г. Хабаровск |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А37-8/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.
при участии в заседании:
от Прокуратуры Магаданской области: представитель не явился;
от Мэрии города Магадана: Узюкова Е.Г., представитель по доверенности от 28.11.2013;
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана: Узюкова Е.Г., представитель по доверенности от 18.03.2013;
от МУП "Магадантеплосеть": Узюкова Е.Г., представитель по доверенности от 30.12.2013 N Ю-20/С,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Магаданской области на решение от 13.05.2013 по делу N А37-8/2013 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Астаховой Е.А.
по иску Прокурора Магаданской области, мэрии города Магадана
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, муниципальному унитарному предприятию города Магадана "Магадантеплосеть"
о признании недействительным договора, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Магаданской области (ОГРН 1024900969136) (далее - Прокурор, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Магаданской области в защиту интересов муниципального образования "Город Магадан" в лице Мэрии города Магадана (ОГРН 1024900966133) (далее - Мэрия города Магадана) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (ОГРН 1054900003025) (далее - Департамент ЖКХ), муниципальному унитарному предприятию города Магадана "Магадантеплосеть" (ОГРН 1024900952504) (далее - МУП г. Магадана "Магадантеплосеть") с иском о признании недействительным договора от 10.01.2012 N 1 о предоставлении субсидии на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан" в 2012 году и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Требования мотивированы статьями 167, 168, пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованы нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением от 07.02.2013 удовлетворено ходатайство Мэрии города Магадана о вступлении в дело в качестве истца.
Решением от 13.05.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 решение отменено. Договор от 10.01.2012 N 1 о предоставлении субсидии на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан", в 2012 году, заключенный между Департаментом ЖКХ и МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", признан недействительным. Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" возвратить в бюджет муниципального образования "Город Магадан" 28 793 257,59 рублей.
Указанный судебный акт постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2013 N Ф03-4811/2013 в части применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" возвратить в бюджет муниципального образования "Город Магадан" 28 793 257,59 рублей отменен, дело в данной части направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
В остальном постановление оставлено без изменения.
При новом рассмотрении апелляционной жалобы в части применения последствий недействительности ничтожной сделки - договора от 10.01.2012 N 1 представитель, действующая по доверенностям от мэрии города Магадана, Департамента ЖКХ и МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", указала на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы в данной части, сославшись на фактическое исполнение условий договора. Дополнительно указала, что предоставление субсидий предприятию соответствовало целям, установленным решением представительного органа муниципального образования, а спорные денежные средства использованы предприятием по их целевому назначению.
Прокуратура Магаданской области, извещенная в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направила; дополнительных пояснений не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения в части отказа в применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно материалам дела 10.01.2012 между Департаментом ЖКХ и МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" (получатель) заключен договор N 1, в соответствии с которым Департамент ЖКХ осуществляет предоставление получателю субсидии на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан" в 2012 году (т.1 л.д.27-30).
Целью предоставления субсидии является оказание финансовой помощи за счет средств местного бюджета на выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан" (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 договора Департамент ЖКХ осуществляет предоставление МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" субсидии в размере 28 793 257,59 рублей путем ее перечисления на отдельный расчетный счет получателя в течение года ежемесячно в установленных размере и сроки.
Согласно пункту 2.4 договора предоставляемая субсидия носит целевой характер и используется на оплату работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан" в 2012 году.
МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", в свою очередь, приняло на себя обязательство обеспечить целевое использование субсидии в срок до 25.12.2012, а в случае использования субсидии не по целевому назначению или неиспользования субсидии - осуществить возврат средств субсидий в бюджет муниципального образования "Город Магадан" не позднее 31.12.2012 (пункты 3.2.1-3.2.2 договора).
В силу пункта 4.11 договора Департамент ЖКХ имеет право отказать получателю в предоставлении субсидии или уменьшить размер предоставляемой субсидии в случае уменьшения в установленном порядке (недостаточности) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета муниципального образования "Город Магадан", предусмотренных Департаменту ЖКХ по КБК, а также в случае ненадлежащего выполнения получателем обязательств, предусмотренных договором.
Получатель имеет право на получение субсидии за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан" при выполнении условий, предусмотренных пунктом 6 "Порядка предоставления субсидий на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденного постановлением мэрии города Магадана от 30.11.2011 N 4361 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан" (пункт 4.2 договора).
Разделом 5 договора определен порядок возврата субсидии. Согласно пункту 5.1 договора субсидия подлежит возврату в случаях ее нецелевого использования и неиспользования субсидии в установленные договором сроки.
Ссылаясь на несоответствие договора положениям статей 34, 78 Бюджетного кодекса РФ, Порядку предоставления субсидий на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан", заключение договора о предоставлении субсидии исключительно в качестве финансирования МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" для оплаты договора финансовой субаренды от 17.11.2011, заключенного между ЗАО "НПФ Теплоком" и МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" на срок до 20.11.2016 с объемом платежей в 2012 году в размере 28 793 257,59 рублей, прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 N 06АП-3373/2013 спорный договор признан недействительным. В указанной части судебный акт оставлен судом кассационной инстанции без изменения.
Исходя из положений части 2 статьи 69 АПК РФ, факт недействительности спорной сделки не подлежит доказыванию, поскольку установлен вступившим в законную силу судебным актом.
