Комментарии к нормативным документам
Федеральный закон от 01 марта 2008 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг"
Письмо ФСС РФ от 05 марта 2008 г. N 02-18/07-1931
С 1 января 2008 г. ряд детских пособий будет ежегодно индексироваться. Индексации подлежат в том числе и пособия, которые выплачивает работодатель:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка.
Пособия должны индексироваться в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, установленным в законе о федеральном бюджете на текущий год. На 2008 г. такой уровень составляет 8,5 процента. Поэтому размер единовременного пособия при рождении ребенка в 2008 г. достигнет 8680 руб., а пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, - 325 руб. 50 коп.
Также индексируются минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В 2008 г. минимальный размер пособия равен 1627 руб. 50 коп. (по уходу за первым ребенком) и 3255 руб. (по уходу за вторым ребенком и последующими детьми), а максимальный размер составляет 6510 руб. Индексируются именно минимальный и максимальный размер пособия по уходу за ребенком, а не размер пособия, исчисленный исходя из 40 процентов среднего заработка.
Пособия, которые уже были выплачены работодателем за 2008 г., должны быть пересчитаны, образовавшуюся разницу следует доплатить работнику. Расчетная ведомость по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) и расчет авансовых платежей по ЕСН будут сдаваться работодателями уже по итогам I квартала, в отчетности будут отражены проиндексированные суммы выплаченных пособий и никаких изменений вносить не придется.
Постановление Правительства РФ от 01 марта 2008 г. N 132 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225"
Выпущено Постановление, содержащее порядок заполнения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями. Если предприниматель, внесший неправильную или неточную запись в трудовую книжку, уже прекратил свою деятельность, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.
Также изменен порядок хранения трудовых книжек, не полученных работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками. По новым правилам хранить трудовые книжки и их дубликаты в кадровой службе не нужно, они передаются сразу в архив.
Письмо Минфина России от 14 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/96 "О доходе"
Минфин России рассмотрел порядок расчета суммы дохода у продавца, когда товар покупателю направляется по почте. Доход от реализации товара в таком случае рассчитывается на момент его передачи в организацию связи. Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ, продавец, применяющий метод начисления, датой получения дохода должен признавать дату реализации товаров. В силу пункта 1 ГК РФ статьи 224 ГК РФ передачей товара признается вручение вещи приобретателю, или сдача перевозчику для отправки приобретателю, или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей.
Письмо Минфина России от 05 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-46 "О правопреемнике"
Правопреемник должен подать уточненные налоговые декларации, если в налоговых декларациях присоединенной организации не отражены либо неправильно отражены какие-либо сведения, приводящие к занижению суммы налога. Представлять их нужно за периоды до реорганизации организации или за ее последний налоговый период в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.
Письмо Минфина России от 28 февраля 2008 г. N 03-03-05/14 "О земельном налоге "
Минфин России разъясняет, как учитывать расходы по уплате земельного налога в отношении участков, на которых расположены объекты непроизводственной сферы. Такие объекты (например, общежития, оздоровительные лагеря и пр.) для целей налога на прибыль рассматриваются в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств. Поэтому расходы в виде сумм земельного налога по участкам, занятым данными объектами, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 275.1 НК РФ.
В данной статье не установлено четких критериев, которые могли бы помочь разделить расходы на относящиеся к деятельности обслуживающих производств и на общие расходы организации. Суммы оплаты труда работников обслуживающих производств и хозяйств, суммы амортизации, начисленной по имуществу этих производств, должны учитываться именно по правилам, которые установлены статьей 275.1 НК РФ.
Но земельный налог уплачивается непосредственно самой организацией, а не ее обслуживающими производствами. Он рассчитывается по конкретным земельным участкам. Должны ли в таком случае суммы налога включаться в отдельную налоговую базу по обслуживающим производствам и хозяйствам? Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Поэтому организация может все суммы земельного налога (в том числе и по участкам, занятым обслуживающими производствами и хозяйствами) учитывать в общем порядке.
Выводы о применении:
Организация, имеющая объекты обслуживающих производств и хозяйств:
1) должна включать суммы земельного налога по участкам, занятым такими объектами, в отдельную налоговую базу и признавать их по правилам статьи 275.1 НК РФ, как считает Минфин России;
2) может признавать все суммы земельного налога как прочие расходы в общем порядке, но при этом вероятны споры с налоговыми органами.
