г. Владивосток |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А51-18035/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю, Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино,
апелляционные производства N 05АП-13850/2013, N 05АП-13955/2013, N 05АП-13956/2013, N 05АП-13957/2013, N 05АП-13958/2013, N 05АП-13960/2013, N 05АП-14184/2013,
на решение от 14.10.2013
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-18035/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Анаис-Лтд" (ИНН 7707195967, ОГРН 1027739624615, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.11.2002)
к Управлению Федерального Казначейства по Приморскому краю (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2002), Администрации городского округа ЗАТО город Фокино (ИНН 2512000470, ОГРН 1022500576471, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.10.2002),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино, Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управление единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдел культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управление образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино,
о признании незаконными действий государственных органов, обязании совершить действия,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Анаис-Лтд": Юрченко Л.А., адвокат по доверенности от 02.07.2013, сроком действия на два года;
от Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю: Катанаева Н.Л., главный казначей по доверенности от 16.01.2014 N 20-16-30/20, сроком действия до 01.07.2014; Калашникова Г.Л., главный казначей по доверенности от 16.01.2014 N 20-16-30/19, сроком действия до 01.07.2014; Пак А.И., главный специалист-эксперт по доверенности от 09.01.2014 N 20-16-30/5, сроком действия до 31.12.2014;
от Администрации городского округа ЗАТО город Фокино: Пилюченко С.Ю., представитель по доверенности от 06.12.2013 N 55-Дов, сроком действия на один год;
от третьих лиц: Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино: не явились;
от Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино: не явились;
от Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино: не явились;
от Отдела культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино: Ким А.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 1, сроком действия до 31.12.2014;
от Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Анаис-Лтд" (далее - ООО "Анаис-Лтд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю) и Администрации городского округа ЗАТО город Фокино (далее - Администрация) по не исполнению решения Арбитражного суда Приморского края по от 02.08.2012 делу N А51-1525/2011, а также, обязании УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений: Отдела культуры городского округа ЗАТО город Фокино, Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино до момента исполнения должником своих обязательств по исполнительному листу серии АС N 004683895 в полном объеме, обязать Администрацию в десятидневный срок с даты принятия решения предоставить УФК по Приморскому краю структуру Администрации городского округа ЗАТО город Фокино.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2013 заявленные обществом требования удовлетворены частично, действия УФК по Приморскому краю и Администрации по неисполнению решения Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2012 по делу N А51-1525/2011 признаны незаконными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ).
Также суд первой инстанции обязал УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2012 по делу N А51-1525/2011 на лицевых счетах Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры городского округа ЗАТО город Фокино. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Кроме того суд первой инстанции взыскал с УФК по Приморскому краю в пользу общества государственную пошлину по заявлению в сумме 1 000,00 руб., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000,00 руб., а также с Администрации в пользу общества государственную пошлину по заявлению в сумме 1 000,00 руб., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000,00 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что указанные юридические лица являются структурными (обособленными) подразделениями Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в смысле статьи 242.5 БК РФ, в связи с чем отказ УФК по Приморскому краю от приостановления операций по лицевым счетам данных структурных подразделений является незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФК по Приморскому краю, Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино, Отдел культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Администрация городского округа ЗАТО город Фокино, Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управление единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управление образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино подали апелляционные жалобы, одним из главных доводов которых является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, что является нарушением норм процессуального права.
Ссылаясь на положения БК РФ, Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н и действовавшим ранее при открытии лицевых счетов Администрации приказом от 07.10.2008 N 7н, УФК по Приморскому краю указало, что структурные (обособленные) подразделения, создаваемые юридическим лицом в соответствии с бюджетным законодательством осуществляют все его функции или их часть, находятся в его ведении в соответствии со статьями 38.1, 184.1 БК РФ имеют одинаковый код бюджетной классификации.
В Перечне городского округа ЗАТО город Фокино отсутствуют структурные (обособленные) подразделения Администрации; Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино, Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управление единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управление образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдел культуры городского округа ЗАТО город Фокино являются самостоятельными участниками бюджетного процесса и имеют разные коды глав по бюджетной классификации, в связи с чем у УФК по Приморскому краю отсутствовали основания для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах указанных юридических лиц, кроме Администрации.
