г. Тула |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А09-1546/1203 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., при участии от истца - открытого акционерного общества "Злынковская передвижная механизированная колонна" (Брянская область, г. Злынка, ИНН 3213000240, ОГРН 1023201322550) - Владимирова А.Н. (доверенность от 21.09.2012) и Кутьменевой О.Ф. (доверенность от 29.11.2013), от муниципального образования Злынковский район в лице администрации Злынковского района Брянской области (Брянская область, г. Злынка, ИНН 3213001170, ОГРН 102320132231) - Поддубного А.А. (доверенность от 16.01.2014), от третьего лица - казенного предприятия Брянской области "Управление капитального строительства" - Батуриной О.В (доверенность от 13.01.2014), в отсутствие третьего лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Злынковская центральная районная больница", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Злынковский район в лице администрации Злынковского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2013 по делу N А09-1546/1203 (судья Зенин Ф.Е.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Злынковская передвижная механизированная колонна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к администрации Злынковского района Брянской области (далее - администрация) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 11.04.2011 N 12 в сумме 23 042 360 рублей (т. 1, л. д. 3-13).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют казенное предприятие Брянской области "Управление капитального строительства" (далее - казенное предприятие) и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Злынковская центральная районная больница".
Определением суда от 27.05.2013, принятым в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ответчика на муниципальное образование Злынковский район в лице администрации Злынковского района Брянской области (далее - администрация) (т. 4, л. д. 80).
Решением суда от 03.06.2013 (т. 4, л. д. 84) исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ничтожностью заключенного сторонами дополнительного соглашения к муниципальному контракту, которым уменьшена стоимость подрядных работ. Суд пришел к выводу о том, что в ходе исполнения муниципального контракта объемы работ были увеличены, а потому изменение твердой цены контракта противоречит части 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). В связи с этим, установив факт надлежащего выполнения работ, суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать (т. 5, л. д. 3-6). Выражая несогласие с выводом суда о ничтожности заключенного дополнительного соглашения к муниципальному контракту, указывает на то, что оно явилось следствием исключения из стоимости работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам и фактически не выполнявшимся подрядчиком - работ по разработке проектно-сметной документации, проведению экспертизы проекта, содержанию службы заказчика и др. Указывает, что в ходе строительства объекта генеральным проектировщиком была уточнена и приведена в соответствие проектно-сметная документация, отражающая достоверные объемы работ, согласно этой документации стоимость строительно-монтажных работ в базовых ценах 2001 года составила 5 525, 19 тыс. рублей, в текущих - 40 144,419 тыс. рулей. В обоснование правомерности снижения цены контракта ссылается на пункт 2.3 договора, которым предусмотрено уменьшение цены при сокращении потребности в определенных объемах работ.
В отзыве общество просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Указывает, что доводы заявителя сводятся к переоценке начальной максимальной цены контракта, что, по мнению истца, противоречит статьям 702, 709, 740, 763, 767 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 9 Закона о размещении заказов. Считает необоснованным утверждение администрации о первоначальном включении в начальную (максимальную) цену контракта стоимости работ, не относящихся к деятельности подрядчика, ссылаясь на то, что данная цена определялась на основании проектно-сметной документации в соответствии с протоколом рассмотрения заявок. Утверждает, что в ходе исполнения контракта имело место увеличение объемов работ, в связи с чем уменьшение цены контракта неправомерно также и по этому основанию.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представитель третьего лица - казенного предприятия пояснил, что взыскание задолженности в размере, превышающем цену работ, определенную дополнительным соглашением, необоснованно, поскольку в ходе исполнения контракта объемы работ не увеличивались.
Третье лицо - ГБУЗ "Злынковская центральная районная больница", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции не явилось.
С учетом мнений представителей истца, ответчика и третьего лица - казенного предприятия - судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленное представителями администрации в суде апелляционной инстанции ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы в целях определения фактически выполненного объема работ и их стоимости оставлено без удовлетворения ввиду того, что предложенные на экспертизу вопросы не имеют значения для правильного рассмотрения дела, поскольку работы выполнены истцом полностью. Это подтверждается актом приемочной комиссии и разрешением на ввод в эксплуатацию, не оспаривается другими лицами, замечаний по качеству и объему выполненных работ не имеется. Определение фактически выполненного объема и стоимости работ требовалось бы в случае их неполного завершения.
