г. Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А40-44676/03-105-450 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Мартынова Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ПАО Банк "ФК Открытие", Министерства финансов Республики Ингушетия на определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2021 по делу N А40- 44676/03-105-450,
по заявлению Министерства финансов Республики Ингушетия о рассрочке исполнения решения от 22.12.2003
по иску АКБ "БИН" (ОАО) к Республике Ингушетия в лице Министерства финансов РИ, Правительству РИ о взыскании рублевого эквивалента 1 853 984,60 долларов США и 10 019 356 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - ПАО Банк "Открытие" - Евстигнеева Г.Б. по доверенности от 16.05.2019 б/н;
от ответчика - Жуков В.А. по доверенности 05.07.2021 N 1418/14, Ростова Д.В. по доверенности 05.06.2021 N 1417/14
УСТАНОВИЛ:
Министерства финансов Республики Ингушетия обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением с заявлением о рассрочке исполнения исполнительного листа серии АС N 004809265 и определения Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2012 в рамках дела А40-44676/2003-105-450 сроком на 10 лет равными ежемесячными платежами в рублевом эквиваленте на дату вынесения судебного акта.
Определением от 19.05.2021 Арбитражный суд города Москвы судом указано на рассрочку исполнения иного определения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами в которых просили определение суда отменить.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Банк обратился в 2003 году в суд с иском к Республике Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия о взыскании суммы задолженности в рублевом эквиваленте 1 853 984, 60 долларов США (дело N А40-44676/2003).
В процессе рассмотрения судом исковых требований между Республикой Ингушетия и ПАО "БИНБАНК" было заключено мировое соглашение от 19.12.2003, которое утверждено определением Арбитражного суда г. Москвы 22.12.2003.
Согласно условиям мирового соглашения, Республика Ингушетия взяла на себя обязательство погасить перед Банком задолженность в следующем порядке:
- ежемесячно в период с 31.11.2011 по 31.10.2014 по 50 000,00 долл. США;
- 30.11.2014 остаток задолженности в размере 27 392.00 долл. США.
Обязательства по Мировому соглашению Правительством Республики Ингушетия исполнено не было (не осуществлено ни одного платежа).
09.01.2012 в связи с неисполнением Республикой Ингушетия условий мирового соглашения, Арбитражный суд г. Москвы выдал Банку исполнительный лист серии АС N 004809265.
07.02.2012 указанный исполнительный лист был предъявлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.
10.02.2012 УФК по Республике Ингушетия возвратило исполнительный лист без исполнения, указав, что в соответствии с п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации его следует направить в Министерство финансов Республики Ингушетия. 07.06.2012 ОАО "БИНБАНК" предъявило исполнительный лист на исполнение в Министерство финансов Республики Ингушетия.
Министерство финансов Республики Ингушетия письмом от 14.06.2012 возвратило предъявленный исполнительный лист без исполнения, указав, что согласно исполнительному документу взыскание производится не с казны Республики, а с Республики Ингушетия в лице Правительства Республики Ингушетия. ОАО "БИНБАНК" обратилось с заявлением о наложении судебного штрафа на Министерство финансов Республики Ингушетия за не исполнение действий по исполнительному листу и обязать должника принять к исполнению исполнительный лист.
Определением от 11.09.2012 в удовлетворении требований отказано.
12.10.2012 ОАО "БИНБАНК" подано заявление об изменении способа исполнения судебного акта. Истец посчитал, что исполнение должно быть произведено Республикой Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату платежа.
Определением от 12.11.2012 изменен способ и порядок исполнения мирового соглашения от 19.12.2003, утвержденного Арбитражным судом г. Москвы 22.12.2003.
Суд определил, что Республика Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет казны Республики Ингушетия обязана перечислять истцу денежные, указанные в п. 2.4 мирового соглашения, в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
26.12.2012 исполнительный лист предъявлен к исполнению в Министерство финансов Республики Ингушетия в соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнительный лист принят, но исполнение по нему не производилось
27.05.2019 Арбитражный суд Республики Ингушетия в рамках дела N А18-270/2018 вынес решение об удовлетворении требований Банка о признании незаконным бездействия Министерства финансов Республики Ингушетия и об обязании исполнить требования исполнительного документа АС N 004809265.