При этом УФК по Приморскому краю считает, что суд первой инстанции необоснованно обязал приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах администраторов доходов бюджетов, открытых указанным выше юридическим лицам с кодом "04", поскольку лицевые счета с данным кодом открываются для отражения операций, проводимых на балансовом счете N 40101, который не является счетом бюджета и операции, проводимые на нем, не относятся к операциям со средствами бюджета, а предназначен для распределения доходов органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Администрация в своей апелляционной жалобе указала, что суд первой инстанции неправомерно сослался в своем решении на положения статьи 242.5 БК РФ, в данном случае следовало руководствоваться положениями статьи 242.2 БК РФ, предусматривающей порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию.
Администрация считает, что общество не представило достаточно доказательств, свидетельствующих о необходимости принятия мер по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах указанных выше юридических лиц. При этом в настоящее время решение Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2012 по делу N А51-1525/2011 частично исполнено, обществу перечислено из бюджета 30 000 000,00 руб., в результате чего задолженность составляет 58 535 601,47 руб.
Также Администрация поддерживает доводы УФК по Приморскому краю в отношении открытия и ведения органами казначейства лицевых счетов Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры городского округа ЗАТО город Фокино, как юридических лиц, обладающих самостоятельными гражданскими правами и обязанностями, а не структурным (обособленным) подразделениям.
Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино, также поддерживая доводы УФК по Приморскому краю и Администрации в части того, что оно является самостоятельным юридическим лицом, указало, что одними из основных задач управления являются выполнение функций финансового органа городского округа ЗАТО город Фокино по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета городского округа ЗАТО город Фокино, обеспечение кассового исполнения бюджета городского округа ЗАТО город Фокино через федеральную казначейскую систему. В связи с чем, решение о приостановлении операций по расходованию средств на счетах Финансового управления, а также выше указанных юридических лиц приведет к прекращению абсолютно всех расходных операций по исполнению обязанностей по выполнению функций и задач социально-значимых для городского округа ЗАТО город Фокино, а также нарушению баланса публичных интересов.
Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино указало в своей апелляционной жалобе, что оно непосредственно связано с Финансовым управлением, поскольку согласно утвержденному бюджету городского округа Управление муниципальной собственности получает бюджетные средства от Финансового управления, поэтому решение о приостановлении операций по расходованию средств на счетах Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино и Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, как структурных подразделений, затрагивает права Управления муниципальной собственности на получение денежных средств из бюджета городского округа ЗАТО город Фокино, так как, не имея возможности распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах, Управление муниципальной собственности, будет существенно ограничено в возможности исполнения своих функции и задач.
Доводы Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино совпадают с вышеизложенными доводами жалобы Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино.
Отдел культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, настаивая на доводах своей апелляционной жалобы, указал, что учитывая наличие пробела в правовом регулировании спорного вопроса с участием юридического лица, как самостоятельного субъекта правоотношений, одновременно являющегося структурным подразделением должника, в таком случае возможно применение смежных отраслей права, в том числе статей 10, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Заявитель апелляционной жалобы Отдел культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино считает, что если Администрацией городского округа ЗАТО город Фокино предприняты все необходимые меры для включения в бюджет городского округа по статье расходов, направляемых на выплату муниципального долга, всех возможных источников дохода, и при этом данная статья расходов на текущий финансовый год будет недостаточна для полной выплаты долга заявителю, то ограничение прав Отдела культуры, как самостоятельного субъекта правоотношений, вследствие приостановлении операций по расходованию средств, находящихся на всех его лицевых счетах, будет неоправданным, нарушающим баланс интересов заявителя и Отдела культуры, поскольку не будет являться рычагом воздействия для исполнения обязанности Администрации городского округа по выплате долга обществу.
В то же время, доводы апелляционной жалобы Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино совпадают с доводами апелляционной жалобы Отдела культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, при этом указало, что следствием принятия решения о приостановлении операций по расходованию средств на счетах Управления образования, как структурного подразделения Администрации городского округа, является фактическое ограничение права Управления образования, которое является юридическим лицом, осуществляющим деятельность, как самостоятельный субъект гражданских правоотношений.
Кроме того, все заявители апелляционных жалоб считают, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с Администрации и УФК по Приморскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по 2 000,00 руб., поскольку они являются государственными органами, которые в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождены от уплаты госпошлины.
Определениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013, 15.11.2013, 21.11.2013 апелляционные жалобы приняты к производству, и дело назначено судебное заседание на 27.11.2013.
При исследовании материалов дела в судебном заседании 27.11.2013, коллегией установлено, что суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования заявителя, обязал УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, тем самым затронув их права.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле данных лиц согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Таким образом, Арбитражный суд Приморского края вынес решение от 14.10.2013 в нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и не принял мер к привлечению указанных выше юридических лиц к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и их извещению о рассмотрении дела.
Данное процессуальное нарушение в соответствии с пунктом 6.1 статьи 268 АПК РФ является основанием для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции определением от 27.11.2013 назначил рассмотрение дела к судебному разбирательству по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино, Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управление единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдел культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управление образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино.
ООО "Анаис-ЛТД" в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, на доводы апелляционных жалоб возразило, поддержало заявленные требования, настаивало на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представители УФК по Приморскому краю, Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры администрации городского округа ЗАТО город Фокино доводы апелляционных жалоб поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить, в удовлетворении заявленных обществом требованиях отказать.
Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино, Управление единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино, Управление образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей, рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц, по имеющимся в материалах дела документам.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.05.2011 по делу N А51-1525/2011 с городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края в лице Муниципального учреждения Администрация городского округа ЗАТО город Фокино (ОГРН 1022500576471, ИНН 2512000470) за счет казны городского округа город Фокино в пользу ООО "Анаис-Лтд" (ОГРН 1027739624615, ИНН 7707195967) взыскано 88 535 601,47 руб. основного долга.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2011 по делу N А51-1525/2011 на стадии исполнения судебного акта Арбитражным судом Приморского края было утверждено мировое соглашение, достигнутое между ООО "Анаис-ЛТД" (истец) и городским округом ЗАТО г. Фокино в лице Администрации городского округа ЗАТО город Фокино (ответчик).
По ходатайству заявителя в связи с неисполнением ответчиком условий мирового соглашения, Арбитражным судом Приморского края 20.09.2012 выдан исполнительный лист серия АС N 004683895, который был предъявлен на исполнение в Отделение по городу Фокино УФК по Приморскому краю.
Отделение по городу Фокино УФК по Приморскому краю с 26.12.2012 приостановило операции по расходованию средств на лицевом счете должника (Администрации городского округа ЗАТО город Фокино); операции по расходованию средств на расчетных счетах структурных подразделений Администрации указанного городского округа Управлением Федерального казначейства приостановлены не были со ссылкой на отсутствие в предоставленном Перечне городского округа ЗАТО город Фокино структурных (обособленных) подразделений Администрации, которым открыты счета в УФК по Приморскому краю.
Не согласившись с действиями УФК по Приморскому краю и Администрации по не исполнению решения Арбитражного суда Приморского края по от 02.08.2012 делу N А51-1525/2011, полагая, что данные действия УФК по Приморскому краю не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Анаис-Лтд" обратилось в Арбитражный суд Приморского края в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о указанных действий незаконными, а также, обязании УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьями 268-271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, коллегия считает, что решение суда первой инстанции от 14.10.2013 подлежит отмене, а требования ООО "Анаис-Лтд" частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
Согласно статьям 16, 318 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1. Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с указанным Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 указанного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Следовательно, установленный указанной нормой порядок направления исполнительных документов для исполнения судебных актов к муниципальным образованиям не распространяется на судебные акты о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 12.05.2011 по делу N А51-1525/2011 и исполнительному листу АС N 004683895 задолженность взыскивается в пользу общества в порядке субсидиарной ответственности с городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края в лице Муниципального учреждения Администрация городского округа ЗАТО город Фокино за счет казны городского округа город Фокино.
Таким образом, решение Арбитражного суда Приморского края от 12.05.2011 по делу N А51-1525/2011 не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ.
Порядок взыскания на основании судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета установлен статьей 242.5 БК РФ.
Так частью 9 статьи 242.5 БК РФ закреплено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном данным Кодексом.
Исходя из положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 ГК РФ казной муниципального образования, соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования являются средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным Законом.
Как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, Решением Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 31.01.2013 N 11-МПА (с учетом изменений) утверждена структура Администрации городского округа ЗАТО город Фокино. В частности пунктами 15, 16, 24, 25, 26 предусмотрено создание таких структур органа местного самоуправления городского округа ЗАТО город Фокино как: Управление образования, Отдел культуры, Финансовое управление, Управление единого заказчика, Управление муниципальной собственности с наделением данных структурных подразделений правами юридических лиц.
Данные структурные подразделения органа местного самоуправления городского округа ЗАТО город Фокино зарегистрированы в качестве юридических лиц, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации:
- Управление образования Администрации городского округа ЗАТО город Фокино - свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 003731131, ОРГН 1132503000387;
- Отдел культуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино - свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 003731130, ОРГН 1132503000376;
- Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино - свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 02227023, ОРГН 1022500577978;
- Управление единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино - свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 003731006, ОРГН 1132503000123;
- Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино - свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 002650295, ОРГН 1062503010173.
Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ, указанные юридические лица входят в структуру органов местного самоуправления городского округа ЗАТО город Фокино (Администрации) и являются органами местного самоуправления, образуемыми для осуществления управленческих функций, что также следует из Положений об указанных юридических лицах.
Между тем, коллегия считает, что данные юридические лица не являются структурными (обособленными) подразделениями должника, в смысле, установленном частью 7 статьи 242.5 БК РФ, поскольку согласно Положениям об Управлении образования, Отделе культуры, Финансовом управлении, Управлении единого заказчика, Управлении муниципальной собственностью, указанные юридические лица осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что в силу статьи 37 Закона N 131-ФЗ является полномочиями местной администрации.
Следовательно, передача функций по решению вопросов, отнесенных Законом N 131-ФЗ к полномочиям местной администрации, структурным подразделениям, созданным в соответствии с действующим законодательством и обладающим правами юридического лица, не может являться основанием для признания таких юридических лиц структурными подразделениями должника, в смысле, приведенном в пункте 7 статьи 242.5 БК РФ.
Кроме того, в силу статей 166.1, 220.1 БК РФ органы Федерального казначейства осуществляют открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса, включенным в перечень участников бюджетного процесса местного бюджета, представленный финансовым органом муниципального образования.
Структурные (обособленные) подразделения, создаваемые юридическим лицом в соответствии с бюджетным законодательством, осуществляют все его функции или их часть, находятся в его ведении и в соответствии со статьями 38.1 и 184.1 БК РФ имеют одинаковый код бюджетной классификации.
Как следует из материалов дела, согласно перечню участников бюджетного процесса местного бюджета городского округа ЗАТО город Фокино Управление образования, Отдел культуры, Финансовое управление, Управление единого заказчика, Управление муниципальной собственностью являются самостоятельными участниками бюджетного процесса и имеют разные коды глав по бюджетной классификации.
Следовательно, приведенные в указанном Перечне главные распорядители средств бюджета не являются структурными (обособленными) подразделениями Администрации. Напротив, они являются самостоятельными юридическими лицами.
При установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах доводы общества о том, что все указанные в заявлении общества юридические лица входят в структуру Администрации, в связи с чем являются ее структурными подразделениями, коллегией отклоняются, как не основанные на нормах права.
Довод общества об одной ведомственной принадлежности структурных подразделений Администрации, со ссылкой на Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления, коллегией отклоняется, поскольку данный довод не опровергает выводы, указанные выше.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ООО "Анаис-Лтд" в части обязании УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета Отдела культуры городского округа ЗАТО город Фокино, Управления единого заказчика Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино до момента исполнения должником своих обязательств по исполнительному листу серии АС N 004683895 в полном объеме.
Между тем, судебная коллегия считает, что требования заявителя об обязании УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино до момента исполнения должником своих обязательств по исполнительному листу серии АС N 004683895 в полном объеме, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано выше судом апелляционной инстанции, согласно части 9 статьи 242.5 БК РФ, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации.
Как следует из материалов дела, Администрацией в форме муниципального учреждения создано Финансовое управление, которое в силу пункта 1.5 Положения, утвержденного Решением Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 28.02.2013 N 32-МПА, входит в структуру органов местного самоуправления городского округа ЗАТО город Фокино, осуществляющим единую финансовую, бюджетную и налоговую политику в городском округе ЗАТО город Фокино, кассовое исполнение бюджета, управление средствами бюджета в части формирования, исполнения бюджета городского округа ЗАТО город Фокино и контроля за его исполнением.
Пунктами 1.9-1.10 указанного Положения установлено, что Финансовое управление, являясь юридическим лицом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Администрации.
Согласно пункту 2.1.1 Положения одной из основных задач Финансового управления является выполнение функций финансового органа городского округа ЗАТО город Фокино по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета городского округа ЗАТО город Фокино.
