г. Воронеж |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А14-20126/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ИП Каребиной Е.А.:
от ИП Брыжахиной Л.И.:
от ИП Машиной В.Д.:
от ИП Дегтяревой Л.С.:
от управления Росреестра по Воронежской области:
от ООО "СПЕКТР":
от администрации Лискинского муниципального района Воронежской области: |
Шелухин Р.А., представитель по доверенности от 12.12.2012 выданной сроком на три года; Шелухин Р.А., представитель по доверенности от 12.12.2012 выданной сроком на три года; Шелухин Р.А., представитель по доверенности от 12.12.2012 выданной сроком на три года; Шелухин Р.А., представитель по доверенности от 12.12.2012 выданной сроком на три года; Ремих О.В., главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения по доверенности от 24.05.2013 N 38-д; представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения; представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Каребиной Е.А., ИП Брыжахиной Л.И., ИП Машиной В.Д., ИП Дегтяревой Л.С., ООО "СПЕКТР" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2013 по делу N 14-20126/2012 (судья Попова Л.В.) по заявлению ИП Каребиной Е.А. (ИНН 365200608955, ОГРН 311365210500068), г.Лиски Воронежской области, ИП Брыжахиной Л.И. (ИНН 365200043790, ОГРН 304365228000061), г.Лиски Воронежской области, ИП Машиной В.Д. (ИНН 365200123238, ОГРН 310365222900028), г.Лиски Воронежской области, ИП Дегтяревой Л.С. (ИНН 365232218228, ОГРН 308365226000055), г.Лиски Воронежской области, ООО "СПЕКТР" (ИНН 3652002214, ОГРН 1023601511450), г.Лиски Воронежской области, к администрации Лискинского муниципального района Воронежской области (ИНН 3652003218, ОГРН 1023601511526), г.Лиски Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области (ИНН 3664062360, ОГРН 1043600196254), г.Воронеж, о признании частично недействительным и частичной отмене постановления от 25.02.2012 за N 1997,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Каребина Елена Александровна, Брыжахина Любовь Ивановна, Машина Валентина Дмитриевна и Дегтярева Лилия Степановна, а также гражданин Шелухин Алексей Федорович и общество с ограниченной ответственностью "СПЕКТР" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления администрации Лискинского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, Администрация) от 25.09.2012 за N 1997 в части резервирования и установления ограничений прав собственников следующих земельных участков: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР"); о признании незаконной государственной регистрации ограничений (обременений) прав на следующие земельные участки: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:50 (Шелухин А.Ф.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР") и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Воронежской области) в лице Лискинского отдела отменить государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на следующие земельные участки: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:50 (Шелухин А.Ф.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР").
На основании определения арбитражного суда от 16.04.2013 требования Шелухина Алексея Федоровича о признании недействительным и отмене постановления администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 г. за N 1997 в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 36:14:0012004:50, о признании незаконной государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельный участок с кадастровым номером 36:14:0012004:50 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в лице Лискинского отдела отменить государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельный участок с кадастровым номером 36:14:0012004:50 выделено из настоящего дела в отдельное производство (N А14-4098/2013).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным постановление администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 за N 1997 в части резервирования и установления ограничений прав собственников земельных участков: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР").
В удовлетворении остальной части заявления индивидуальных предпринимателей Каребиной Е.А, Брыжахиной Л.И., Машиной В.Д., Дегтяревой Л.С., ООО "СПЕКТР" отказано.
Не согласившись с решением, ИП Каребина Е.А., ИП Брыжахина Л.И., ИП Машина В.Д., ИП Дегтярева Л.С., ООО "СПЕКТР" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить в части отказа в удовлетворении их требований. Указывают, что:
- ни юридическая экспертиза принимаемых на государственную регистрацию документов, ни проверка законности оснований регистрации государственным регистратором не производились;
- в делах правоустанавливающих документов заявителей отсутствуют уведомления о прекращении государственной регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в отношении земельных участков заявителей;
- в материалах дела отсутствуют специальные штампы погашения регистрационных записей об установлении ограничений (обременений) прав, установленных в отношении земельных участков заявителей;
- при отсутствии уведомлений собственников о прекращении государственной регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в отношении принадлежащих им участков, специальных штампов погашения регистрационных записей о регистрации обременений, подтверждающих погашение указанных регистрационных записей по каждому земельному участку заявителей, на сегодняшний день записи не погашены.