Приказ Минфина России от 11 февраля 2008 г. N 23н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н"
В ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" внесен целый ряд уточнений, которые вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2008 г. Действие Положения распространяется также на страховые компании. Некоммерческие организации вправе его не применять.
Закреплено понятие постоянного налогового актива. Сумма излишне уплаченного налога, принятая к зачету в последующих отчетных периодах, не образует вычитаемых временных разниц (пункт 11 Положения), а отсрочка или рассрочка по уплате налога - налогооблагаемых временных разниц (пункт 12 Положения). Исключено понятие текущего налогового убытка (пункт 21 Положения).
Организация вправе самостоятельно выбрать - определять величину текущего налога на прибыль на основании данных, сформированных в бухучете либо на основе декларации по налогу на прибыль (пункт 22 Положения).
Выводы о применении:
Начиная с отчетности 2008 г. вносятся изменения в учете по налогу на прибыль согласно ПБУ 18/02.
Приказ Минфина России от 20 февраля 2008 г. N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения"
Утверждены новые формы декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. В новом бланке на два отдельных документа разделены собственно налоговая декларация и расчет авансовых платежей. Поэтому из самой декларации все указания на авансовые платежи исключены. Во второй раздел декларации, где отражаются показатели остаточной стоимости, были внесены соответствующие изменения - используется остаточная стоимость на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего. Кроме того, изменился порядок заполнения титульного листа.
Выводы о применении:
Новые формы декларации и расчета авансовых платежей налога на имущество предоставляются начиная с расчетов по авансовому платежу за I квартал 2008 г. Но налоговым периодом по налогу на имущество является год, налогоплательщик имеет право применять новые формы только с 2009 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. N 84н "Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем за 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанными заболеваниями"
Минздравсоцразвития России утвердило перечень детских заболеваний, при которых пособие по временной нетрудоспособности при уходе за ребенком выплачивается за период до 90 дней в году. Перечень опубликован. Приказ, которым он установлен, вступает в силу с 26 марта 2008 г.
Письмо Минфина России от 04 марта 2008 г. N 03-05-04-02/14 "О декларации"
Декларацию по налогу на имущество в инспекцию подавать необходимо, даже если имущество организации освобождено от налогообложения (или у нее нет основных средств). По мнению финансового ведомства, обязанность по уплате налога возникает у организаций, перечисленных в пункте 1 статьи 373 НК РФ. При этом статус налогоплательщика не зависит от наличия имущества, облагаемого налогом.
Выводы о применении:
Компания, являющаяся плательщиком налога на имущество, обязана подавать декларации по этому налогу, даже если ее имущество освобождено от налогообложения.
Письмо Минфина России от 06 марта 2008 г. N 03-02-07/1-845 "О подразделениях"
Налогоплательщики обязаны письменно уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения о создании всех обособленных подразделений на территории РФ (согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ). Минфин России считает, что это правило распространяется и на случаи, когда организация открывает подразделения в том муниципальном образовании, в котором она уже состоит на учете.
Письмо Минфина России от 26 сентября 2007 г. N 07-05-06/242 "О НДС"
Минфин России рассмотрел налоговые последствия выдачи трудовых книжек работникам.
Расходы по приобретению бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, по мнению Минфина России, экономически оправданы и произведены для осуществления деятельности, направленной для получения дохода, учитываются для целей налога на прибыль. Возникающие при выдаче трудовых книжек и вкладышей доходы учитываются как внереализационные (статья 250 НК РФ). Выдача работникам трудовых книжек и вкладышей к ним за плату рассматривается как реализация товаров, а потому облагается НДС в общем порядке.
Но есть иная точка зрения. Объектом обложения НДС, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, признается реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав. Определение товара для целей налогообложения приведено в пункте 3 статьи 38 НК РФ - это имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Трудовая книжка, заполненная на конкретного работника, не соответствует этому определению (в отличие от бланка трудовой книжки).
