г. Ессентуки |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А15-2567/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства России по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2013 по делу N А15-2567/2013 (судья И.С.Гаджимагомедов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монтажник-М" (ОГРН 1030502523435, ИНН 0561048921)
к Управлению Федерального казначейства России по Республике Дагестан (ОГРН 1020502632941, ИНН 0562043725)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Монтажник-М" - не явились, извещены;
от Управления Федерального казначейства России по Республике Дагестан - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монтажник-М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федерального казначейства России по Республике Дагестан (далее - управление) о признании незаконными действий Отдела N 2 УФК России по РД по возврату исполнительного листа от 25.06.2013, выданного по делу N А15-721/2013, выраженных в письме N 02-449/13 от 19.08.2013.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что действия управления по возврату исполнительного листа противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Решением от 01.11.2013 суд заявление ООО "Монтажник-М" удовлетворил и признал незаконными действия Управления Федерального казначейства России по Республике Дагестан по возврату исполнительного листа от 25.06.2013, выданного по делу N А15-721/2013, выраженные в письме Отдела N 2 УФК России по РД от 19.08.2013 N 02-449/13 и обязал устранить допущенные нарушения.
Судебный акт мотивирован тем, что при отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю средств соответствующего бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Не согласившись с таким решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению управления, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Лица, участвующие в судебном разбирательстве о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в судебном разбирательстве в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.06.2013 выдан исполнительный лист серии АС N 003372072 от 25.06.2013 о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью "Монтажник-М" с муниципального унитарного казенного предприятия "Управление капитального строительства администрации города Дербента", а в случае отсутствия у него достаточных денежных средств - с казны муниципального образования городского округа "Город Дербент" в лице администрации городского округа "город Дербент", 85 861 рубль неустойки, 3417 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и 25 240 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя.
11.07.2013 общество направило указанный исполнительный лист в казначейство в лице его Отдела N 2 УФК России по РД (г. Дербент).
Казначейство письмом N 02-449/13 от 19.08.2013 возвратило заявителю исполнительный документ без исполнения, сославшись на отсутствие у него лицевого счета должника - муниципального унитарного казенного предприятия "Управление капитального строительства администрации города Дербента".
Возвращение без исполнения исполнительного листа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции, сделал правильный вывод о незаконности действий казначейства по возврату исполнительного листа без исполнения на основании следующего.
В силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Согласно статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
При этом орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе, представление заявления в орган казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника.
Вместе с тем, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
А в соответствии с пунктом 12 Приказа Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" лицевые счета открываются в отделениях казначейства по месту нахождения (месту обслуживания) клиента, то есть получателя бюджетных средств.
Учитывая, что и муниципальное унитарного казенное предприятие "Управление капитального строительства администрации города Дербента" и администрация городского округа "Город Дербент" расположены в г. Дербенте, отделением казначейства в котором является Отдел N 2 УФК по РД, заявитель правомерно предъявил исполнительный лист в указанное отделение.
При этом отсутствие у казенное предприятия лицевых (расчетных) счетов не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения, тем боле, что исполнительный лист содержит указание на взыскание средств в субсидиарном порядке с самого муниципального образования в лице его администрации, который имеет лицевые счета.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21.10.2008 N 6758/08, от 09.07.2009 N 3869/09 и от 01.03.2011 N 9647/10, орган казначейства, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю средств соответствующего бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Такие же разъяснения даны в письме Федерального Казначейства от 23 июля 2013 г. N 42-7.4-05/9.2-438.
Вопреки требованиям статьей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации казначейство не представило доказательств совершения таких действий.
Согласно письму N 02-449/13 от 19.08.2013, несмотря на взыскание средств в субсидиарном порядке также и с местного бюджета (администрации ГО "Город Дербент") казначейство возвратило исполнительный лист, указав единственным основанием отсутствие лицевого счета у основного должника - муниципального унитарного казенного предприятия "Управление капитального строительства администрации города Дербента", что не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив все доводы лиц, участвующих в судебном разбирательстве и фактические обстоятельства дела в совокупности, принял правильное решение о том, что заявленные ООО "Монтажник-М" требования следует удовлетворить и признать незаконными действия Управления Федерального казначейства России по Республике Дагестан по возврату исполнительного листа от 25.06.2013, выданного по делу N А15-721/2013, выраженные в письме Отдела N 2 УФК России по РД от 19.08.2013 N 02-449/13.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность вынесенного по делу решения суда, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2013 по делу N А15-2567/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2567/2013
Истец: ООО "Монтажник-М"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по РД
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3415/14
29.04.2014 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2567/13
04.02.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4241/13
01.11.2013 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2567/13