В заседании апелляционной инстанции представитель ИП Каребиной Е.А., ИП Брыжахиной Л.И., ИП Машиной В.Д., ИП Дегтяревой Л.С. поддержал требования апелляционной жалобы по вышеприведённым основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Воронежской области требования апелляционной жалобы не признала. Полагает, что решение в части, касающейся Управления, является законным и обоснованным. Представила записи подраздела III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по участкам заявителей со специальными штампами погашения регистрационных записей об обременении земельных участков: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР"). Пояснила, что уведомления о прекращении государственной регистрации ограничений (обременений) прав заявителей в их адрес не направлялись.
Представители ООО "СПЕКТР", администрации Лискинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Судебное заседание откладывалось с 16.12.2013 до 15.01.2014.
В судебном заседании объявлялись перерывы с 09.12.2013 до 16.12.2013, с 15.01.2014 до 22.01.2014.
В силу ч.5 ст.268 АПК РФ, в связи с отсутствием возражений со стороны участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2013 только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области 25.09.2012 вынесла постановление N 1997 "О резервировании земель для муниципальных нужд".
Согласно п.1 указанного постановления от 25.09.2012 N 1997 Администрация зарезервировала для муниципальных нужд Лискинского муниципального района Воронежской области земли ориентировочной площадью 12330 кв.м в целях реконструкции Центрального рынка по ул.Коммунистическая г.Лиски, строительства общественно-делового центра общегородского и районного значения в соответствии со схемой резервируемых земель согласно приложению N 1.
Постановлением устанавливались ограничения прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в соответствии с приложением N 2 (п.2).
Пунктом 5 оспариваемого постановления оговаривалось осуществление в установленном порядке государственной регистрации ограничений прав, установленных постановлением в Управлении Росреестра по Воронежской области.
В соответствии с п.6 постановления от 25.09.2012 N 1997 постановление должно быть опубликовано в газете "Лискинский муниципальный вестник" и размещено на сайте Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области.
Во исполнение указанного постановления Управлением Росреестра по Воронежской области 08.11.2012 была произведена государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных оспариваемым постановлением от 25.09.2012 N 1997.
Администрацией Лискинского муниципального района Воронежской области 31.01.2013 вынесено постановление N 171 "О внесении изменений в постановление Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 "О резервировании земель для муниципальных нужд", которым уточнена ориентировочная площадь зарезервированной для муниципальных нужд Лискинского муниципального района Воронежской области земли (9000 кв.м вместо 12330 кв.м.); внесены изменения в приложения N 1 и N 2 постановления: из перечня резервируемых земельных участков исключены земельные участки заявителей по настоящему делу.
Управлением Росреестра по Воронежской области на основании постановления Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 31.01.2013 N 171 и соответствующего заявления Администрации прекращена государственная регистрация ограничений (обременений) прав заявителей на спорные земельные участки, записи об обременении прав погашены 28.05.2013.
Однако ИП Каребина Е.А, ИП Брыжахина Л.И., ИП Машина В.Д., ИП Дегтярева Л.С., ООО "СПЕКТР" настаивали на удовлетворении их требований.
Арбитражный суд области признал недействительным постановление администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 за N 1997, поскольку пришёл к выводу, что оно не соответствует требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса РФ, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд и нарушает права и законные интересы заявителей.
Оценивая законность государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки, арбитражный суд области указал, что Управлением Росреестра была проведена правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с Законом РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ; доказательств наличия оснований для отказа в государственной регистрации обременений прав заявителей (ст.20 Закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ) либо приостановления спорной регистрации (ст.19 Закона) в материалы дела не представлено. В связи с этим в данной части требования заявителей признаны необоснованными.