Согласно судебной практике, передача имущества, происходящая без волеизъявления сторон, не может рассматриваться как реализация товаров. Работодатель в соответствии с законодательством обязан оформить на работника трудовую книжку и взыскать с сотрудника стоимость бланка при ее выдаче. Все эти действия происходят без волеизъявления организации. Выдача трудовых книжек не может рассматриваться как реализация товаров.
Не уплачивая НДС с выдачи трудовых книжек, налогоплательщик входной НДС к вычету не принимает, а учитывает в стоимости трудовых книжек.
Выводы о применении:
Работодатель при выдаче сотрудникам трудовых книжек и вкладышей к ним:
1) должен уплатить НДС со стоимости книжек, поскольку их выдача является реализацией товаров;
2) вправе не уплачивать НДС, но при этом вероятны споры с налоговыми органами.
Письмо Минфина России от 19 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/116 "Об амортизации"
Амортизация по лизинговому имуществу начисляется с учетом ряда особенностей в зависимости от того, на чьем балансе (лизингодателя или лизингополучателя) учитывается имущество. Минфин России комментирует порядок начисления амортизации лизингополучателем.
Если имущество (в Письме идет речь об автомобиле) на момент передачи его в лизинг уже эксплуатировалось, амортизацию лизингополучатель начисляет, исходя из остаточной стоимости и срока полезного использования, установленных лизингодателем.
Но лизингополучатель может поступить иначе, чем разъясняет Минфин России, определяя первоначальную стоимость полученного имущества.
Правила определения первоначальной стоимости лизингового имущества установлены абзацем 3 пункта 1 статьи 257 НК РФ. Первоначальной стоимостью признается сумма расходов лизингодателя на приобретение этого имущества, его сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в расходах). Эти правила едины и применяются как в случае, если амортизация начисляется лизингодателем, так и при амортизации имущества лизингополучателем. Данная норма не предусматривает уменьшения лизингополучателем первоначальной стоимости на сумму амортизации, уже признанной лизингодателем в расходах.
Значит в отношении имущества, уже бывшего в эксплуатации, лизингополучатель может определить первоначальную стоимость как сумму расходов лизингодателя на приобретение, доставку лизингового имущества и т.п., а не как остаточную стоимость этого имущества по данным лизингодателя.
Выводы о применении:
Организация, получившая в лизинг имущество, которое ранее уже эксплуатировалось:
1) должна начислять амортизацию, определив первоначальную стоимость как остаточную стоимость этого имущества по данным лизингодателя, - так считает Минфин России;
2) вправе начислять амортизацию, исходя из первоначальной стоимости имущества, которая равна сумме расходов лизингодателя на его приобретение, но при этом возможны споры с налоговыми органами.
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183 "Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу"
Утвержден новый порядок уведомления о принятии на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме.
Работодатели или заказчики работ (услуг) могут привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу (пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников не нужно, но работодатель обязан уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти субъекта РФ по занятости населения. Новый порядок распространяется на случаи приема на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не просто прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, но и имеют разрешение на работу.
Выводы о применении:
С 30 марта 2008 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ, которым установлен новый порядок подачи и новая форма уведомления о привлечении иностранных работников.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой"
Конституционный Суд разъяснил нюансы распределения суммы имущественного налогового вычета при реализации или приобретении квартир, находящихся в общей долевой собственности.
НК РФ не исключает возможности как продажи жилой недвижимости, находящейся в общей долевой собственности, в качестве единого объекта, так и продажи реально выделенной доли в этой недвижимости. Право на получение имущественного налогового вычета при этом зависит от того, что является объектом договора купли-продажи.
При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, размер имущественного налогового вычета должен распределяться между совладельцами лишь при реализации недвижимого имущества как единого объекта, находящегося в общей долевой собственности. Если граждане по гражданско-правовому договору продают свою долю в имуществе, выделенную в натуре, которая является самостоятельным объектом индивидуального права собственности, данное требование не применяется.
Если родитель приобретает за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, то он вправе получить имущественный налоговый вычет в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера вычета.
Письмо Минфина России от 20 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/119 "О затратах на КАСКО"
Стоимость страховки по КАСКО, если автомобиль взят в лизинг, можно включить в расходы по налогу на прибыль. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 263 НК РФ затраты на добровольное страхование средств наземного транспорта, в том числе арендованного, признаются расходом, если затраты на его содержание включаются в расходы на производство и реализацию.
Письмо Минфина России от 12 марта 2008 г. N 03-04-06-02/29 "О налогообложении сервисных услуг"
Стоимость сервисных услуг в вагонах повышенной комфортности ЕСН и НДФЛ не облагается при проезде работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям к месту отпуска и обратно.
Письмо Минфина России от 20 февраля 2008 г. N 03-11-04/3/80 "О К2"
Значения коэффициента К2 для коррекции суммы ЕНВД к уплате должны быть опубликованы до 1 декабря 2007 г. Если новые значения коэффициента К2 для расчета ЕНВД утверждены не были, то в 2008 г. используются прошлогодние значения.
Письмо Минфина России от 06 марта 2008 г. N 03-04-06-01/49 "Об отражении отпускных"
При заполнении форм 1-НДФЛ и 2-НДФЛ отпускные отражаются в том месяце, когда они были выплачены, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, независимо от того, за какой месяц они были начислены.
Письмо Минфина России от 28 января 2008 г. N 03-02-07/1-34 "О ценных бумагах"
Минфин России разъяснил, что профессиональные участники рынка ценных бумаг должны подавать сведения обо всех случаях приобретения ими акций.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг ежедневно покупают (а затем продают) множество акций, считаясь при этом (в тот момент, когда акции находятся в их собственности) акционерами, т.е. участниками. Согласно точке зрения Минфина России, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ, они должны сообщать в налоговые органы обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Сделать это необходимо в течение месяца со дня начала участия. Поэтому компании - участники рынка ценных бумаг также должны представлять в налоговые органы сведения обо всех приобретенных ими акциях, независимо от того, что через весьма короткое время эти ценные бумаги могут быть проданы.
Но у участников рынка ценных бумаг не нужно контролировать правильность невключения в доходы полученных сумм от учредителей (подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ). Также переход прав, закрепленных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг. Т.е. организация будет признаваться участником общества, лишь если об этом был уведомлен реестродержатель, иначе компания не считается участником и потому не обязана представлять сведения, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ.
Выводы о применении:
Организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, согласно разъяснениям Минфина России, должна уведомлять налоговые органы обо всех случаях участия, т.е. приобретения ценных бумаг. При этом необходимо помнить, что:
- к ответственности за непредставление сведений об участии организация может быть привлечена лишь при условии, что налоговый орган докажет каждый факт участия;
- если организация при совершении сделок купли-продажи акций не уведомляла реестродержателя, она может доказать в судебном порядке, что не является участником общества и потому сведения представлять не должна.
Письмо Минфина России от 03 марта 2008 г. N 03-03-06/1/132 "Об амортизационной премии"
Согласно пункту 1.1 статьи 259 НК РФ организация при приобретении основных средств, а также их реконструкции, модернизации и т.п. вправе применять амортизационную премию - единовременно признавать в расходах до 10 процентов от первоначальной стоимости (или от затрат на модернизацию и реконструкцию).
В рассматриваемом Письме Минфин России вновь подтверждает, что амортизационная премия не применяется лизингодателем при приобретении имущества, предназначенного для передачи в лизинг, т.к. расходы лизингодателя по приобретению предмета лизинга не рассматриваются как капитальные вложения. Такие же разъяснения давались ранее Минфином России в Письме от 29 марта 2006 г. N 03-03-04/2/94. Но глава 25 НК РФ содержит собственное определение основных средств, которое применяется при налогообложении прибыли. Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ основные средства - это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Имущество, приобретенное для передачи в лизинг, как раз используется в процессе оказания услуг и потому полностью соответствует определению "основные средства" для целей налогообложения. Таким образом, лизингодатель при приобретении имущества для передачи в лизинг вправе согласно пункту 1.1 статьи 259 НК РФ единовременно признать до 10 процентов от первоначальной стоимости данного имущества.
Выводы о применении:
Организация-лизингодатель при приобретении имущества, предназначенного для передачи в лизинг:
1) не вправе применять амортизационную премию, как разъясняет Минфин России;
2) может применить амортизационную премию, единовременно признав в расходах до 10 процентов от первоначальной стоимости основного средства. Но при этом вероятны споры с налоговыми органами.
