Экспедиторские документы
Формы экспедиторских документов и порядок их заполнения (далее - Порядок) утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23, который вступил в законную силу 25.04.2008 (по истечении десяти дней со дня официального опубликования - 14.04.2008).
Общие положения
Применение экспедиторских документов при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности обусловлено Законом*(1) и Правилами*(2). Поэтому заключение сторонами договора транспортной экспедиции должно подтверждаться соответствующими экспедиторскими документами*(3). К сожалению, на протяжении продолжительного времени хозяйствующие субъекты были вынуждены разрабатывать их самостоятельно ввиду отсутствия утвержденных образцов. Сегодня они есть, и мы расскажем о них. Итак, Минтранс разработал три документа - это поручение экспедитору, экспедиторская и складская расписки. Напомним, что согласно п. 6 Правил состав экспедиторских документов может быть расширен соглашением сторон с учетом специфики возложенных на экспедитора обязанностей. Это положение неизменно и сегодня. При этом весь пакет экспедиторских документов - неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил и Порядка).
Формальные требования к бланкам таковы. Они могут быть:
- изготовлены типографским способом или с использованием компьютерной техники;
- заполнены вручную (шариковым синим или черным стержнем) или на компьютере (без подчисток и помарок). При этом обязательны к заполнению только те поля, которые отведены для сторон сделки (экспедитора, клиента) и в которых предусматривается наличие информации.
Кроме сведений о задействованных в сделке лицах - экспедиторе, клиенте, грузоотправителе и грузополучателе (указываются полное фирменное наименование и местонахождение или ФИО и местожительство ИП каждого из перечисленных лиц) бланки содержат поля для указания информации о грузе, которой отведено доминирующее положение в каждом из трех бланков. Итак, что это за информация:
- страна происхождения (производства);
- товарный код (опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей);
- маркировка согласно законодательству РФ;
- количество мест, вид и размер упаковки. Здесь указываются не только габариты и вес каждой упаковки, но и способ доставки груза (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);
- вес брутто, нетто и объем;
- стоимость согласно платежным документам (заполняется по усмотрению клиента).
Кроме того, каждый бланк содержит поле "Особые отметки", где можно указать дополнительную информацию о грузе (особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза).
Поручение экспедитору
Документ предназначен для описания услуг, которые будут оказаны клиенту и условий на которых они будут оказаны. Заполнить поручение экспедитору должен клиент (в нашем случае торговая фирма) - п. 8 Порядка. Именно поэтому утвержденный Минтрансом Порядок обязаны знать и исполнять не только экспедиторы, но и их клиенты (п. 3 данного документа). Торговая фирма может каждый раз составлять отдельное поручение на единичную экспедиционную услугу или заполнить одно на "несколько услуг" при систематическом сотрудничестве с конкретным экспедитором. Бланк заполняется в двух экземплярах и подписывается клиентом. По общему правилу поручение нужно составить на бумажном носителе, однако по соглашению сторон можно предусмотреть и иной способ.
Перечислим отличительные поля поручения экспедитору от других бланков:
- уведомить сторону о прибытии груза. При необходимости клиент должен сделать отметку о необходимости его (грузоотправителя или иного лица) уведомления о прибытии груза;
- товары, готовые к отправке, место, дата. Указывается наименование и точный адрес нахождения груза;
- вид транспорта (на котором предполагается перевозка груза);
- пункт назначения (доставки груза);
- страхование. Указание информации о страховании груза отдано на усмотрение клиента. Здесь вписываются данные о страховке (номер и дата полиса, полное фирменное наименование страховой компании, ее местонахождение, также необходимо сформулировать условия страхования, касающиеся конкретной отгрузки);
- требуемые документы. Перечисляются документы, прилагаемые к поручению экспедитора и необходимые для перевозки груза.
Заполненное поручение направляется экспедитору и рассматривается им в установленные договором сроки. После этого поручение с отметкой о согласовании отправляется экспедитором обратно клиенту. В случае отказа принять поручение транспортная компания должна его обосновать. Только после того как клиент получил согласованное поручение обратно, экспедитор приступает к его исполнению.
Почему важно ответственно подойти к заполнению бланка
Дело в том, что согласно п. 5 ст. 3 Закона своевременное предоставление полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, условиях его перевозки и документов, необходимых для осуществления таможенного контроля, возложено именно на клиентов экспедитора. До момента получения указанной информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей по договору (п. 4 ст. 3 Закона). Причем получив такую информацию, экспедитор вправе проверить ее достоверность. Право, а не обязанность проверки может иметь для клиента как положительное, так и отрицательное значение. Приведем пример (Определение ВАС РФ от 23.03.2007 N 2792/07). Клиент поручил экспедитору организовать перевозку груза (бананов) в изотермическом подвижном составе. В пункте назначения были зафиксированы порча и понижение качества груза. Клиент счел, что в этом виновата транспортная компания, а причина - несоблюдение температурного режима при транспортировке. Клиент потребовал у экспедитора возместить ему причиненный ущерб. Суд его поддержал. Ведь экспедитор обязан это сделать, если не докажет, что порча произошла вследствие обстоятельств, которые от него не зависели (ст. 7 Закона). Экспедитор пытался, но не смог убедить суд, что он уже от клиента получил к погрузке бананы ненадлежащего качества, а все из-за того, что пренебрег правом проверки сведений о грузе.
Теперь обратный пример, когда по причине своей неосмотрительности пострадал клиент, а не экспедитор (Определение от 20.02.2008 N 1321/08). Клиент в экспедиторских документах обозначил груз как "оборудование" и предъявил к перевозке видеокамеру. Груз был утрачен и клиент потребовал возмещения его стоимости. Она была посчитана исходя из цены видеокамеры (70 тыс. руб.)., но получил он гораздо меньше, а именно 1 тыс. руб. (согласно договору из расчета 2 у.е. за кг.). Судьи сочли такой размер компенсации достаточным. Согласно ст. 7 Закона при утрате груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, экспедитор обязан возместить клиенту ущерб в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. Однако из документов невозможно было сделать однозначный вывод о том, что к перевозке была предъявлена именно видеокамера.
Экспедиторская расписка
Документ выдается экспедитором клиенту при приеме груза. Расписка подтверждает факт получения груза и дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи грузополучателю (клиенту) по окончании перевозки. Бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах. В экспедиторской расписке есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, - "Условия". В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.
Складская расписка
Используется при принятии экспедитором груза на складское хранение, поэтому он также заполняется и подписывается экспедитором. Составляется в двух экземплярах. Характерными для этого бланка являются поля, предусмотренные для информации о складе, на который помещается груз, и условиях, на которых груз принят на хранение. Кроме того, присутствует поле "Страхование", которое заполняется уже на усмотрение экспедитора.
М.О. Денисова
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
*(2) Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.
*(3) Постановление ФАС ЗСО от 18.09.2007 N Ф04-6401/2007(38245-А46-12).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"