г. Томск |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А27-11862/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи до перерыва помощником судьи Орловой Е.В., после перерыва помощником судьи Васильевой С.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
до перерыва: без участия,
после перерыва: от истца: Филеевой Т.А. по доверенности от 28.12.2012 (по 28.12.2015), от ответчика и третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Новокузнецкого муниципального района и муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июля 2014 года по делу N А27-11862/2013 (судья С.С. Бондаренко)
по иску муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (г. Новокузнецк, проезд Курбатова, д. 3а, ОГРН 1034217021013, ИНН 4217059208)
к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого муниципального района (Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Атаманово, ул. Центральная, д. 109а, ОГРН 1024202128246, ИНН 4238004496)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (г. Кемерово, пр. Советский, д. 58,ОГРН 1034205005020, ИНН 4207022150)
о взыскании 1 958 291 рубля 10 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 1 958 291 рубля 10 копеек в счет возмещения автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого района в период с 01.04.2013 по 30.06.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - Департамент, третье лицо).
Решением от 13.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.04.2014 решение от 13.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11862/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
При новом рассмотрении дела до принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил размер исковых требований и просил взыскать долг в сумме 1 958 291 рубля 10 копеек и 168 044 рубля 26 копеек процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с увеличением периода просрочки, судебных расходов.
Решением от 24.07.2014 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1 958 291 рубль 10 копеек убытков, 31 152 рубля 49 копеек расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано.
На случай неисполнения судебного акта взысканы с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на неисполненную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу, до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Центрального Банка России - 8,25 процентов годовых за каждый день просрочки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на ошибочность вывода суда о том, что требования Предприятия направлены на взыскание неоплаченных субсидий, на сложившиеся между сторонами бюджетные правоотношения, в связи с чем пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания процентов.
Кроме этого Администрацией также подана апелляционная жалоба на судебный акт, который просит отменить по основаниям нарушения норм материального права, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на ошибочность выводов суда о том, что бюджет Новокузнецкого муниципального района является дотационным и ему предоставляются субсидии на возмещение экономически обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением услуг для нужд района.
Подробно доводы Предприятия и Администрации изложены в апелляционных жалобах.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
В отзыве на апелляционные жалобы Департамент поддержал позицию истца по делу.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит отменить решение суда полностью, в удовлетворении требований Предприятия отказать.
Предприятие в своем отзыве на апелляционную жалобу Администрации просит отказать в ее удовлетворении, доводы отзыва аналогичны позиции истца, изложенной в своей апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб, настаивали на их удовлетворении, доводы апелляционных жалоб каждой из сторон не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялись перерывы, рассмотрение дела неоднократно откладывалось.
Определением от 05.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда произведена замена в составе суда по рассмотрению апелляционных жалоб - судьи Усаниной Н.А. на судью Журавлеву В.А.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части.
Как следует из материалов дела, муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" создано по распоряжению администрации города Новокузнецка от 02.06.2003 N 886 в целях решения социальных задач в сфере автомобильного транспорта для обеспечения врачебной и хозяйственной деятельности лечебных учреждений и оказания скорой и неотложной помощи населению города Новокузнецка.
Предприятие на основании муниципальных контрактов и договоров, заключаемых с муниципальным учреждением Центральная районная больница Новокузнецкого района (заказчик, который в последующем заменен в контрактах на Управление здравоохранения), в течение 2011-2012 годов оказывало транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд муниципального образования Новокузнецкий муниципальный район, по месту проживания зарегистрированных в указанном районе жителей.
На территории Новокузнецкого муниципального района не имеется собственной службы скорой медицинской помощи. Соответствующие услуги жителям, зарегистрированным на территории определённых населенных пунктов этого района, оказывались ранее и оказываются в 2013 году МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" города Новокузнецк (в частности, в 2012 году по муниципальному контракту от 01.01.2012 N 2/4-2012 с муниципальным учреждением Центральная районная больница Новокузнецкого района).
Таким образом, скорую медицинскую помощь жителям Новокузнецкого района оказывают специалисты МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" города Новокузнецк (далее - Станция СМП), транспорт предоставляет истец, и до 2013 года соответствующие расходы при использования транспорта оплачивались Предприятию за счёт бюджета Новокузнецкого муниципального района.
В 2013 году между Управлением здравоохранения и Предприятием контракт на транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы Станции СМП на территории Новокузнецкого района заключен не был в связи с невключением в бюджет муниципального образования расходов на такие услуги.
Предприятие, ссылаясь на возникновение у него убытков, возникших в результате невозмещения ему автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого района в период с 01.04.2013 по 30.06.2013, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из их доказанности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции, частично отменяя решение суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Пунктом 3.1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 122-ОЗ "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон Кемеровской области N 122-ОЗ) предусмотрено, что медицинская помощь на территории Кемеровской области оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального, областного и местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы оплачиваются медицинская помощь, оказываемая в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в пределах объемов, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 3.2 Закона Кемеровской области N 122-ОЗ).
Согласно пункту 11.5 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год (заключенным в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" между указанными в нем организациями, в том числе Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области) установленный в этом соглашении подушевой норматив скорой медицинской помощи и тариф на один вызов для перечисленных в нем организаций скорой медицинской помощи, в том числе для МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк, не включает возмещение затрат МО на содержание автотранспорта.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Поскольку управление является главным распорядителем средств местного бюджета по вопросам местного значения в сфере здравоохранения, отнесенных к компетенции муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район", исковые требования обоснованно предъявлены предприятием к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что из Закона Кемеровской области N 122-ОЗ, Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год следует, что затраты на содержание автотранспорта при оказании услуг скорой медицинской помощи должны возмещаться не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных ассигнований, в том числе финансовых средств местного бюджета, учитывая, что услуги оказывались предприятием с ведома и одобрения управления в рамках ранее сложившихся между ними гражданско-правовых отношений, от продолжения которых управление не отказывалось, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
В силу части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Следовательно, в силу требований названной нормы закона ответчик обязан уплатить истцу проценты за пользование его денежными средствами.
С учетом периода, когда ответчик неправомерно пользовался чужими денежными средствами, сумма процентов, начисленных на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, по день вынесения судом первой инстанции решения (24.07.2014) составляет 168 044 рубля 26 копеек.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июля 2014 года подлежит отмене в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Аналогичная правовая позиция по делу подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление ФАС ЗСО от 10.12.2014 по делу N А27-19244/2013).
Государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе подлежит распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июля 2014 года по делу N А27-11862/2013 отменить в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Принять в указанной части новый судебный акт.
Взыскать с муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" (в лице Муниципального учреждения управление здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района (ОГРН 1124252000124, ИНН 4252002878) в пользу муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (ОГРН 1034217021013, ИНН 4217059208) за счет казны указанного муниципального образования 168 044 рубля 26 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами (по состоянию на 24.07.2014 - вынесение решения суда первой инстанции), судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1 430 рублей 42 копейки, понесенные при подаче искового заявления, 2000 рублей - расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, 4000 рублей - расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции (25.11.2013, 19.08.2014); в случае неисполнения судебного акта, проценты, начисленные на неисполненную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Центрального Банка России - 8,25 процентов годовых за каждый день просрочки.
В остальной части решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июля 2014 года по делу N А27-11862/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11862/2013
Истец: муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины"
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района, Муниципальное образование Новокузнецкий муниципальный район (администрация Новокузнецкого муниципального района)
Третье лицо: Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, Управление здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10996/13
24.07.2014 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11862/13
10.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2870/14
04.02.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10996/13
13.11.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11862/13