03 февраля 2014 г. |
Дело N А79-6169/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышкиной Е.Л., судей Вечканова А.И., Кузнецова В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., при участии представителей сторон:
от истца - Волковой И.В. по доверенности от 09.01.2014 N 2 сроком до 31.12.2014;
от ответчика - Хохловой М.А. по доверенности от 14.10.2013 сроком на 3 года;
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (ИНН 2129008793, ОГРН 1022101283951), г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.06.2013 по делу N А79-6169/2012, принятое судьей Филипповым Б.Н. по иску Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (ИНН 2129008793, ОГРН 1022101283951), г. Чебоксары, к обществу с ограниченной ответственностью "САЛАМБИ" (ИНН 2116492429, ОГРН 1022102430130), Чувашская Республика, Чебоксарский район, с. Хыркасы, о расторжении договора аренды земельного участка, и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "САЛАМБИ" (ИНН 2116492429, ОГРН 1022102430130), Чувашская Республика, Чебоксарский район, с. Хыркасы, к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (ИНН 2129008793, ОГРН 1022101283951), г. Чебоксары, о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, г. Чебоксары, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Суд установил, что Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "САЛАМБИ" о расторжении договора на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 19.12.2007 N 189.
Ответчиком предъявлен встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым он просил обязать Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.12.2007 N 189 в пятнадцатидневный срок на условиях, предложенных ООО "Саламби", изложив пункт 1.1 Договора в следующей редакции:
"1.1. Арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и использование земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики и расположенные по адресу: Чувашская Республика, Вурман - Сюктерское сельское поселение, п. Сюксерка, в том числе:
- земельный участок общей площадью 66 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:53;
- земельный участок общей площадью 470 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:54;
- земельный участок общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55;
- земельный участок общей площадью 128 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:56;
- земельный участок общей площадью 425 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:57;
- земельный участок общей площадью 51 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:58;
- земельный участок общей площадью 499 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:59;
- земельный участок общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:60".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, администрация города Чебоксары Чувашской Республики, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики и администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Решением от 05.06.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики отказал. Встречный иск общества с ограниченной ответственностью "САЛАМБИ" удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции в части обязания истца заключить с ответчиком дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.12.2007 N 189 в отношении земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55 (с учетом дополнения к апелляционной жалобе от 27.09.2013), поскольку неправильно применены нормы материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, арендатор земельного участка, обратившись в Минимущество Чувашии с требованием о внесении изменений в договор аренды земельного участка и изложением предмета договора в новой редакции, фактически заявил требование об изменении условий аренды ранее предоставленного земельного участка.
Указал, что участок N 8 не был приобретен арендатором на аукционе в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, он не может быть передан в аренду путем внесения изменений в договор от 19.12.2007 N 189 без проведения торгов для строительства жилья.
Отметил, что применение судом первой инстанции положений пункта 4 статьи 11.8 и пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации необоснованно.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что непроведение аукциона по продаже права аренды земельного участка под жилищное строительство нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заявитель жалобы указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Саламби" является не единственным правообладателем имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:55. Заявитель представил доказательства нахождения на спорном земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:55 объектов недвижимости, находящихся в собственности Чувашской Республики (свидетельства о праве собственности от 29.10.2013 N 21 АД 940317, 21 АД 940318, 21 АД 940319).
Общество с ограниченной ответственностью "Саламби" в отзыве на апелляционную жалобе и дополнениях к нему просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывов на апелляционную жалобу не представили, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Как усматривается из материалов дела, 19.12.2007 между Минимуществом Чувашии (арендодатель) и ООО "САЛАМБИ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики, N 189. По условиям договора арендодатель на основании распоряжения Минимущества Чувашии от 04.12.2007 N 1633-р предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, находящийся в собственности Чувашской Республики, общей площадью 49 866 кв.м, с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, село Хыркасы, ул. Волжская, д.7, для осуществления уставной деятельности (пункт 1.1 договора).
Договор заключен на срок с 09.11.2007 по 31.12.2016 (пункт 2.1 договора). Земельный участок с кадастровым номером 21:21:0802 01:0028 передан арендодателем арендатору по акту от 09.11.2007.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 22.05.2008.
В соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером по заказу ООО "САЛАМБИ", земельный участок с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 был разделен на восемь земельных участков: с кадастровым номером 21:21:080201:53, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания; с кадастровым номером 21:21:080201:54, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания; с кадастровым номером 21:21:080201:55, разрешенное использование для жилищного строительства; с кадастровым номером 21:21:080201:56, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания; с кадастровым номером 21:21:080201:57, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания; с кадастровым номером 21:21:080201:58, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания; с кадастровым номером 21:21:080201:59, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания; с кадастровым номером 21:21:080201:60, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
Указанные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 30.11.2011 и 28.01.2012 зарегистрировано право собственности Чувашской Республики, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В связи с разделом ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 на восемь самостоятельных земельных участков Министерство письмом от 13.03.2012 предложило ООО "САЛАМБИ" расторгнуть договор аренды от 19.12.2007 N 189.