Письмо Минфина России от 20 марта 2008 г. N 03-11-04/3/137 "О развозной торговле"
Финансовое ведомство рассмотрело порядок уплаты ЕНВД для налогоплательщиков, осуществляющих развозную торговлю. При ведении развозной торговли необходимо вставать на учет по месту нахождения организации. Торговля переводится на ЕНВД вне зависимости от территории, на которой она осуществляется. При этом используется значение коэффициента К2, установленное нормативными актами муниципального образования, где организация состоит на налоговом учете.
Письмо Минфина России от 17 марта 2008 г. N 03-04-06-02/31 "О порядке округления сумм ЕСН"
С 1 января 2008 г. в НК РФ прямо предусмотрено (абзац 2 пункта 4 статьи 243 НК РФ), что сумма ЕСН или авансовых платежей по этому налогу, уплачиваемая в бюджет и внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Суммы менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более - округляются до полного рубля. В своем новом Письме Минфин России разъяснил порядок такого округления.
Первичный учет в индивидуальных и сводных карточках должен вестись в рублях и копейках, после суммирования в целом по организации показатели из сводных карточек округляются до целых рублей и переносятся в соответствующие строки и графы расчета по авансовым платежам или декларации. Есть иной вариант: вести в целых рублях первичный учет показателей по каждому физическому лицу, округляя их уже при заполнении индивидуальных и сводных карточек. Выявив отрицательные разницы между суммой налога, округленной до целых рублей на конечной стадии, и суммой налога, рассчитанной с округлением до целых рублей по каждому сотруднику, инспекция может потребовать уплатить недоимку, начислить пени, привлечь к ответственности. Безопаснее использовать первый вариант расчета: округлять до целых рублей сумму налога, определенную в целом по организации.
Письмо Минфина России от 11 января 2008 г. N 03-07-08/03 "О вычете по НДС"
В Письме, на которое мы хотим обратить внимание, Минфин России рассмотрел порядок принятия к вычету "ввозного" НДС по товарам, предназначенным для дальнейшей раздачи в рекламных целях. Напомним, что при раздаче рекламной продукции стоимостью не более 100 руб. за единицу налогоплательщики используют льготу (подпункт 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ), следовательно, в данном случае вычет не применяется и речь идет о продукции стоимостью более 100 руб. за единицу товара.
НДС, уплаченный при ввозе таких товаров, принимается к вычету. Но вычет "ввозного" НДС возможен, только если исчислен НДС при передаче данных товаров в рекламных целях.
Вторая точка зрения по этому вопросу заключается в следующем. При ввозе товаров, предназначенных для совершения облагаемой НДС операции (раздачи в рекламных целях), "ввозной" НДС принимается к вычету сразу после принятия их на учет, а не после раздачи.
Выводы о применении:
Для принятия НДС к вычету важна цель приобретения товаров (они должны быть предназначены для осуществления облагаемых НДС операций), а не момент фактического начала использования их в операциях, облагаемых НДС. Такой вывод подтвержден сложившейся арбитражной практикой.
Письмо Минфина России от 17 марта 2008 г. N 03-11-04/3/127 "Об аренде земельных участков"
С 2008 г. как отдельный вид предпринимательской деятельности на ЕНВД может переводиться передача в аренду земельных участков для организации торговых мест, размещения объектов нестационарной торговой сети или объектов организации общественного питания без зала обслуживания посетителей (подпункт 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ). По данному виду деятельности уплачивается ЕНВД, если соответствующее решение было принято представительным органом муниципального образования.
Минфин России ответил в своем письме, что организации признаются плательщиком ЕНВД (подпункт 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ), если участки для размещения торговых киосков передаются ими в безвозмездное пользование. Но можно ответить и иначе. В ситуации, когда участки передаются в безвозмездное пользование, никакой прибыли, тем более на систематической основе, организация или предприниматель не получает. Следовательно, деятельность по безвозмездной передаче земельных участков в пользование нельзя признать предпринимательской. Поэтому ЕНВД в данной ситуации уплачиваться не должен.
Выводы о применении:
Организация, безвозмездно передавшая земельный участок в пользование для размещения на нем торговых мест, сможет отстаивать свое право не платить ЕНВД в судебном порядке. Мнение Минфина России - ЕНВД платить нужно.
Распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"
Минтранс России опубликовал новые нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Напоминаем, что с 1 января 2008 г. и до появления Распоряжения подобных норм не было.
Учитывая, что нормы снова опубликованы, есть вероятность, что налоговые органы опять будут требовать нормирования расходов по приобретению ГСМ в соответствии с Распоряжением Минтранса России, как это было в период действия аналогичных норм до 2008 г. (см. Письма Минфина России от 04 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640 и от 04 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223).
Постановление Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. N 246 "О стоимости страхового года на 2008 год"
В 2008 г. фиксированный платеж для взносов на обязательное пенсионное страхование, который уплачивается индивидуальными предпринимателями, составляет 322 руб. в месяц. Правительство РФ установило стоимость страхового года на 2008 г. в размере 3864 руб. Размер фиксированного платежа за месяц должен рассчитываться путем деления стоимости страхового года на 12 (пункт 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 148.
Письмо Минфина России от 25 марта 2008 г. N 03-07-11/111 "О камеральной проверке"
С 1 января 2007 г. налоговый орган проверяет обоснованность возмещения НДС во время камеральной проверки, даже если налог был заявлен в уточненной декларации согласно статье 176 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ (поправки подробно рассмотрены в Практическом комментарии изменений налогового законодательства за 2007 г.). Минфин России разъяснил, что названный Закон каких-либо исключений для уточненных деклараций не предусматривает.
Письмо Минфина России от 06 августа 2007 г. N 03-07-08/227 "О зачете НДС"
Подлежащий возмещению НДС зачесть в счет "ввозного" налога нельзя. Статья 332 Таможенного кодекса РФ не предусматривает исполнения таких обязательств путем зачета НДС, подлежащего возмещению налогоплательщику в связи с экспортом товаров по решению налогового органа.
Письмо Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-01-15/3-83 "О перерегистрации ККТ"
До окончания срока амортизации кассовый аппарат перерегистрировать на другую организацию можно, при передаче от одной организации другой (например, в качестве вклада в уставный капитал), даже если он исключен из Госреестра.
Письмо Минфина России от 08 марта 2008 г. N 03-02-07/1-132 "О бухгалтерской отчетности"
Подавать бухгалтерскую отчетность по месту учета обособленных подразделений не нужно. В обязательном порядке отчетность подается только по месту регистрации организации, то есть по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (статья 54 ГК РФ). При этом если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, отчетность можно представлять и по месту нахождения каждого из них. Это лишь право.
Федеральный закон от 01 апреля 2008 г. N 34-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг"
С 1 мая 2008 г. начнут действовать новые правила уплаты НДС при выполнении работ или оказании услуг для белорусских контрагентов.
Уже три года уплата косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте товаров в Белоруссию или импорте товаров из Белоруссии регулируется межправительственным Соглашением от 15 сентября 2004 г., а также Положением о порядке взимания косвенных налогов (приложение к данному Соглашению). Теперь свои правила будут действовать и в отношении уплаты косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг. Эти правила оформлены протоколом между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь, подписанном 23 мая 2007 г. в г. Минске. 01 апреля 2008 г. Президент РФ подписал Федеральный закон о ратификации этого Протокола.
Основные изменения, обусловленные вступлением Протокола в силу, связаны с определением места реализации работ или услуг. Если ранее для того, чтобы понять, должны ли организация или предприниматель уплачивать российский НДС при выполнении работ (оказании услуг) белорусским контрагентам, необходимо было обращаться к статье 148 НК РФ, то теперь соответствующие правила установлены в Протоколе.
Сравнив статью 148 НК РФ и статью 3 Протокола, можно отметить следующее:
1) работы (услуги) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации по правилам статьи 148 НК РФ признаются выполненными (оказанными) на территории РФ (и соответственно облагаемыми НДС) в том случае, если покупатель этих работ (услуг) осуществляет деятельность в России. Следовательно, после вступления Протокола в силу российские организации и предприниматели, выполняющие данные работы (оказывающие услуги) для белорусов, должны будут уплачивать российский НДС. Те организации и предприниматели, которые приобретали указанные работы (услуги) у белорусских контрагентов, удерживали и уплачивали в бюджет НДС в качестве налогового агента, исполнять такие обязанности более не должны;
2) установлен особый порядок определения места реализации услуг по перевозке. Все данные услуги по перевозке пассажиров и грузов (включая товары, помещенные под таможенный режим транзита) посредством любых транспортных средств, трубопроводами и по линиям электропередачи облагаются НДС в государстве, налогоплательщиком которого является организация или предприниматель, осуществляющие эти услуги. Такой же порядок распространяется на аренду или лизинг транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем (пункт 5 статьи 3 Протокола).