Исходя из принятия администрацией Лискинского муниципального района Воронежской области 31.01.2013 постановления N 171, погашения записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним об обременении прав заявителей на указанные земельные участки, суд также не нашёл оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления в части отмены постановления Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 в части резервирования и установления ограничений прав собственников указанных земельных участков, а также в части обязания Управления Росреестра по Воронежской области отменить государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на указанные земельные участки.
Апелляционный суд не может согласиться с правовой позицией суда первой инстанции в обжалуемой части решения, в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая законность оспариваемой государственной регистрации ограничений (обременений) прав заявителей на принадлежащие им земельные участки, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Во исполнение постановления Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 "О резервировании земель для муниципальных нужд" Управлением Росреестра по Воронежской области 08.11.2012 произведена государственная регистрация ограничений (обременений) прав собственников земельных участков: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР").
На основании постановления Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 31.01.2013 N 171 "О внесении изменений в постановление Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 "О резервировании земель для муниципальных нужд" Управлением Росреестра по Воронежской области 28.05.2013 прекращена государственная регистрация ограничений (обременений) прав заявителей на спорные земельные участки, записи об обременении прав погашены.
Таким образом, оспариваемая в рамках настоящего дела государственная регистрация действовала в период с 08.11.2012 по 28.05.2013.
В связи с этим апелляционная коллегия считает необходимым исходить из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п.18 Информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которой отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционная коллегия учитывает, что регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в том числе судебные, в случае если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено к их компетенции; на момент госрегистрации обременения прав заявителя постановление в установленном законом порядке не было оспорено.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. на момент поступления постановления администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 на исполнение в регистрирующий орган), государственная регистрация прав проводилась в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Аналогичным порядок установлен действующей редакцией вышеназванной правовой нормы.
Таким образом, порядком проведения государственной регистрации предусмотрена правовая экспертиза документов.
Согласно п.32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв.Приказ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Пунктом 33 названного нормативно-правого акта рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Согласно п.34 Методических рекомендаций при проверке имеющихся в Едином государственном реестре прав записей рекомендуется проверить, в том числе, наличие записей о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимого имущества, о регистрации права, ограничения (обременения) права на который и сделки с которым ходатайствует заявитель.
По смыслу ст.49, ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование.
Таким образом, в соответствии с приведёнными правовыми нормами регистрирующий орган при получении на исполнение постановления Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области N 1997 от 25.09.2012 был обязан проверить отсутствие оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав, для чего провести, в том числе, проверку имеющихся в ЕГРП записей о правах собственности заявителей на земельные участки кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:50 (Шелухин А.Ф.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР"), проверку соответствия постановления Администрации N 1997 от 25.09.2012 установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Регистрирующим органом не представлено доказательств проверки наличия записей о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимого имущества, о регистрации ограничения права на который ходатайствовал заявитель.
Таким образом, представленное в Управление Росреестра по Воронежской области для осуществления государственной регистрации ограничений (обременений) постановление Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 не содержит ссылки на установленные ст.49, ст.70.1 Земельного кодекса РФ возможные основания для резервирования земельных участков заявителей по делу.
Согласно ст.70.1 Земельного кодекса РФ (в ред., действовавшей на момент оспариваемой регистрации), земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Подпунктом "а" п.5 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, установлено, что решение о резервировании земель должно содержать цели и сроки резервирования земель.
В представленном на регистрацию постановлении Администрации N 1997 от 25.09.2012 указана лишь его цель - реконструкция Центрального рынка по ул.Коммунистическая г.Лиски (л.д.21 т.1), срок резервирования постановлением не установлен.
Таким образом, представленный в регистрирующий орган документ - постановление Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 по своему содержанию не соответствовал установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
При выполнении требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Методических рекомендаций регистрирующий орган был обязан установить, что представленное на исполнение постановление Администрации от 25.09.2012 N 1997 по своему содержанию не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, поскольку не содержит ссылки на установленные ст.49, ст.70.1 Земельного кодекса РФ возможные основания для резервирования земельных участков заявителей по делу, не содержит срока резервирования.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Таким образом, в силу ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации оспариваемого резервирования в связи с несоответствием постановления Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области от 25.09.2012 N 1997 установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что при осуществлении испрашиваемой государственной регистрации Управление Росреестра по Воронежской области вышло за пределы своей компетенции, установив срок ограничения (обременения) прав заявителей на принадлежащие им земельные участки в пользу Лискинского муниципального района Воронежской области - 7 лет.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Воронежской области признала, что сведения о сроках ограничения (обременения) прав заявителей в представленных документах отсутствовали, установление названного срока осуществлено ответчиком по собственной инициативе, исходя из максимального срока, предусмотренного законом.