Учитывая полученный письменный отказ ООО "Саламби" от расторжения договора аренды от 19.12.2007 N 189, Министерство обратилось в суд с требованиями о расторжении договора аренды, а ООО "Саламби" - со встречными требованиями о заключении дополнительного соглашения к договору.
Суд первой инстанции отказал Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в расторжении договора аренды земельного участка и удовлетворил встречные требования Общества.
Решение обжалуется Министерством в части удовлетворения встречных исковых требований об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка в отношении земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55. Ответчик не возражает относительно проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного решения в обжалуемой части, а именно в части законности возложения судом на Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка в отношении земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55, с разрешенным использованием для жилищного строительства.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции руководствовался положением пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации и указал на то, что из данной статьи не следует прекращение договора аренды земельного участка, из которого образованы новые участки, и предусмотрено преимущественное право арендатора земельного участка заключить договор аренды образуемых и измененных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции полагает, что такое толкование судом первой инстанции пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к данным правоотношениям является ошибочным и применено без учета специальных норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление земельных участков для жилищного строительства.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Из материалов дела следует, что между Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и ООО "Саламби" 26 марта 2007 года заключен договор на сдачу в аренду государственного имущества, являющегося собственностью Чувашской Республики (том 2 л.д.1-5). Государственное имущество, подлежащее передаче в аренду, определено в приложении N 1 к договору и состоит из:
дачи N 8,9,10,11,25, дома приезжих, бани и склада, здания пищеблока, проходной, будки кирпичной, артезианской скважины, асфальта, насоса глубинного (2), водопровода, теплотрассы (3). Указанные объекты являются собственностью Чувашской Республикой.
Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики 04.12.2007 издает распоряжение N 1633-р "О предоставлении во временное владение и пользование ООО "Саламби" земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в собственности Чувашской Республики, общей площадью 49 866 кв.м, с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, село Хыркасы, ул. Волжская, д.7, для осуществления уставной деятельности.
На основании указанного распоряжения 19.12.2007 между Министерством (арендодатель) и ООО "САЛАМБИ" (арендатор) заключен договор N 189 аренды указанного земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики. Земельный участок с кадастровым номером 21:21:0802 01:0028 передан арендодателем арендатору по акту от 09.11.2007. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 22.05.2008.
На основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 N 335 "О порядке принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики", распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 26.11.2007 N 1582-р, распоряжения ГУ "Фонд имущества Чувашской Республики" от 28.11.2007 N 99-р проведен аукцион по продаже нежилых зданий, в том числе: дача N 8,9,10,11,25, дом приезжих, баня и склад, здание пищеблока, проходная, будка кирпичная, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028.
Согласно представленным документам, в том числе распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 26.11.2007, земельный участок не вошел в план приватизации государственного имущества Чувашской Республики ввиду того, что имел статус особо-охраняемой территории и не подлежал приватизации (том 2 л.д. 10,12-18).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 образован и поставлен на государственный кадастровый учет 23.10.2007 с разрешенным видом использования "для осуществления уставной деятельности".
Согласно пункту 1.1 договора аренды земельного участка земельный участок предоставлен ООО "Саламби" для осуществления уставной деятельности.
На основании распоряжения Минимущества Чувашии от 26.11.2007 N 1582-р "Об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики" РСГУ "Фонд имущества Чувашии" проведен аукцион по продаже перечисленных объектов, победителем которого признано ООО "САЛАМБИ".
По итогам аукциона между РСГУ "Фонд имущества Чувашии" и ООО "САЛАМБИ" заключен договор купли-продажи данных объектов от 09.01.2008 N 238, послуживший основанием для государственной регистрации перехода права собственности к ответчику 09.04.2008.
Таким образом, земельный участок, поставленный на кадастровый учет в 2007 году, предоставлялся в аренду для целей, не связанных со строительством, на основании распоряжения Министерства (N 1633-р от 04.12.2007) без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду было обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для осуществления уставной деятельности. Кроме того, земельный участок фактически использовался для содержания объектов недвижимости, находящихся в собственности Чувашской Республики и переданных в аренду Обществу, впоследствии приобретенных им в собственность.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 N 265 земельный участок с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 переведен из земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов в целях жилищного строительства (том 2 л.д.111). При этом указанный земельный участок включен в границы пос.Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства.
