город Москва |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А40-4312/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Яргорэлектротранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 08.11.2013 по делу N А40-4312/13,
принятое судьей Башлаковой-Николаевой Е.Ю. (шифр судьи 62-41)
по иску Открытого акционерного общества "Яргорэлектротранс"
(ОГРН 1117602000064, 150044, Ярославская область, г. Ярославль,
Ленинградский проспект, д.37)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва ул. Ильинка, д. 9),
Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области
(ОГРН 1027600695363, 150000, Ярославская область, г. Ярославль,
ул. Андропова, д.9/9)
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности N 06-21/04 от 09.01.2014
от ответчиков:
Минфин РФ Кузнецова А.В. по доверенности N 01-10-08/13 от 04.02.2013
Депфин ЯрОбл Троицкая Л.В. по доверенности от 29.07.2013
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ОАО "Яргорэлектротранс":
- о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации убытков в размере 60.178.111 руб. 56 коп., из которых 53.085.154 руб. 93 коп. - убытки, возникшие в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2010 году федеральным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте, 7.092.956 руб. 63 коп. - убытки, возникшие в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2011 году федеральным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте.
- о взыскании с Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области за счет казны Ярославской области убытков в размере 76.506.022 руб. 34 коп., из которых 65.610.247 руб. 99 коп. - убытки, возникшие в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2010 году региональным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте, 10.895.774 руб. 35 коп. - убытки, возникшие в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2011 году региональным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представил пояснения по жалобе, представители ответчиков против доводов жалобы возражали, Департамент финансов Ярославской области представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Истец отыскивает убытки, возникшие в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2010 и 2011 годах льготы по проезду, установленной органами государственной власти отдельным категориям граждан.
Льготы по проезду на основании единого льготного проездного билета на территории г. Ярославля установлены постановлением мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858 "О системе проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте" и решением муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
В обоснование иска истец ссылается:
в отношении 2010 года - на постановление Администрации Ярославской области от 19.12.2006 N 331 "О порядке организации проезда отдельных категорий граждан", постановление мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858 "О системе проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте",
в отношении 2011 года - на постановление Правительства Ярославской области от 20.12.2010 N 952-п "Об организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по единым льготным проездным билетам долговременного пользования".
Согласно пояснениям истца данными нормативными правовыми актами органов власти была установлена мера социальной поддержки по проезду на общественном транспорте для граждан льготных категорий в Ярославской области в виде проезда по единому льготному проездному билету, имеющему меньшую стоимость.
В возмещение льготного проезда региональных и федеральных льготников истцу в 2010 г. было выделено из городского и регионального бюджета 58 569 048 руб. 93 коп., а в 2011 г. из регионального бюджета - 28 300 000 руб.
Истец считает, что данная сумма не покрыла в полном размере потери истца, представляющие сумму неполученной от федеральных и региональных льготников провозной платы, и что убытки должны быть возмещены за счет ответчиков.
В целях реализации полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з утвержден Социальный кодекс Ярославской области, вступивший в силу с 01.01.2009.
Согласно ст.58 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено предоставление социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области отдельным категориям граждан предоставляется социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) постоянно на всей территории Ярославской области.
Указанная услуга предоставляется ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, ветеранам труда Ярославской области, реабилитированным лицам, гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, сопровождающим в поездке инвалида, которому установлена I группа инвалидности, или ребенка-инвалида, почетным донорам, гражданам, имеющим право на дополнительную социальную поддержку.
В силу ч.5 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, сдаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Применительно к указанной норме органами местного самоуправления установлены дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде права на приобретение льготного месячного проездного билета (постановление мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858).
Рассматриваемый единый льготный месячный проездной билет действовал только на территории городя Ярославля.
Согласно решению Муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" ветераны, инвалиды, а также граждане, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Ярославской области предоставляются отдельные виды социальных услуг, имеют право на дополнительные меры социальной поддержки, в том числе на право приобретения единого льготного проездного билета, за счет средств городского бюджета.
Порядок предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок), субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан утвержден постановлением Мэрии города Ярославля 03.02.2009 N 195.
Пунктами 1.1. и 1.3. указанного постановления также установлено, что субсидия предоставляется за счет средств городского бюджета.
Данная мера социальной поддержки была установлена городом Ярославль как муниципальным образованием.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления, не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации..
В 2011 году наряду с продажей льготных разовых проездных билетов в городе Ярославле был введен эксперимент по реализации установленных льгот путем продажи единых проездных билетов долговременного пользования (постановление Правительства Ярославской области от 20.12.2010 N 952-п).
При этом стоимость проездных билетов долговременного пользовании рассчитана исходя из количества поездок в месяц, действующего тарифа на одну поездку, установленного уполномоченным органом государственной власти области, и понижающего коэффициента, представляющего собой скидку в связи с единовременной оплатой большого количества поездок (постановление Правительства Ярославской области от 16.03.2011 N 169-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанные с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам").
Количество поездок в месяц принималось в зависимости от числа видов городского пассажирского транспорта в соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта" и от 19.01.2007 N 9 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" и равно 60.
Для возмещения недополученных доходов, связанных с оплатой отдельным категориям граждан по проездным билетам с истцом был заключен договор N 1П06 от 28.03.2011, который определял взаимоотношения сторон, возникающие в связи с организацией перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории городского округа город Ярославль в соответствии с договорами на перевозку, заключенными с мэрией города Ярославля, и в соответствии с договором оказания информационно-технологических услуг с ЗАО "Золотая корона" и ООО "Регион Каре" (п. 1.3. договора).
Согласно п.п.1.2.. 3.1. указанного договора перевозчику возмещаются недополученные доходы, связанные с оплатой по единым льготным проездным билетам долговременного пользования в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 N 169-п.
При таком положении обязанность транспортной организации по перевозке отдельных категорий граждан в рамках проводимого эксперимента и право на получение соответствующей компенсации из бюджета возникло именно из договора, заключенного с уполномоченными на то органами власти в установленном законом порядке.
По окончании 2011 года истцом без разногласий подписан акт сверки взаимных расчетов за указанный период, в соответствии с которым обязательства, взятые на себя Ярославской областью, выполнены в полном объеме без разграничения на региональных и федеральных льготников.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Состав убытков истцом не доказан.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку Российская Федерация и Ярославская область не обязаны компенсировать убытки от продажи билетов льготным категориям граждан по дополнительным мерам поддержки, введенным муниципальными органами власти.
Расчет истца не подтверждает реальный размер убытков, так как предъявляемая к взысканию за счет средств бюджета Ярославской области сумма исчислена не из общего количества льготников регионального регистра, воспользовавшихся правом льготного проезда на транспорте истца, а из общего количества льготников, имеющих право на льготный проезд. Применение указанного показателя не соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 7573/12.
В стоимость проездного билета на три вида транспорта истцом необоснованно заложена стоимость услуг по перевозке тремя видами транспорта, при этом истец предоставлял услугу по перевозке только двумя видами транспорта, в связи с чем истец не в праве претендовать на получение стоимости услуги (в виде денежных средств), которую не предоставлял.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2013 по делу N А40-4312/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Яргорэлектротранс" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4312/2013
Истец: ОАО "Яргорэлектротранс"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Ярославская область в лице Департамента финансов Ярославской области
Третье лицо: ОАО "Яргорэлектротранс"