В силу части 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Рассматривая возможность применения положений указанной нормы права, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Постановлением мэрии города Магадана от 26.11.2010 N 3654 утверждена муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "Город Магадан на 2010-2017 годы", которой предусмотрены мероприятия по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов (ОДПУ).
Исполнение данных мероприятий возложено на МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", осуществляющее снабжение-передачу энергетических ресурсов (воды, тепловой энергии) в многоквартирные жилые дома.
Согласно разделу 6 указанной муниципальной программы финансирование мероприятий по программе производится в виде субсидий за счет средств местного бюджета с привлечением внебюджетных источников.
Муниципальная программа включена в расходные обязательства муниципального образования на 2012 год с объемом финансирования 29 320 000 рублей (бюджет муниципального образования "Город Магадан" на 2012 год, утвержденный решением Магаданской городской думы от 23.12.2011 N 84-Д).
Постановлением мэрии города г. Магадана от 30.11.2011 N 4361 утвержден порядок предоставления субсидии на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан".
Согласно данному порядку (пункт 10) предоставление субсидий осуществляется на основании договора, в который включается перечень обязательных условий (размер предоставляемых субсидий с приложением проектно-сметной документации на выполнение работ; порядок использования субсидий; порядок предоставления получателем отчетности по использованию субсидий с приложением форм отчетов; порядок возврата субсидий в случаях их нецелевого использования или неиспользования в установленные договором сроки).
Получатель субсидии предоставляет договоры на установку ОДПУ, проектно-сметную документацию (пункт 6), которая, в свою очередь, направляется на проверку в экспертную организацию, имеющую соответствующее разрешение на указанный вид деятельности (пункт 7); на основании соответствующего заключения принимается решение о предоставлении субсидии (пункт 8), размер которой определяется на основании проектно-сметной документации на выполнении работ по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела, МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" получены денежные средства (субсидия) по договору от 10.01.2012 N 1 о предоставлении субсидии на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан", то есть со стороны Департамента ЖКХ договор исполнен.
Основанием для признания спорного договора недействительным явилось нарушение положений статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих порядок предоставления субсидий.
Вместе с тем, в последующем условия, предусмотренные порядком предоставления субсидии, МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" выполнены: представлены проектно-сметная документация, получившая положительное заключение; договоры на установку общедомовых приборов учета; доказательства фактического несения получателем затрат.
В целях исполнения муниципальной программы, предусматривающей установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" с ЗАО "НПФ Теплоком" заключен договор финансовой субаренды (сублизинг) от 17.11.2011 N 2811/НПФ, предметом которого является Узел Учета тепловой энергии, с учетом стоимости монтажа в количестве 236 штук.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 27.05.2013 по делу N А37-307/2013 (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 N 06АП-3762/2013, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.12.2013 N Ф03-5969/2013) установлен факт исполнения сторонами договора сублизинга своих обязательств по договору: осуществлена приемка-передача узлов учета тепловой энергии; выполнение продавцом работ по их установке в многоквартирных домах; внесение сублизингополучателем лизинговых платежей. Исполнение договора сублизинга подтверждено счетами-фактурами, актами оказанных услуг, платежными поручениями, актами приема-передачи узлов учета ресурсов.
В соответствии с положениями пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", осуществляющее снабжение многоквартирных домов в городе Магадане энергетическими ресурсами, возложена обязанность совершить действия по установке в многоквартирных домах приборов учета используемых энергетических ресурсов, направленные на поэтапный переход на отпуск энергетических ресурсов потребителям в соответствии с показаниями приборов учета потребления таких ресурсов, на обеспечение ежегодного снижения объема потребления воды и тепловой энергии.
Указанная обязанность явилась основанием для получения МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" спорной субсидии.
Поскольку предоставление субсидии МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" соответствовало целям, установленным решением представительного органа муниципального образования, муниципальной программе и осуществлено в пределах объема финансирования, учитывая, что использование полученной субсидии по целевому назначению установлено вступившим в законную силу судебным актом, основания для применения положений пункта 2 статьи 167 ГК РФ отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о негативных последствиях оспоренного договора для муниципального образования в связи с нарушением прав неопределенного круга лиц (граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах) подлежит отклонению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, доказанность факта исполнения договора сублизинга от 17.11.2011, целевое использование полученной спорной субсидии, установленные общедомовые приборы учета в силу закона подлежат отнесению к общему имуществу собственников многоквартирного дома и являются собственностью последних.
Указанное свидетельствует об отсутствии нарушения прав неопределенного круга лиц - собственников помещений в многоквартирных домах.
В связи с изложенным, решение суда в части отказа в применении последствий недействительности ничтожной сделки отмене не подлежит. Доводы апелляционной жалобы в указанной части признаются необоснованными.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13.05.2013 по делу N А37-8/2013 в части отказа в применении последствий недействительности ничтожной сделки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-8/2013
Истец: И.о. прокурора Магаданской области, Мэрия города Магадана, Прокуратура Магаданской области
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", МУП города Магадана "Магадантеплосеть"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6847/13
26.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4811/13
19.11.2013 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-8/13
02.08.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3373/13
24.07.2013 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-8/13
13.05.2013 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-8/13