г. Томск |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А27-11862/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва помощником судьи Фаст Е.В., после перерыва помощником судьи Орловой Е.В. при участии:
от истца: Филеевой Т.А. по доверенности от 28.12.2012 (по 28.12.2015),
от ответчика: до перерыва: Кравчук Д.Д. по доверенности от 21.01.2014 (на 1 год), после перерыва: без участия,
от третьего лица: Николаевой А.О. по доверенности от 10.01.2014 (до 31.12.2014), после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 13.11.2013 по делу N А27-11862/2013 (судья Бондаренко С.С.)
по иску Муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (ОГРН 1034217021013, ИНН 4217059208, 654041, г. Новокузнецк, проезд Курбатова, д. 3-А)
к Муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого муниципального района (ОГРН 1024202128246, ИНН 4238004496, 654216, Новокузнецкий район, с. Атаманово, ул. Центральная, д. 109-А)
третье лицо: Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (ОГРН 1034205005020, ИНН 4207022150, 650064, г. Кемерово, пр. Советский, д. 58)
о взыскании 1 958 291, 10 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 1 958 291 рублей 10 копеек в счет возмещения автотранспортных расходов истца при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого района в период с 01.04.2013 по 30.06.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - Департамент, третье лицо).
Решением от 13.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на ошибочность вывода суда о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику.
Подробно доводы Предприятия изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент поддержал позицию истца по делу.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах к ней.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 28.01.2014.
После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителя истца. От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела после перерыва в отсутствие ее представителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" создано по распоряжению Администрации города Новокузнецка от 02.06.2003 N 886 в целях решения социальных задач в сфере автомобильного транспорта для обеспечения врачебной и хозяйственной деятельности лечебных учреждений и оказания скорой и неотложной помощи населению г. Новокузнецка.
Предприятие на основании муниципальных контрактов и договоров, заключаемых с муниципальным учреждением Центральная районная больница Новокузнецкого района (заказчиком, который в последующем был заменен в контрактах на Управление здравоохранения), в течение 2011-2012 гг. оказывал транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд муниципального образования Новокузнецкий муниципальный район, по месту проживания зарегистрированных в указанном районе жителей.
На территории Новокузнецкого муниципального района не имеется собственной службы скорой медицинской помощи. Соответствующие услуги жителям, зарегистрированным на территории определенных населенных пунктов этого района, оказывались ранее и оказываются в 2013 году МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк (в частности, в 2012 году по муниципальному контракту от 01.01.2012 N 2/4-2012 с муниципальным учреждением Центральная районная больница Новокузнецкого района, приложенным к исковому заявлению).
Таким образом, скорую медицинскую помощь жителям Новокузнецкого района оказывают специалисты МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк (далее также - Станция СМП), транспорт для этого предоставляет Предприятие, и до 2013 года соответствующие расходы при использования транспорта оплачивались Предприятию за счет бюджета Новокузнецкого муниципального района.
В 2013 году между Управлением здравоохранения и Предприятием контракт на транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы Станции СМП на территории Новокузнецкого района заключен не был в связи с невключением в бюджет Муниципального образования расходов на такие услуги.
Образование задолженности за оказанные автотранспортные услуги послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику.
Апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени муниципального образования по искам о возмещении вреда выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под убытками, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
В доказательства понесенных расходов Предприятием представлены: составленные и подписанные Предприятием реестры оказанных услуг МКП г. Новокузнецка "Автотранспорт медицины" жителем Новокузнецкого района, обслуженных на территории Новокузнецкого района, в которых указаны даты и адреса вызовов, адреса проживания граждан, затраченное время, количество километров, марка автомобилей; составленные и подписанные Станцией СМП реестры оказанных услуг МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" жителем Новокузнецкого района, обслуженных на территории Новокузнецкого района, в которых указаны даты и номера вызовов, время выезда и время освобождения, фамилии пациентов и их возраст, адреса вызовов, адреса проживания граждан, профиль бригады, марка и госномера автомобилей, затраченное время, стоимость 1 минуты и стоимость за 1 вызов.
Предприятием со своей стороны подписаны и направлены Управлению здравоохранения акты об оказанных автоуслугах, отражающие период, марку автомобилей, количество использования транспорта (в километрах и в часах).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Из пункта 2 статьи 18 данного Закона вытекает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Пунктом 3.1 закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 122-ОЗ "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы" (далее - Закон N122-ОЗ) предусмотрено, что медицинская помощь на территории Кемеровской области оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального, областного и местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы оплачиваются медицинская помощь, оказываемая в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в пределах объемов, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 3.2 Закона N 122-ОЗ).
Согласно пункту 11.5 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год (заключенным в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" между указанными в нем организациями, в том числе Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области) установленный в этом соглашении подушевой норматив скорой медицинской помощи и тариф на один вызов для перечисленных в нем организаций скорой медицинской помощи, в том числе для МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк, не включает возмещение затрат МО на содержание автотранспорта.
Следовательно, затраты на содержание автотранспорта при оказании услуг скорой медицинской помощи должны возмещаться не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных ассигнований, в том числе финансовых средств местного бюджета.
Соответствующая позиция изложена в письме от 04.06.2013 N П-117 Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в адрес Главного финансового управления Кемеровской области и в письме последнего от 13.06.2013 N 17-17/1479 главе Новокузнецкого муниципального района.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что судом сделан ошибочный вывод о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, опровергается материалами дела.
Исковое заявление предъявлено муниципальному образованию в лице "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого муниципального района. При рассмотрении дела по существу представитель истца возражал против удовлетворения ходатайства о замене ненадлежащего ответчика, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для замены ответчика либо привлечении соответчика.
Ссылка ответчика на наличие иной судебной практики разрешения данной категории споров, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе Предприятия, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены определения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.11.2013 года по делу N А27-11862/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11862/2013
Истец: муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины"
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района, Муниципальное образование Новокузнецкий муниципальный район (администрация Новокузнецкого муниципального района)
Третье лицо: Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, Управление здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10996/13
24.07.2014 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11862/13
10.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2870/14
04.02.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10996/13
13.11.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11862/13