г. Москва |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А40-44676/03-105-450 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.
судей Крыловой А.Н., Лялиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Ингушетия на определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2013 по делу N А40-44676/2003 по иску АКБ "БИН" (ОАО) к Республике Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчиков: от Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия - не явился, извещен;
от Правительства Республики Ингушетия - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
АКБ "БИН" (ОАО) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о наложении на Министерства финансов Республики Ингушетия судебного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение определения Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2012 по делу N А40-44676/03.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2013 заявление истца удовлетворено в полном объеме, за неисполнение определения от 22.11.2012 с Министерства финансов Республики Ингушетия взыскан штраф в доход федерального бюджета в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым определением, Министерство финансов Республики Ингушетия подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом первой инстанции ном материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что исполнение указанного судебного акта требует источников дополнительных поступлений в бюджет и сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов. В связи с предъявлением исполнительного листа только 26.12.2012 в Законе о бюджете на 2013 год не предусмотрены средства на погашение задолженности перед АКБ "БИН" (ОАО), однако, в Правительстве Республики Ингушетия принимаются меры по включению в республиканский бюджет на 2014 год необходимых для этого средств.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что взыскание судебного штрафа должно быть осуществлено с казны Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия.
В судебное заседание апелляционного суда не явились лица, участвующие в деле. Суд, руководствуясь ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие, с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2003 по делу N А40-44676/03-105-450 утверждено мировое соглашение от 19.12.2003, заключенное между АКБ "БИН" (ОАО) и Республикой Ингушетия в лице Председателя Правительства, согласно условиям которого Республика Ингушетия обязуется уплатить АКБ "БИН" (ОАО) задолженность в размере 1 827 392 доллара США в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату платежа и утверждены сроки платежей. Республика Ингушетия обязана перечислять денежные суммы, указанные в п.2.4. мирового соглашения, по следующим реквизитам АКБ "БИН" (ОАО): на счет N 47405810600000000424 в АКБ "БИН" (ОАО), корр. счет N 30101810200000000205 в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России, БИК 044525205, ИНН 7731025412. АКБ "БИН" (ОАО) обязуется письменно уведомлять Республику Ингушетия в лице ее полномочных органов об изменении реквизитов, указанных в п.2.6. мирового соглашения, не менее чем за 10 банковских дней до момента очередной выплаты по мировому соглашению. Производство по делу прекращено.
09.01.2012 в связи с неисполнением Республикой Ингушетия условий мирового соглашения в добровольном порядке Арбитражный суд г. Москвы на основании ч. 2 ст. 142 АПК РФ выдал ОАО "БИНБАНК" исполнительный лист серии АС N 004809265.
07.02.2012 указанный исполнительный лист был предъявлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.
10.02.2012 УФК по Республике Ингушетия возвратило исполнительный лист без исполнения, указав, что в соответствии с п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации его следует направить в Министерство финансов Республики Ингушетия.
07.06.2012 ОАО "БИНБАНК" предъявило исполнительный лист на исполнение в Министерство финансов Республики Ингушетия. Министерство финансов Республики Ингушетия письмом от 14.06.2012 возвратило предъявленный исполнительный лист без исполнения, указав, что согласно исполнительному документу взыскание производится не с казны Республики, а с Республики Ингушетия в лице Правительства Республики Ингушетия.
ОАО "БИНБАНК" обратилось с заявлением о наложении судебного штрафа на Министерство финансов Республики Ингушетия за не исполнение действий по исполнительному листу и обязании принять к исполнению исполнительный лист. Определением от 11.09.2012 в удовлетворении требований отказано.
12.10.2012 ОАО "БИНБАНК" подано заявление об изменении способа исполнения судебного акта. Истец посчитал, что исполнение должно быть произведено Республикой Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату платежа.
Определением от 12.11.2012 изменен способ и порядок исполнения мирового соглашения от 19.12.2003, утвержденного Арбитражным судом г. Москвы 22.12.2003. Суд определил, что Республика Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет казны Республики Ингушетия обязана перечислять истцу денежные, указанные в п. 2.4 мирового соглашения, в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
26.12.2012 исполнительный лист с приложениями вновь предъявлен к исполнению в Министерство финансов Республики Ингушетия в соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако, до настоящего времени Министерством финансов Республики Ингушетия не предпринято каких-либо мер, направленных на исполнение мирового соглашения от 19.12.2003, утвержденного Арбитражным судом г. Москвы 22.12.2003 по делу N А40-44676/03-105-450.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебный актов, а также невыполнение требований арбитражный судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 16 Кодекса).
Согласно ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для наложения судебного штрафа является неисполнение действий, указанных в исполнительном листе, о взыскании денежных средств должника на счетах в банке.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно в соответствии с ч. 2 ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации квалифицировал как неисполнение Министерством финансов Республики Ингушетия указанных в исполнительном листе действий то обстоятельство, что Министерством финансов Республики Ингушетия в отсутствие законных оснований не совершил действий по перечислению истцу денежных средств в размере 1 827 392 доллара США согласно графику платежей, и наложил судебный штраф.
В силу п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по инымискам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 и 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счёт ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
Доказательств того, что на момент рассмотрения заявления о наложении судебного штрафа мировое соглашение от 19.12.2003, утвержденное Арбитражным судом г. Москвы 22.12.2003 по делу N А40-44676/03-105-450, исполнено, Министерством финансов Республики Ингушетия не представлено.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П предусмотрено, что взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, возможность наложения штрафа на органы государственной власти и их должностных лиц, в случае неисполнения судебного акта.
Министерством финансов Республики Ингушетия должно было проявить надлежащую инициативу и выполнить юридическую обязанность по исполнению судебного акта арбитражного суда. Однако, доказательства того, что Министерство финансов Республики Ингушетия предприняло все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение исполнительного листа, суду не представлены. Документов, свидетельствующих о наличии уважительных причин невозможности исполнения исполнительного листа, отсутствуют.
Непринятие должником мер для исполнения решения суда привело к нарушению права взыскателя, лишив его возможности в установленный законом срок получить присужденное.
Поскольку факт неисполнения Министерством финансов Республики Ингушетия по исполнительному документу подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, заявление с учетом положений ч. 1 ст. 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о наложении судебного штрафа в сумме 100 000 руб. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2013 по делу N А40-44676/2003 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
А.Н. Крылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44676/2003
Истец: 1 - Участник дела, АКБ "БИН"
Ответчик: Министерство финансов Республики Ингушетия, Минфин Республики Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39824/2021
05.02.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47621/13
22.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5179/12
11.01.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44676/03
11.01.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44676/03