В статье 4 Протокола установлено, что выполнение работ или оказание услуг по изготовлению товаров должно признаваться экспортом товаров. При импорте этих товаров должен уплачиваться "ввозной" НДС в соответствии с действующим Положением о порядке взимания косвенных налогов (Приложение к Соглашению).
Белорусской стороной данный Протокол уже ратифицирован. Президент РФ подписал Закон о ратификации Протокола 1 апреля 2008 г., поэтому наиболее вероятная дата, с которой будет действовать новый порядок, - 1 мая 2008 г. О точной дате мы обязательно сообщим в одном из наших следующих выпусков.
Выводы о применении:
С 1 мая 2008 г. российским налогоплательщикам, работающим с белорусскими контрагентами:
- в отношении выполняемых работ (оказываемых услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации необходимо уплачивать российский НДС. При приобретении данных работ (услуг) у белорусских фирм исполнять обязанности налогового агента не требуется;
- в отношении оказываемых услуг по перевозке пассажиров и грузов в Белоруссию или из Белоруссии следует уплачивать российский НДС;
- при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) по производству товаров при ввозе этих товаров из Белоруссии в Россию необходимо уплачивать российский НДС.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 8464/07 "О госрегистрации прав на недвижимость"
ВАС РФ поддержал Минфин России: задержку с подачей документов на госрегистрацию прав по недвижимости следует рассматривать как уклонение от уплаты налога на имущество.
Особенность принятия на учет в качестве основных средств объектов недвижимости, по которым необходима государственная регистрация прав, установлена пунктом 52 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н. В данном пункте говорится, что объекты недвижимости можно учитывать в качестве основных средств на отдельном субсчете, если выполнен ряд условий, в том числе - если переданы документы на государственную регистрацию.
Подача документов на госрегистрацию прав целиком и полностью зависит от самой организации. Формально при этом получается так, что до момента подачи документов недвижимость продолжает числиться на счете 08, и налог с нее не уплачивается. Поэтому, если числящиеся на счете 08 объекты недвижимости, права на которые длительное время не регистрируются, фактически используются организацией для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд, такие факты следует рассматривать как уклонение от налогообложения. В связи с этим Минфин России рекомендовал налоговым органам привлекать уклоняющиеся от госрегистрации организации к уплате налога, налагать штрафы по статье 122 НК РФ. ФНС России своим Письмом от 10 ноября 2006 г. N ММ-6-21/1094 разослала разъяснения финансового ведомства нижестоящим налоговым органам.
Теперь одна из организаций обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании упомянутого Письма Минфина России недействующим. По мнению заявителя, финансовое ведомство тем самым произвольно дополнило положения статьи 374 НК РФ, определив, что объектом налогообложения признается также недвижимое имущество, учитываемое на счете 08, которое фактически используется в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд, и права на которое длительное время не регистрируются.
Судебная практика по данному вопросу складывается не в пользу организаций.
Когда обжалование писем Минфина России допустимо: ВАС России считает возможным обжаловать письма Минфина России, в частности, в тех случаях, когда разъяснения финансового ведомства были впоследствии разосланы по налоговым органам для использования в работе.
Выводы о применении:
1. Если объект недвижимости соответствует признакам основного средства, которые указаны в пункте 4 ПБУ 6/01 (в частности, фактически эксплуатируется и используется в производственных целях), но документы на госрегистрацию прав по нему не подаются и налог на имущество не уплачивается, налоговые органы могут потребовать доплаты налога и привлечь к ответственности за его неуплату.
2. Если разъяснения Минфина России напрямую затрагивают интересы налогоплательщика и при этом они были разосланы по налоговым органам для использования в работе, налогоплательщик может защитить свои права в том числе путем обжалования такого письма Минфина России в судебном порядке.
И.В. Перелетова,
генеральный директор ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru