г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А56-36027/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца: Клементьевой Н.Ю. по доверенности от 01.01.2014
от ответчиков: 1. Сабурова М.А. по доверенности от 30.12.2013; 2. Горшкова А.Г. по доверенности от 27.01.2014
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27856/2013) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2013 по делу N А56-36027/2013 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации, 2. Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
3-е лицо: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление"
о взыскании
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (адрес: 198188, Санкт-Петербург, ул. Броневая, д.6, лит Б; ОГРН: 1057810153400; далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) 6 381 018 рублей 85 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ноября 2010 года по апрель 2013 года и 13 020 266 рублей 39 копеек неустойки за период с 26.12.2010 по 26.05.2013, а при отсутствии или недостаточности денежных средств у учреждения - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением суда первой инстанции от 30.10.2013 в пользу истца с учреждения взыскано 6 381 018 рублей 85 копеек задолженности, 1 500 000 рублей неустойки и 2000 рублей расходов по оплате госпошлины, в остальной части неустойки отказано; при отсутствии или недостаточности денежных средств у учреждения постановлено взыскать с министерства 2 690 602 рублей 18 копеек задолженности, 500 000 рублей неустойки и 2 000 рублей расходов по оплате госпошлины, в остальной части в иске к министерству отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что судом неправомерно отказано во взыскании с субсидиарного должника неполной суммы задолженности.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители ответчиков доводы апелляционной жалобы отклонили, просили оставить решение без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.10.2001 между ОАО "Ленэнерго" и Войсковой частью 26923 заключен договор теплоснабжения (в горячей воде) N 5589.
30.09.2005 в связи с реорганизацией ОАО "Ленэнерго" подписано соглашение о перемене лиц в обязательствах, согласно которому права и обязанности ОАО "Ленэнерго" переходят к истцу.
22.10.2007 года подписано соглашение о замене лица в договоре, в соответствии с которым права и обязанности Войсковой части 26923 переходят к Федеральному государственному учреждению "30 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ".
18.05.2012 года в связи с реорганизацией в форме присоединения ФГУ "30 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ" подписано соглашение о перемене лиц в обязательстве, согласно которому права и обязанности ФГУ "30 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ" переходят к Федеральному бюджетному учреждению "4 Центральный научно-исследовательский институт ракетных, космических и авиационных систем Министерства обороны Российской Федерации".
31.10.2012 Федеральное бюджетное учреждение "4 Центральный научно-исследовательский институт ракетных, космических и авиационных систем Министерства обороны Российской Федерации" преобразовано в Федеральное государственное казенное учреждение "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации.
Истец надлежащим образом исполнил взятые на себя договорные обязательства, а ответчик не полностью и несвоевременно оплачивал потребленную тепловую энергию.
Ответчиком не исполнены договорные обязательства в части оплаты потребленной тепловой энергии за период с ноября 2010 года по апрель 2013 года включительно.
Сумма задолженности составила 6 381 018 руб. 85 коп. и 13 020 266 рублей 39 копеек неустойки на основании пункта 7.4 договора.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 указанной статьи порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и ненадлежащее исполнение недопустим.
Ненадлежащее исполнение абонентом своих обязательств по договору установлено судом, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
С 01.01.2011 пункт 2 статьи 120 ГК РФ действует в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и устанавливает, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
При этом казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 120 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Указанное положение в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011, согласно пункту 12 статьи 33 Федерального закона 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Правоотношения, в рамках которого образовалась спорная задолженность, возникло из договора, заключенного до 01.01.2011. Содержание правоотношения включает права и обязанности его участников.
В силу пункта 12 статьи 33 Закона N 83-ФЗ к такому правоотношению неприменимы правила статьи 120 ГК РФ в новой редакции.
Следовательно, статья 120 ГК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ не препятствует предъявлению требований к субсидиарному должнику - собственнику учреждения в случае нехватки денежных средств у самого учреждения-должника по заключенным ранее договорам и их удовлетворению.
Названная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 7463/12.
При указанных обстоятельствах, по мнению апелляционного суда, министерство обороны Российской Федерации в спорный период несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
При этом судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке (статья 331 ГК РФ) содержится в пункте 7.4. договора, согласно которому при просрочке оплаты абонент уплачивает энергоснабжающей организации штрафную неустойку в виде пени в размере 0,5 % от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки.
В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В данном случае суд первой инстанции, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, правомерно пришел к выводу о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и снизил ее размер до 1 500 000 руб. Оснований для переоценки этого вывода суда апелляционная инстанция не усматривает.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить, удовлетворив исковые требования в части взыскания с министерства - 6 381 018 рублей 85 копеек задолженности, 1 500 000 рублей неустойки.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2013 по делу N А56-36027/2013 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств у учреждения с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" 6 381 018 рублей 85 копеек задолженности, 1 500 000 рублей неустойки и 2 000 рублей расходов по оплате госпошлины по иску и 2 000 руб. расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 60 405 рублей 09 копеек госпошлины.
В остальной части в иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36027/2013
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N1"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государствнное казенное учреждение "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "РЭУ"
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2629/14
11.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27856/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-36027/13