодовые премии по итогам работы - 8600 руб., в том числе за полугодие, на которое приходился не полностью отработанный месяц, - 4600 руб. (в данном полугодии из 130 рабочих дней было отработано 110 рабочих дней);
- вознаграждение по итогам работы за 2006 год, начисленное в январе 2007 года, - 15 000 руб.
Согласно Положению N 213 ежемесячные премии и вознаграждения должны были учитываться при определении среднего заработка в размере не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода. Премии и вознаграждения за период работы, превышавший один месяц, учитывались в размере не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода. В свою очередь, годовые вознаграждения учитывались в размере 1/12 их части за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения. Если премии и вознаграждения были начислены пропорционально отработанному времени, то они не пересчитывались.
Исходя из вышеизложенного при исчислении среднего заработка за отпуск согласно ранее применявшимся правилам премии и вознаграждения должны были учитываться в следующем порядке:
- ежемесячные премии за личные производственные показатели, рассчитывавшиеся пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в полной сумме, равной 54 000 руб.;
- ежемесячные премии, выплачивавшиеся за показатели работы структурного подразделения и рассчитывавшиеся не пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в размере 11 090 руб. 91 коп., в том числе 11 000 руб. - за полностью отработанные месяцы расчетного периода и 90 руб. 91 коп. (1000 руб. : 22 рабочих дня по графику работы в месяце х 2 отработанных дня) - за не полностью отработанный месяц;
- в отношении премии за период работы свыше одного календарного месяца должны были учитываться квартальные премии, так как их месячная часть превышала месячную часть полугодовых премий и данные премии были начислены за одни и те же показатели. Соответственно за полностью отработанные кварталы должны были учитываться квартальные премии на сумму 18 400 руб. (6200 руб. + 6200 руб. + 6000 руб.), за не полностью отработанный квартал премия учитывалась за полностью отработанные месяцы в размере 3733 руб. 33 коп. (5600 руб. : 3 х 2 мес.) и за не полностью отработанный месяц квартала - в размере 169 руб. 70 коп. (5600 руб. : 3 : 22 рабочих дня по графику х 2 отработанных дня). Всего квартальные премии при исчислении среднего заработка учитывались в размере 22 303 руб. 03 коп. (18 400 руб. + 3903 руб. 03 коп.), а полугодовые премии при расчете не учитывались, так как их месячная часть (4000 руб. : 6 мес.; 4600 руб. : 6 мес.) была ниже, чем месячная часть (6200 руб. : 3 мес.; 6000 руб. : 3 мес.; 5600 руб. : 3 мес.) квартальных премий;
- вознаграждение по итогам работы за 2006 год учитывалось в размере 13 750 руб. (15 000 руб. : 12 мес. х 11 полностью отработанных месяцев) за полностью отработанные месяцы расчетного периода и в размере 113 руб. 64 коп. (15 000 руб. : 12 мес. : 22 рабочих дня по графику х 2 отработанных дня) за не полностью отработанный месяц расчетного периода, всего в размере 13 863 руб. 64 коп. (13 750 руб. + 113 руб. 64 коп.).
Всего при расчете среднего заработка за отпуск должны были учитываться премии и вознаграждения в размере 101 257 руб. 58 коп.
Пример 2.
В продолжение примера 1 предположим, что отпуск работнику был предоставлен с 9 января 2008 года.
Так как начало отпуска приходилось на период с 6 января 2008 года, расчет среднего заработка должен был производиться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением N 922.
Оплата отпуска должна была производиться за расчетный период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года. Всего за расчетный период из 249 рабочих дней по графику были отработаны 229 рабочих дней.
При исчислении среднего заработка согласно новым правилам премии и вознаграждения должны были учитываться в следующем порядке:
- ежемесячные премии за личные производственные показатели, рассчитывавшиеся пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в полной сумме, равной 54 000 руб.;
- ежемесячные премии, выплачивавшиеся за показатели работы структурного подразделения и рассчитывавшиеся не пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в размере 11 090 руб. 91 коп., в том числе 11 000 руб. - за полностью отработанные месяцы расчетного периода и 90 руб. 91 коп. (1000 руб. : 22 рабочих дня по графику работы в месяце х 2 отработанных дня) - за не полностью отработанный месяц;
- премии за периоды работы, превышавшие календарный месяц, - в размере 29 981 руб. 53 коп. [(24 000 руб. + 8600 руб.) : 249 рабочих дней по графику х 229 отработанных дней];
- годовые премии и вознаграждения - в размере 13 795 руб. 18 коп. (15 000 руб. : 249 рабочих дней по графику х 229 отработанных дней).
Всего при расчете среднего заработка за отпуск должны были учитываться премии и вознаграждения в размере 108 867 руб. 62 коп.
В п. 4 Положения N 922 воспроизведены нормы ст. 139 ТК РФ о том, что расчет среднего заработка осуществляется за расчетный период, равный 12 календарным месяцам, предшествовавшим периоду, в течение которого за работником сохраняется средний заработок. От ранее применявшегося Положение N 922 отличается тем, что уточняет: во всех случаях под календарным месяцем необходимо понимать период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно, а в феврале - с 1-е по 28-е (29-е) число включительно. Фактически данное уточнение уже применяется с 6 октября 2006 года - с даты внесения соответствующих изменений в ст. 139 ТК РФ.
В то же время ст. 139 ТК РФ предоставляет организациям право устанавливать в коллективном договоре и (или) своем локальном нормативном акте иные периоды для расчета средней заработной платы (в том числе три календарных месяца, шесть календарных месяцев и т.д.). Данное правило в Положении N 922 не приведено, но может в полной мере применяться на основании ст. 139 ТК РФ.
Если исходя из первоначально определенного расчетного периода произвести расчет среднего заработка не представляется возможным (нет учитываемых выплат или фактически отработанных дней), действия организации те же. В начале для расчета принимается расчетный период той же продолжительности, что и первоначально определенный период, который предшествует первоначально определенному периоду. Если и в данном случае произвести расчет среднего заработка не представляется возможным в связи с отсутствием отработанных дней и (или) учитываемых выплат, определять среднюю заработную плату следует из размера заработка, начисленного за текущий месяц до даты начала события, связанного с расчетом среднего заработка. Если и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, отработанных дней и (или) учитываемых выплат не имеется, расчеты должны производиться исходя из установленной работнику тарифной ставки (оклада, должностного оклада). В этой части каких-либо изменений Положение N 922 в действовавший ранее порядок не внесло.
Исключаемые из расчетного календарные периоды времени приведены в п. 5 Положения N 922. В основном они идентичны ранее применявшимся периодам, кроме правила, согласно которому из расчетного периода не исключаются периоды предоставленных в соответствии со ст. 258 ТК РФ перерывов для кормления ребенка. Соответственно и начисленные за время таких перерывов суммы среднего заработка должны включаться в учитываемые при расчете среднего заработка выплаты.
В Положении N 922 отсутствует норма о том, что из расчета периода исключаются дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так как эти дни не являются рабочими, то в расчетный период они не входят в любом случае, а вот суммы оплаты дней отдыха (отгулов) в состав учитываемых выплат должны включаться.
Положение N 213 в некоторой части противоречило нормам ст. 139 ТК РФ о порядке оплаты отпусков и расчета компенсации за неиспользованный отпуск. Положение N 922 в полной мере учитывает требования новой редакции ст. 139 ТК РФ, а также решает отдельные наболевшие вопросы.
Прежде всего в Положении N 922 закреплено правило о том, что отпуск и компенсация за отпуск для всех категорий работников (включая находящихся на суммированном учете рабочего времени) оплачиваются из расчета среднего дневного заработка. Таким образом, с 6 октября 2008 года отпуска работников с суммированным учетом рабочего времени однозначно должны оплачиваться из среднего дневного (а не среднего часового) заработка.
