г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А56-46091/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Никулина Е.Ю. (доверенность от 05.06.2013)
от ответчика: Ворона А.С. (доверенность от 27.12.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28743/2013) Комитета по управлению городским имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2013 по делу N А56-46091/2013 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Лайн"
заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом
о признании незаконным отказа в выкупе арендуемых помещений и об обязании направить договор купли-продажи.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лайн" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными отказов Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выраженных в уведомлениях от 27.06.2013 N 3165-21/13 и N 3164-21/13, в реализации Обществом преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 31, корп. 1, лит. А, пом. 5Н, кадастровый номер 78:13:7412:10:160:10, и пом. 2Н, 8Н, кадастровый номер 78:13:7412:10:160:11, как не соответствующих положениям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) и обязании Комитета принять решение об условиях приватизации (выкупе) данных помещений и направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи.
Решением от 06.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, полагая, что спорное помещение включено в Перечень имущества, не подлежащего приватизации, не произвольно, а как отвечающее критериям, установленным Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". Кроме того, Комитет ссылается на отсутствие у него возможности утвердить указанный Перечень до момента опубликования Закона N 159-ФЗ, поскольку порядок его формирования, утверждения, ведения и опубликования не был определен.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 27.10.1997 N 21/001321 (в редакции дополнительных соглашений) аренды нежилых помещений 5Н, с кад. N 78:13:7412:10:160:10, площадью 108,9 кв.м и 2Н, 8Н с кад.N78:12:7412:10:160:11, площадью 890, 4 кв.м, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 31, корп.1, литера А, для использования под торговлю, склад, сроком до 01.07.2015.
Договор аренды и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
25.06.2013 Общество обратилось в Комитет с заявлениями о намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ.
Уведомлениями от 27.06.2013 N 3165-21/13 и N 3164-21/13 Комитет известил заявителя об отсутствии у Общества преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества в собственность в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ, со ссылкой на включение помещений в Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, в том числе по льготным ставкам арендной платы субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Перечень).
Полагая отказы Комитета незаконными, препятствующими реализации Обществом права на приобретение арендуемого имущества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования Общества удовлетворены судом правомерно.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу названного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как установлено частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" Правительством Санкт-Петербурга издано Постановление от 22.12.2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление N 1624), которым утвержден Порядок ведения и опубликования Перечня.
В целях реализации положений Постановления N 1624 Комитетом издано распоряжение от 26.12.2008N 237-р "О Перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", которым арендуемые Обществом помещения включены в Перечень (NN1418,1423,1424).
В качестве правового обоснования включения испрашиваемых Обществом помещений в Перечень Комитет ссылался на то, что спорные помещения включены в Перечень на основании данных, предоставленных Комитетом по строительству, а именно: как занимаемое субъектами малого и среднего предпринимательства нежилое помещение в зданиях, в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решения о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции (пункт 2 (б) статьи 6 Закона N 194-32).
Вместе с тем, в нарушение ст. 65 АПК РФ, п.5 ст. 200 АПК РФ Комитетом не представлены доказательства наличия оснований для включения спорных помещений в Перечень.
Комитетом не представлены сводное заключение, а также доказательства наличия проектов, касающихся реконструкции здания, в котором находятся спорные помещения, заявлений потенциальных инвесторов.
Кроме того, в здании имеются помещения, находящиеся в частной собственности, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРП (т.1.л.д. 71-73), что исключает возможность предоставления всего здания для реконструкции в качестве объекта недвижимости, относящегося к собственности Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах следует признать, что арендуемые Обществом помещения включены в Перечень неправомерно, оспариваемые отказы в выкупе помещений обоснованно признаны судом незаконными.
Оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2013 по делу N А56-46091/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46091/2013
Истец: ООО "Лайн"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3615/14
11.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28743/13
06.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-46091/13