05.09.2019 оформлен исполнительный лист ФС N 019525927, который впоследствии был предъявлен к исполнению в ФССП. Межрайонным отделом по исполнению особых исполнительных производств Республики Ингушетия (далее - СПИ) было возбуждено исполнительное производство N 21626/19/06019-ИП от 08.11.2019.
21.01.2020 Банком был направлен запрос о предоставлении информации о ходе исполнительного производства. Ответ на указанный запрос не был получен. 02.03.2020 Банком был направлен повторный запрос на предоставление информации.
10.04.2020 Банком направлена жалоба главному судебному приставу-исполнителю Республики Ингушетия.
21.04.2020 получен ответ от СПИ о том, что Минфину РИ вручено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности. Должнику направлено извещение о вызове на прием. В начале июля представители Минфина РИ приезжали к приставам, давали объяснения.
Судебным приставом были запланированы следующие мероприятия:
- вызов на повторный прием для дачи пояснений - до 17.07.2020;
- составить протокол об административном правонарушении,
- вручить Минфину очередное требование об исполнении решения суда,
- вручить повторное предупреждение об уголовной ответственности - до 31.07.2020;
- вызов на прием для дачи пояснений - до 15.08.2020;
- получение объяснений о причинах неисполнения - до 25.08.2020.
19.11.2020 направлен почтой официальный запрос. Ответа от СПИ не последовало.
12.01.2021 Министерство финансов Республики Ингушетия обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о рассрочке исполнения исполнительного листа серии АС N 004809265 и определения Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2012 в рамках дела А40-44676/2003-105-450 сроком на 10 лет равными ежемесячными платежами в рублевом эквиваленте на дату вынесения судебного акта.
19.01.2021 в адрес главного судебного пристава-исполнителя Республики Ингушетия направлена жалоба на бездействие СПИ.
По состоянию на текущий день от главного судебного пристава-исполнителя Республики Ингушетия не поступала информация о рассмотрении жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" исходя из положений статьи 324 АПК РФ отсрочка или рассрочка судом исполнения судебного акта об утверждении мирового соглашения не исключается.
Вместе с тем, учитывая, что утвержденное судом мировое соглашение основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях и влечет за собой урегулирование спора о праве в полном объеме, отсрочка исполнения этого судебного акта может быть предоставлена судом в исключительных случаях, если ответчик докажет, что уже после утверждения мирового соглашения возникли обстоятельства, объективно затрудняющие исполнение судебного акта, или что такая отсрочка способствует устранению обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а указывают на критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае, решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Суд разрешает вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения с учетом указанных заявителем фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности.
При этом, обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе, так как частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. С учетом указанной нормы должник должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также то, что отсрочка его исполнения после окончания ее срока позволит исполнить решение.
Согласно пункту 6 части 1 ст. 185 АПК РФ в определении суд обязан указать мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты.
Заявитель просил предоставить рассрочку исполнения исполнительного листа серии АС N 004809265 и определения Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2012 в рамках дела А40-44676/2003-105-450 сроком на 10 лет равными ежемесячными платежами в рублевом эквиваленте на дату вынесения судебного акта, Банк возражал против удовлетворения заявления в полном объеме.
Суд указал на рассрочку исполнения иного определения суда и произвольно установил срок рассрочки, о котором не просила ни одна сторона спора.
Установив рассрочку исполнения сроком на 2 года, суд не указал в определении и никак не мотивировал, каким образом он пришел к выводу, что предоставление такой рассрочки позволит заявителю исполнить судебный акт. Определение не содержит ссылки на какие-либо доказательства, содержащиеся в материалах дела, подтверждающие обоснованность предоставленной судом рассрочки. Таким образом, поскольку в деле отсутствуют доказательства наличия возможности заявителя исполнить судебный акт при предоставлении рассрочки на 2 года, оснований для удовлетворения заявления у суда не имелось, определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
При рассмотрении по существу необходимо повторно разрешить вопрос о правопреемстве истца в порядке ст. 48 АПК РФ.
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, обжалованный судебный акт в соответствующей части подлежит отмене на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос следует направить на рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2021 по делу N А40- 44676/03 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44676/2003
Истец: 1 - Участник дела, АКБ "БИН"
Ответчик: Министерство финансов Республики Ингушетия, Минфин Республики Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61263/2023
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7286/2022
10.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-480/2022
12.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39824/2021
05.02.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47621/13
22.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5179/12
11.01.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44676/03
11.01.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44676/03