При этом пунктом 3.1.17 указанного Положения предусмотрено, что Финансовое управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета городского округа ЗАТО город Фокино, предусмотренных на реализацию возложенных на управление функций, и функции главного администратора доходов и главного администратора источников финансирования дефицита бюджета городского округа в соответствии с действующим законодательством.
Решением Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 31.01.2013 N 11-МПА (с учетом изменений) утверждена структура Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, в состав которой вошло Финансовое управление как ее структурное подразделение с правом юридического лица.
Таким образом, Финансовое управление является не только главным распорядителем бюджетных средств, но и финансовым органом городского округа ЗАТО город Фокино.
В силу части 9 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном данным Кодексом.
Порядок взыскания на основании судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета установлен статьей 242.5 БК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При этом, для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом пункта 3 указанной статьи, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
В силу пункта 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 12.05.2011 по делу N А51-1525/2011 и исполнительному листу АС N 004683895 задолженность взыскивается в пользу общества в порядке субсидиарной ответственности с городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края в лице Муниципального учреждения Администрация городского округа ЗАТО город Фокино за счет казны городского округа город Фокино.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, принимая во внимание задачи и функции Финансового управления, в компетенцию которого входит распоряжение бюджетными средствами городского округа ЗАТО город Фокино, закрепленные Положением, а также тот факт, что приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, коллегия считает требования ООО "Анаис-Лтд" об обязании УФК по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино до момента исполнения должником своих обязательств по исполнительному листу серии АС N 004683895 в полном объеме, подлежащими удовлетворению.
Довод УФК по Приморскому краю о неправомерном приостановлении операции по расходованию средств на лицевых счетах администраторов доходов бюджетов, открытых юридическим лицам с кодом "04", поскольку лицевые счета с данным кодом открываются для отражения операций, проводимых на балансовом счете N 40101, который не является счетом бюджета и операции, проводимые на нем, не относятся к операциям со средствами бюджета, судебная коллегия отклоняет, поскольку в пункте 7 статьи 242.5 БК РФ не указано, какие именно лицевые счета структурных (обособленных) подразделений должника, открытых в органе, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, подлежат приостановлению. Согласно положению указанной нормы права при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе.
В части требований заявителя об обязании Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в десятидневный срок с даты принятия решения предоставить УФК по Приморскому краю утвержденную структуру Администрации городского округа ЗАТО город Фокино суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения, поскольку Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" предоставление УФК по Приморскому краю утвержденной структуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино не предусмотрено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 201 АПК РФ, считает необходимым решение суда первой инстанции от 14.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "Анаис-Лтд" частично.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ при удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованных лиц.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, возлагает судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины на заинтересованных лиц - УФК по Приморскому краю и Администрацию городского округа ЗАТО город Фокино в равных частях.
При этом коллегия отмечает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Поскольку при рассмотрении настоящего дела требования общества частично удовлетворены, расходы заявителя по делу по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд с учетом приведенных выше норм и правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08, подлежат взысканию с заинтересованных лиц. Указанное выше соответствует также правовой позиции, высказанной в пункте 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2013 по делу N А51-18035/2013 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Приморскому краю и Администрации городского округа ЗАТО город Фокино по не исполнению решения суда по делу N А51-1525/2011 от 02.08.2012 как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Постановление в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Управление Федерального казначейства по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1525/2011 от 02.08.2012 на лицевых счетах Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино: лицевой счет ГРБС, РБ - 01203012050, лицевой счет ПБС - 03203012050, лицевой счет АДБ - 04203012050, лицевой счет АИВФДБ - 08203012050.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Анаис-Лтд" государственную пошлину по заявлению в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
Взыскать с Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Анаис-Лтд" государственную пошлину по заявлению в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18035/2013
Истец: ООО "Анаис-Лтд"
Ответчик: Администрация городского округа ЗАТО г. Фокино, Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю
Третье лицо: Отдел культуры администрации городского округа ЗАТО г. Фокино, Управление единого заказчика администрации городского округа ЗАТО г. Фокино, Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО г. Фокино, Управление образования администрации городского округа ЗАТО г. Фокино, Финансовое управление городского округа ЗАТО г. Фокино
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5172/14
01.09.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8033/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-916/14
08.05.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13850/13
30.04.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13850/13
02.04.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13850/13
24.01.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13850/13
14.10.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-18035/13