С 6 января 2008 года изменен порядок определения учитываемых при расчете среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск календарных дней за не полностью отработанные календарные месяцы. Ранее в вышеуказанных месяцах количество учитываемых календарных дней определялось путем умножения количества рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4. Если отпуск предоставлялся в рабочих днях, то количество рабочих дней за не полностью отработанные месяцы расчетного периода рассчитывалось путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходившихся на отработанное время, на коэффициент 1,2.
В соответствии с п. 10 Положения N 922 количество календарных дней в не полностью отработанном календарном месяце определяется путем деления величины среднемесячного количества календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в том же месяце.
Пример 3.
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что учитываемые выплаты за расчетный период составили 238 000 руб.
Количество календарных дней, учитываемых при расчете среднего заработка, за 11 полностью отработанных месяцев расчетного периода составило 323,4 календарных дня (11 месяцев х 29,4 календарных дня), а за не полностью отработанный месяц расчетного периода - 2,8 календарных дня (2 отработанных дня по графику пятидневной рабочей недели х коэффициент 1,4), всего - 326,2 календарных дня.
Величина среднего дневного заработка для оплаты отпуска составила 729 руб. 61 коп. (238 000 руб. : 326,2 календарных дня), а всего сумма среднего заработка за отпуск - 20 429 руб. 08 коп. (729 руб. 61 коп. х 28 календарных дней отпуска).
Пример 4.
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учитываемые выплаты за расчетный период составили 238 000 руб. В не полностью отработанном месяце расчетного периода всего 31 календарный день, и на отработанное время приходится два календарных дня.
Количество календарных дней, учитываемых при расчете среднего заработка, за 11 полностью отработанных месяцев расчетного периода составило 323,4 календарных дня (11 месяцев х 29,4 календарных дня), а за не полностью отработанный месяц расчетного периода - 1,9 календарных дня (29,4 календарных дня : 31 календарный день в месяце х 2 календарных дня, приходящихся на отработанное время), всего - 325,3 календарных дня.
Величина среднего дневного заработка для оплаты отпуска составила 731 руб. 63 коп. (238 000 руб. : 325,3 календарных дня), а всего сумма среднего заработка за отпуск - 20 485 руб. 64 коп. (731 руб. 63 коп. х 28 календарных дней отпуска).
В свою очередь, на основании п. 11 Положения N 922 при оплате отпусков в рабочих днях (а именно для работников, принятых для выполнения временных или сезонных работ) в расчет принимается исключительно количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время. Какие-либо коэффициенты пересчета при этом не применяются.
В п. 14 Положения N 922 особо разъяснено, что при предоставлении работнику учебного отпуска оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, подтвержденный соответствующими документами образовательных учреждений. Тем самым разрешен один из ранее актуальных вопросов.
Определенные Положением N 922 правила индексации среднего заработка изменены частично, что следует из п. 16 данного документа. В отличие от ранее применявшихся правил норма об индексации среднего заработка дополнена положением о том, что повышению (индексации) не подлежат выплаты по оплате труда, установленные в твердых (абсолютных) размерах. Это касается как премий и вознаграждений, так и доплат, надбавок и иных выплат по оплате труда.
Те же выплаты по оплате труда, которые исчисляются от тарифных ставок (окладов, должностных окладов) в процентах или в коэффициентах, подлежат индексации в том же порядке, что и тарифные ставки (оклады, должностные оклады).
Применение новых правил затруднено в случае, если повышение тарифных ставок (окладов, должностных окладов) произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, а также когда повышение имело место в период сохранения среднего заработка. Фактически в данных случаях расчет среднего заработка придется осуществлять раздельно в части выплат, подлежащих индексации, и иных выплат, выраженных при начислении в абсолютных значениях.
И.Н. Девятов
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также об исчислении среднего заработка статью Н.С. Кулаевой // Налоговый вестник. - 2008. - N 4. - С. 159-173.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1