Согласно кадастровому паспорту от 09.09.2010 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 был изменен и указан "в целях жилищного строительства".
В соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером по заказу ООО "САЛАМБИ", земельный участок с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 был разделен на восемь земельных участков:
1) земельный участок общей площадью 66 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:53, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
2) земельный участок общей площадью 470 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:54, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
3) земельный участок общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55, разрешенное использование для жилищного строительства;
4) земельный участок общей площадью 128 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:56, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
5) земельный участок общей площадью 425 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:57, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
6) земельный участок общей площадью 51 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:58, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
7) земельный участок общей площадью 499 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:59, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
8) земельный участок общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:60, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
Указанные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 30.11.2011.
28.01.2012 на все перечисленные земельные участки зарегистрировано право собственности Чувашской Республики, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае земельный участок предоставлен Обществу в аренду без проведения торгов для осуществления уставной деятельности в связи с нахождением на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в собственности Чувашской Республики переданных в аренду Обществу.
Впоследствии вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:08 02 01:0028 изменен на "жилищное строительство" и участок разделен на восемь самостоятельных земельных участков.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что семь земельных участков из восьми имеют разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации зданий, находящихся на этих участках (земельный участок общей площадью 66 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:53; земельный участок общей площадью 470 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:54; земельный участок общей площадью 128 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:56; земельный участок общей площадью 425 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:57; земельный участок общей площадью 51 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:58; земельный участок общей площадью 499 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:59; земельный участок общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:60).
Земельный участок общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55 имеет разрешенное использование для жилищного строительства. Следовательно, заключение договора аренды данного земельного участка для жилищного строительства может осуществляется исключительно по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (пункт 2).
Суду со стороны ответчика - ООО "Саламби" не представлено доказательств того, что Общество имеет права на такие исключения.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для целей жилищного строительства предоставляются с обязательным проведением торгов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что испрашиваемое Обществом изменение договора аренды в будущем позволит осуществить жилищное строительство на земельном участке, предоставленном в обход установленной процедуры, что недопустимо в силу пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, удовлетворив требования Общества об обязании Министерства заключить указанное дополнительное соглашение к договору аренды, в части земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55, с разрешенным использованием для жилищного строительства, Министерство фактически предоставит Обществу земельный участок для жилищного строительства в обход установленной законодательством процедуры торгов и поставит Общество в более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые вправе рассчитывать на получение спорного земельного участка по результатам аукциона для целей жилищного строительства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее. В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Градостроительному кодексу градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
При этом следует учитывать, что абзацем 4 пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Из материалов дела следует, что земельный участок включен в черту населенного пункта. Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил землепользования и застройки, Генерального плана поселения, спорный земельный участок расположен в зоне, обозначенной Ж-1 жилая застройка. Согласно представленному в материалы дела кадастровому плану земельного участка разрешенное использование является жилищное строительство. Исходя из представленных в дело документов (кадастровый план территории от 26.09.2013 N 21/301/13-199220), предполагаемое использование спорного земельного участка является жилищное строительство, а именно: строительство коттеджей.
Для объектов жилищного строительства земельным законодательством (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации) не предусмотрено предоставление земельного участка иначе, чем на торгах, следовательно, получение в аренду земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации для уставной деятельности, с последующим изменением вида разрешенного использования на жилищное строительство и внесением изменений в договор аренды, путем подписания дополнительного соглашения, не соответствует действующему законодательству.
В связи с вышеизложенным вывод суда первой инстанции со ссылкой на положение пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации о возможности использовать земельные участи без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, основан на неправильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Следовательно, в рассматриваемом случае у Общества как арендатора отсутствует право, а у Министерства как у арендодателя отсутствует обязанность вносить изменения в договор аренды путем заключения дополнительного соглашения относительно земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55, с разрешенным использованием для жилищного строительства, в том числе в судебном порядке.
Кроме того, следует отметить, что в материалы дела представлены свидетельства о праве собственности Чувашской Республики на объекты недвижимого имущества, находящиеся на спорном земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:55.
С учетом неполного выяснения обстоятельств дела судом первой инстанции и неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики на основании пунктов 1,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, связанная с рассмотрением апелляционной жалобы, не взыскивается (пункт 4.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.06.2013 по делу N А79-6169/2012 отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики удовлетворить.
Отказать в удовлетворении встречного искового заявления обществу с ограниченной ответственностью "САЛАМБИ" в части обязания Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "САЛАМБИ" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.12.2007 N 189 в отношении земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6169/2012
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республике, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики
Ответчик: ООО "Саламби"
Третье лицо: Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чув. Респ., Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Администрация города Чебоксары, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Администрация Чебоксарского района Чув. Респ., Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по упарвлению имуществом, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии