город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2014 г. |
дело N А32-16858/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от истца - Голикова Матвея Витальевича по доверенности N 5 от 21.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Славянская-на-Кубани автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2013 по делу N А32-16858/2013, принятое в составе судьи Гречко О.А.,
по иску Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Славянская-на-Кубани автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1022304652523/ ИНН 2349002148)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ОГРН 1022301598945/ ИНН 2310056695),
при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Славянская-на-Кубани автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее НОУ Славянская-на-Кубани АШ "ДОСААФ России") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю) об установлении по состоянию на 1 января 2007 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:48:0301043:3, площадью 64288 кв.м,, расположенного по адресу: г.Славянск-на-Кубани, ул. Пролетарская, 4 равной рыночной стоимости: 25522336 руб. в соответствии с отчетом о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2013 в иске отказано.
НОУ Славянская-на-Кубани АШ "ДОСААФ России" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2013 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты нрав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам исковою производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011). Так как стороной истца в суде первой инстанции был представлен оценочный отчет по установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:48:0301043:3 площадью 64288 кв.м, расположенного по адресу г.Славянск- на- Кубани ул.Пролетарская 4, который соответствует всем вышеперечисленным нормам закона Российской Федерации, решение суда первой инстанции следует отменить.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу. Пояснил, что истец не имеет намерения устанавливать кадастровую стоимость земельного участка в размере ее рыночной стоимости по состоянию на дату проведения новой государственной оценки земель в Краснодарском крае, а именно на 01.01.2011, настаивает на определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером 23:48:0301043:3, площадью 64288 кв.м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование -под учреждение образования, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Пролетарская, 4 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования НОУ Славянская-на-Кубани АШ ДОСААФ России.
Результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2007 года, были утверждены Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р, а в дальнейшем Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 г. N 58. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:48:0301043:3, составила 261592372,16 рублей (кадастровая выписка от 24.06.2011 N 2343/12/11-241414).
Истец обратился с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости определенной согласно отчету N 40 от 17.05.2013 г., изготовленному обществом с ограниченной ответственностью "НЭО", по состоянию на 1 января 2007 в размере 25522336 руб.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 167).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обращаясь в арбитражный суд, истец в обоснование исковых требований представил отчет N 40 от 17.05.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:48:0301043:3, согласно которому на 01.01.2007 рыночная стоимость участка составила 25522336 руб.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Судом установлено, что постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 г. N 58, утвердившее результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 г., отменено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2011 N 1561 (опубликованным в газете "Кубанские новости" N 233 от 29.12.2011).
Новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Краснодарском крае, по состоянию на 01.01.2011, утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 (опубликованным в газете "Кубанские новости" N 205 от 24.11.2011)
По итогам проведенной государственной кадастровой оценки изменилась кадастровая стоимость спорного участка, которая составила 86454502,40 руб. (кадастровая выписка от 17.01.2013 N 2343/12/13-23788).
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ, вступившего в силу с 01.12.2011), результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в арбитражном суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
При этом согласно абзацу второму названной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца с требованием об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в ГКН внесены новые сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011, оспариваемые истцом сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в ГКН отсутствуют, что исключает возможность их изменения (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 10.12.2013 по делу N А63-13367/2012).
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2013 по делу N А32-16858/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16858/2013
Истец: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Славянск-на-Кубани автомобильная школа Общероссийской Общественно государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", НОУ ДПО автомобильная школа ОО "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент Имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края