Согласно п.66 Методических рекомендаций, если ограничение (обременение) права в соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ регистрируется не по заявлению правообладателя, то в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в письменной форме уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости о проведенной государственной регистрации.
Судом установлено, что уведомлений в адрес заявителей по настоящему делу о прекращении ограничения (обременения) их прав регистрирующим органом не направлялось. Данные обстоятельства признаны представителем Управления Росреестра по Воронежской области в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что незаконные действия Управления Росреестра по Воронежской области по регистрации ограничений (обременений) нарушали права заявителей в период с 08.11.2012 по 28.05.2013.
Статьей 280 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Исходя из приведённой правовой нормы, апелляционная коллегия находит убедительными доводы заявителей жалобы о нарушении оспариваемыми действиями предоставленных им законом (ст.263 ГК РФ, ст.40 Земельного кодекса РФ ГК РФ) прав возводить на земельных участках здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам.
Частью 1 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлена открытость сведений о государственной регистрации прав, т.е. сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц.
Таким образом, сведения о незаконном ограничении прав собственников на данные земельные участки были доступны в период с 08.11.2012 по 28.05.2013 неограниченному кругу лиц, в то время как сами собственники были лишены права на своевременное уведомление их о произведённой регистрации.
Таким образом незаконной регистрацией ограничения прав на земельные участки управление Росреестра по Воронежской области препятствовало осуществлению нормальной экономической деятельности предпринимателей и своевременному осуществлению защиты своих прав.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии необходимой совокупности условий, установленных ст.201 АПК РФ, для удовлетворения требований заявителей по настоящему делу о признании незаконной государственной регистрации ограничений (обременений) прав на следующие земельные участки: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:50 (Шелухин А.Ф.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР").
Пунктом 3 ч.4 ст.201 АПК РФ установлена необходимость указания в судебном решении на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом оспариваемая государственная регистрация отменена, о чём свидетельствуют представленные в суд записи подраздела III ЕГРПН со специальными штампами погашения регистрационных записей об обременении земельных участков, оснований для указания судом на восстановление прав заявителей не имеется.
При выполнении требований ч.3 ст.271 АПК РФ апелляционный суд учитывает результаты рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции, размер госпошлины, уплаченный заявителями по чек-ордерам СБ 9013/0706 от 20.12.2012, СБ 9013/0723 от 17.12.2012, СБ 9013/0700 от 17.12.2012, СБ 9013/0706 от 19.12.2012; СБ 9013/0700 от 07.11.2013; платежным поручениям N 84 от 20.12.2012 и N 296 от 08.11.2013, и приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Управления Росреестра по Воронежской области понесённых выигравшей стороной судебных расходов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.2 ст.269, ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2013 по делу N 14-20126/2012 отменить в части.
Признать незаконной государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на следующие земельные участки: кадастровый номер 36:14:0012004:6 (Каребина Е.А.), кадастровый номер 36:14:0012004:0063 (Брыжахина Л.И.), кадастровый номер 36:14:0012004:0006, кадастровый номер 36:14:0012004:0007 (Машина В.Д.), кадастровый номер 36:14:0012004:0069 (Дегтярева Л.С.), кадастровый номер 36:14:0012004:0035 (ООО "СПЕКТР").
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2013 по делу N 14-20126/2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-20126/2012
Истец: Брыжахина Л И, Дегтярева Л С, Каребина Е А, Машина В Д, ООО "СПЕКТР", Шелухин А. Ф.
Ответчик: Администрация Лискинского МР ВО, Управление Росреестра по Воронежкой области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в лице Лискинского отдела
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1324/14
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9329/14
08.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9329/14
23.06.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6278/13
16.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1324/14
29.01.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6278/13
17.10.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-20126/12