Кроме того, представленное ответчиком платежное поручение от 16.01.2014 N 68 не может признаваться доказательством внесения денежных средств на депозитный счет (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе"), поскольку плательщиком по нему является лицо, не участвующее в деле - ООО "Стройгарант", что делает невозможным последующее распределение судебных расходов по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленное представителем администрации ходатайство о приостановлении исполнительного производства в порядке статьи 265.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставлено без удовлетворения, поскольку доказательств возбуждения исполнительного производства ответчиком не представлено.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица - казенного предприятия, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит изменению.
Как видно из материалов дела, 22.10.2010 между муниципальным учреждением здравоохранения "Злынковская ЦРБ" (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 12 (т. 1, л. д. 21), по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта - лечебного корпуса на 20 коек, а заказчик - принять результат работ и оплатить его.
Протоколом соглашения о цене, являющимся приложением N 1 к муниципальному контракту от 22.10.2010 N 12, сторонами согласована стоимость строительных работ в размере 62 408 810 рублей (т. 1, л. д. 26).
Впоследствии муниципальный контакт расторгнут по соглашению сторон (т. 1, л. д. 27) и 11.04.2011 аналогичная сделка заключена между администрацией (муниципальный заказчик), казенным предприятием Брянской области "Управление капитального строительства" (заказчик-застройщик) и обществом (генеральный подрядчик) (муниципальный контракт N 12) (т. 1, л. д. 27). Предметом муниципального контракта от 11.04.2011 N 12 также явились строительно-монтажные работы по строительству объекта - лечебного корпуса ЦРБ г. Злынка.
Разделом 2 контракта определено, что стоимость работ является твердой ценой и составляет 62 408 810 рублей. Стоимость работ по строительству определена в объеме проектно-сметной документации, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 11.10.2010 N 57. При сокращении потребности в определенных объемах работ, услуг цена контракта будет уменьшена на тех же условиях, что и стоимость основных работ, включенных в твердую цену. Цена контракта на выполнение работ может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения муниципального контракта.
Срок выполнения работ установлен в пункте 3.1 контракта: начало работ - в течение 5 дней с момента подписания муниципального контракта; окончание работ - 30.06.2011.
Пунктом 4.3.1 контракта на подрядчика возложена обязанность обеспечить производство работ в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами, объемы и сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему; качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами и техническими условиями.
Дополнительным соглашением от 15.06.2011 N 1 (т. 1, л. д. 36) к муниципальному контракту от 11.04.2011 N 12 стороны внесли изменения в пункт 2.1 контракта, уменьшив стоимость работ до 53 835 435 рублей и одновременно определив лимит финансирования 2011 года.
Аналогичные дополнительные соглашения с указанием лимитов финансирования заключены сторонами 26.07.2011 (т. 1, л. д. 42), 20.10.2011 (т. 1, л. д. 44), 06.02.2012 (т. 1, л. д. 46), 16.01.2013 (т. 1, л. д. 49).
Обязательства по выполнению работ выполнены обществом надлежащим образом, в подтверждение чего представлены акты КС-2, КС-3 (т. 1, л. д. 52-150, т. 2, т. 3, л. д. 1-48), акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта (т. 3, л. д. 49), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (т. 3, л. д. 52), заключение государственной строительной инспекции о соответствии построенного объекта капитального строительства установленным требованиям (т. 4, л. д. 26).
Замечаний по качеству и объему выполненных работ ответчиком не заявлено.
Общая стоимость уплаченных заказчиком денежных средств за выполненные работы составила 39 366 450 рублей (т. 3, л. д. 54-70).
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности за работы, в виде разницы между ценой, указанной в договоре, и фактически уплаченной стоимостью (62 408 810 рублей - 39 366 450 рублей), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу требований пункта 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде применяются к подрядным работам для государственных нужд, если иное не установлено законом.
Пункт 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В соответствии с положениями статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.
Из материалов дела следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила 68 000 000 рублей (т. 3, л. д. 113, приложение к делу N 4).
Пунктом 8.3 протокола рассмотрения заявок (т. 3, л. д. 113-115) определено заключить муниципальный контракт с обществом по начальной цене контракта или по согласованной заказчиком с участником размещения заказа цене (не превышающей начальную (максимальную) цену контракта).
Как видно из материалов дела, спорный муниципальный контракт заключен на сумму 62 408 810 рублей, что не противоречит условиям аукциона. При этом в контракте указано, что данная цена является твердой (пункт 2.1).
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 указанного Закона о размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также в случаях, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 данной статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Аналогичное условие содержалось в пункте 2.4 контракта.
