город Омск |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А75-5369/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10997/2013) территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2013 года по делу N А75-5369/2013 (судья Зубакина О.В.), принятое по иску территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600510465, место нахождения: 628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Спортивная, д. 7) к АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (ОГРН 1028601844303, место нахождения: 628240, ХМАО - Югра, г. Советский, ул. Киевская, д. 33) о взыскании 234 677 рублей 60 копеек штрафа,
при участии в судебном заседании:
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещен;
от АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" - представитель Станкина Н.В. (паспорт, доверенность N 08 от 09.01.2014 сроком действия до 31.12.2015);
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ТФОМС ХМАО, фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - АУ ХМАО-Югры "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", больница, ответчик) о взыскании 234 677 руб. 60 коп. штрафа в связи с нецелевым использованием ответчиком денежных средств фонда, выделенных по договорам на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2013 по делу N А75-5369/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судебного акта, ТФОМС ХМАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2013 по делу N А75-5369/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что на момент действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию к правоотношениям сторон применялась редакция пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), в которой установлен размер штрафа как суммы нецелевого использования средств. Считает, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
От АУ ХМАО-Югры "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТФОМС ХМАО, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АУ ХМАО-Югры "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между страховыми медицинскими организациями (страховщик) и больницей были заключены договоры на предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 01.03.2011 N 058/34/07059-2011, от 01.03.2011 N ГМф-30/ОМС/78/11, от 01.03.2011 N 068.11 ОМС (лд. 44-59), по условиям которых больница обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а страховщик обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
ТФОМС ХМАО осуществляет контроль за расходованием средств, полученных больницей по договору, а также производит оплату медицинских услуг, оказанных гражданам, застрахованным за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Больница обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункты 4.10 договоров).
Согласно пункту 4.11 договоров АУ ХМАО-Югры "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" обязано вести раздельный учёт по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 4.1 договоров страховщик ежемесячно, в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС на территории Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденным решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги, оплачивает лечебно-профилактическую помощь, оказываемую больницей застрахованным по согласованным в установленном порядке тарифам, в пределах размера средств полученных от фонда по дифференцированным подушевым нормативам на оплату медицинских услуг, на основании счета-фактуры и реестров, предъявленных больнице.
На основании приказа директора ТФОМС от 31.08.2012 N 244/4 в отношении больницы проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 271 941 руб. 72 коп.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.10.2012 N 11 (л.д. 10-40).
Больница платежным поручением N 6156 от 11.10.2012 перечислила денежные средства в сумме 271 941 руб. 72 коп., использованные не по целевому назначению (л.д. 84), а также платежным поручением от 31.10.2012 N 6533 перечислила штраф в размере 27 194 руб. 17 коп. (л.д. 83).
Посчитав, что больницей не в полном объеме исполнены обязательства по уплате штрафа, фонд обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 3 Закон N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон N 326-ФЗ, определяя в статьях 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определен порядок контроля за использованием страховых средств. В частности, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медицинской организации по представлению отчетности об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, и иной отчетности в порядке, установленной Федеральным фондом.
Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора медицинская организация несет в соответствии со статьями 39, 41 Закона N 326-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Следовательно, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений, что прямо следует из пункта 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Фонд не является участником договоров, заключенных больницей со страховыми медицинскими организациями.
Таким образом, поскольку взыскиваемые денежные средства были перечислены больнице страховыми медицинскими организациями в рамках договоров, участником которых Фонд не является, следовательно, между сторонами данного спора не возникло обязательства вследствие причинения вреда, поэтому у Фонда отсутствуют основания для взыскания штрафа за нецелевое использования вышеуказанных денежных средств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, установлено, что функцией Федерального фонда ОМС, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Указом предусмотрено (пункт 4), что средства на ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ни Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовал до 01.01.2011), ни Законом N 326-ФЗ, ни Указом N 1095, ТФОМС не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
ТФОМС имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права территориальных фондов ОМС на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС ТФОМС, утвержденного Приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73, территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчета размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об ОМС, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Соответственно, указанным Положением также не предусмотрено право ТФОМС при выявлении нецелевого использования средств ОМС на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат.
Довод истца о применении штрафных санкций в размере 100 % от суммы нецелевого использования, несостоятелен.
Действительно, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.06.2011) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Однако, согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон. Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что поскольку Фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в новой редакции, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, то Фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона.
Ссылка истца на статью 422 ГК РФ не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения.
Таким образом, расчет суммы штрафа, указанный фондом, является ошибочным.
Сумма штрафа за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 271 941 руб. 72 коп. в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) составляет 27 941 руб. 72 коп.
Платежным поручением от 31.10.2012 N 6553 больницей указанная сумма штрафа оплачена (л.д. 83).
При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых о взыскании 234 677 руб. 60 коп. штрафа за нецелевое использование средств ОМС, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при разрешении спора не допущено.
Принятое по делу решение суда в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются, поскольку истце в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от её уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2013 года по делу N А75-5369/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5369/2013
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ХМАО-Югры
Ответчик: Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Советская центральная районная больница"