В ходе исполнения муниципального контракта сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.06.2011 N 1 (т. 1, л. д. 36), которым стоимость работ уменьшена до 53 835 435 рублей.
Признавая указанное дополнительное соглашение ничтожным, суд первой инстанции пришел к выводу о его противоречии части 4.1 статьи 9 указанного Закона о размещении заказов, указав, что в ходе исполнения контракта объемы работ были увеличены. Это, по мнению суда, влечет невозможность изменения твердой цены.
Суд апелляционной инстанции не может признать правильной такую позицию.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу части 4.1 статьи 9 указанного Закона о размещении заказов снижение цены контракта возможно при сохранении предусмотренного контрактом объема работ.
Применительно к данному спору, с учетом цели контракта, подрядчик должен был выполнить работы, результатом которых является создание нового объекта - лечебного корпуса ЦРБ г. Злынка.
Как видно из материалов дела, заключая дополнительное соглашение к контракту, стороны определили, что сметная стоимость строительства объекта в ценах 2001 года составляет 7 409, 543 тыс. рублей, что соответствует текущей цене в 53 835 435 рублей (т. 1, л. д. 39).
С учетом того, что цель договора достигнута - объект строительства создан и введен в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта и разрешением на его ввод в эксплуатацию (т. 3, л. д. 49, 52), следует признать, что объем строительных работ не изменился, а значит, снижение цены контракта по соглашению сторон правомерно и не противоречит законодательству.
Апелляционная инстанция не согласна с выводом суда о том, что в ходе выполнения контракта истцу был передан сводный сметный расчет (в ценах 2001 года) на сумму 5 021,41 тыс. рублей, в то время как приложением N 3 к дополнительному соглашению согласована стоимость работ (в ценах 2001 года) на сумму 7 409, 543 рублей, что свидетельствует о снижении цены при увеличении объема работ.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2011 N 8629-08/ИП-ОГ разъяснено, что внесение изменений (переутверждение) в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах твердой договорной цены является прерогативой заказчика строительства.
Таким образом, с учетом достигнутой цели договора, отсутствии претензий заказчика по объему и качеству работ, следует признать, что объем работ (строительство лечебного корпуса) не изменялся и он выполнен подрядчиком. Корректировка сметы в ходе исполнения контракта и изменении сметной стоимости работ, не свидетельствует об изменении их объема, а потому не может влечь невозможности изменения твердой цены.
Довод ответчика о том, что стоимость фактически выполненных работ, отраженных в актах, составляет 39 366 450 рублей, при достигнутой цели договора, не влияет на его обязательство по оплате работ в пределах твердой цены контракта.
Данное обстоятельство, по мнению апелляционной инстанции, может свидетельствовать о выполнении подрядчиком работ с экономией.
Согласно статье 710 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
Поскольку доказательств некачественности работ вследствие экономии подрядчика не представлено, напротив, материалами дела подтверждается, что они соответствуют проектной документации (заключение от 21.12.2012 - т. 4, л. д. 26), оснований для отказа в оплате работ по согласованной цене не имеется.
Таким образом, исходя из согласованной сторонами твердой цены в 53 835 435 рублей, полного выполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом и оплатой их заказчиком частично в сумме 39 366 450 рублей, исковые требования являются обоснованными на сумму 14 468 985 рублей (53 835 435 - 39 366 450).
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по иску в размере 86 787 рублей 31 копейка подлежат отнесению на общество.
Поскольку при подаче искового заявления обществу предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины, последняя подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Госпошлина по апелляционной жалобе с общества не взыскивается, поскольку жалоба подавалась освобожденным от ее уплаты ответчиком (пункт 41. информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2013 по делу N А09-1546/2013 изменить.
Взыскать с муниципального образования Злынковский район Брянской области в лице администрации Злынковского района Брянской области за счет казны в пользу открытого акционерного общества "Злынковская передвижная механизированная колонна" задолженность в сумме 14 468 985 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Злынковская передвижная механизированная колонна" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 86 787 рублей 31 копейка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1546/2013
Истец: ОАО "Злынковская передвижная механизированная колонна"
Ответчик: Администрация Злынковского района Брянской области
Третье лицо: ГБУЗ "Злынковская центральная районная больница", Казенное предприятие Брянской области "Управление капитального строительства"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7976/14
06.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7976/14
05.06.2014 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-1546/13
19.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1284/14
21.01.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7381/13
23.09.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6253/13
13.08.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4357/13
03.06.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-1546/13