город Воронеж |
|
24 ноября 2010 г. |
Дело N А35-4100/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т. Л., судей - Скрынникова В.А., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 по делу N А35-4100/2010 (судья Ольховиков А.Н.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании частично недействительным решения от 19.02.2010 N 15-11/16,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Шевцова П.А., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 04-27/48966 от 16.11.2010; Забелиной О.Е., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 04-27/007736 от 10.02.2010,
от налогоплательщика: Шваковой Ю.В., доверенность N 5 от 30.06.2010,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Курские городские коммунальные тепловые сети" (далее - муниципальное предприятие "Гортеплосеть", предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.02.2010 N 15-11/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 37 991 941,86 руб., налога на прибыль организаций в сумме 97 012,49 руб., пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 8 567 385,78 руб., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в сумме 8 090,60 руб., а также в части применения налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1 253 527,16 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость, в сумме 2 828,88 руб. за неуплату налога на прибыль организаций.
Решением арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции от 19.02.2010 N 15-11/16 признано недействительным в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 1 253 527,16 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 8 567 385,78 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 37 991 941,86 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Налоговый орган, не согласившись с указанным решением в части удовлетворения требований налогоплательщика, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в оспариваемой части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств дела, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что денежные средства, перечисленные комитетом социального обеспечения Курской области на счет муниципального предприятия "Гортеплосеть", не относятся к субсидиям или субвенциям, то есть не являются денежными средствами, перечисленными на безвозмездной или безвозвратной основах, а выделены на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых предприятием льготной категории потребителей, в связи с чем данные денежные средства представляют собой часть выручки от реализации.
При этом инспекция указывает, что ее вывод о правовой природе денежных средств, поступивших на счет предприятия "Гортеплосеть" из областного бюджета, как выручки от реализации услуг по регулируемым ценам, подтверждается ответами, полученными ею от комитета финансов, комитета социального обеспечения Курской области, из которых следует, что денежные средства, направляемые из бюджета для возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, отражались по экономической статье расходов бюджета 262 "Пособия по социальной помощи населению".
По мнению налогового органа, в рассматриваемой ситуации судом подлежала применению норма подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, в соответствии с которой в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
На этом основании налоговый орган полагает, что налогоплательщик обязан был включить в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные из областного бюджета в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг за льготные категории граждан.
Налогоплательщик возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда области законным и обоснованным, вынесенным с учетом всестороннего и объективного исследования обстоятельств и материалов дела, в связи с чем просил суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По существу, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования налогоплательщика.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Муниципальное предприятие ходатайства о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявляло, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность решения арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 лишь в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей инспекции и муниципального предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску была проведена выездная налоговая проверка муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" и его обособленных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.04.2006 по 31.12.2008, налога на прибыль организаций за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки составлен акт от 21.01.2010 N 15-11/3 и вынесено решение от 19.02.2010 N 15-11/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение", которым муниципальному предприятию "Гортеплосеть" был, в частности, начислен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1 253 527,16 руб., за неполную уплату налога на прибыль организаций в сумме 5 212,78 руб. (пункт 1 решения). Также данным решением муниципальному предприятию начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 8 567 385,78 руб., по налогу на прибыль организаций в сумме 23 338,12 руб. (подпункты 1, 2 пункта 2 решения) и предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за май - декабрь 2006 года, январь - декабрь 2007 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года в сумме 37 991 941,86 руб., по налогу на прибыль организаций в общей сумме 178 764,89 руб., из которых 81 752,40 руб. - за 2007 год, 97 012,49 руб. - за 2008 год (пункт 3.1 решения).
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость и соответствующих ему пеней и штрафа явился вывод инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в результате не включения в нее денежных средств, полученных из областного бюджета за реализацию тепловой энергии льготным категориям граждан в виде социальной помощи населению.
На решение инспекции о привлечении к ответственности N 15-11/16 налогоплательщиком была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 09.04.2010 N 198 по итогам рассмотрения жалобы решение инспекции оставлено без изменения, а в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано.
Полагая, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о привлечении к ответственности от 19.02.2010 N 15-11/16 в части, касающейся доначислений по налогу на добавленную стоимость в сумме 37 991 941,86 руб. и налога на прибыль организаций за 2008 год в сумме 97 012,49 руб., а также соответствующих им пеней и штрафов не основано на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, муниципальное предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как установлено в ходе выездной налоговой проверки, муниципальное предприятие "Гортеплосеть" в период 2006-2008 годы оказывало услуги по реализации тепловой энергии управляющим компаниям г. Курска и Курской области, товариществам собственников жилья, с учетом льгот, установленных федеральным законодательством и законодательством Курской области, по тарифам, утвержденным постановлениями администрации Курской области от 30.12.2006 N 156 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Гортеплосеть" города Курска" на 2007 год, от 16.01.2007 N 91 "О плате за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению для населения города Курска", от 26.11.2007 N 106 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Гортеплосеть" города Курска" на 2008 год, от 26.11.2007 N 106/1 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Гортеплосеть" города Курска" на 2008 год.
В 2006-2008 годах при взимании платы за тепловую энергию муниципальное предприятие "Гортеплосеть" на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О гражданах, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Закона Курской области от 01.12.2004 N 58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и ветеранов труда", Закона Курской области от 01.12.2004 N 59-ЗКО "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", предоставляло льготы отдельным категориям граждан.
В этих целях потребители - управляющие компании г. Курска и Курской области, товарищества собственников жилья представляли в адрес муниципального предприятия "Гортеплосеть" ежемесячные отчеты о количестве лиц, имеющих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а муниципальное предприятие, в свою очередь, выставляло в адрес потребителей счета-фактуры на объем потребленной тепловой энергии, которые производили их оплату.
На возмещение расходов, понесенных в 2006-2008 годах в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде предоставления льгот отдельным категориям граждан, муниципальное предприятие "Гортеплосеть" заключило с комитетом социального обеспечения Курской области (комитет) и комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области (исполнитель) договоры N 148-220/12 от 28.07.2006, N 45-55/12 от 01.02.2007 и N 118-133/12 от 01.02.2008, на основании которых комитет взял на себя обязательства возместить муниципальному предприятию расходы в пределах бюджетных средств и лимита, доведенного до предприятия.
Для получения от комитета в счет возмещения необходимой суммы средств, муниципальное предприятие в соответствии с требованиями договоров обязано было представлять исполнителю сведения об объеме фактически предоставленных мер социальной поддержки и произведенных расходах, подписанные в установленном порядке руководителем и главным бухгалтером.
Во исполнение данных условий договоров муниципальное предприятие ежеквартально представляло в комитет отчеты о количестве лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и ежемесячно - отчеты о сумме денежных средств, подлежащих возмещению, и выставляло в адрес комитета счета-фактуры на сумму предоставленных за этот период льгот, которые последний оплачивал, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Инспекция, придя к выводу, что общество в нарушение требований пункта 2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитывало денежные средства, полученные из бюджета в связи с реализацией электрической энергии гражданам льготных категорий, произвела доначисление названного налога с суммы полученных денежных средств.
С данным выводом инспекции суд области обоснованно не согласился по следующим основаниям.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) муниципальное унитарное предприятие "Гортеплосеть" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в 2006 году, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из изложенных правовых норм следует, что условием включения или невключения в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость денежных средств, поступивших налогоплательщику из бюджета, является направленность (целевое назначение) поступивших денежных средств: денежные средства, поступившие налогоплательщику в качестве выручки от реализации, определяемой исходя из цен реализации, а также денежные средства, переданные налогоплательщику в качестве финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), образуют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Денежные средства, представляемые налогоплательщику из бюджета в качестве компенсации понесенных им затрат в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным для потребителей ценам, в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость не включаются.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 15).
Пунктом 43 указанного Постановления установлено, что в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Предоставление такого рода льгот населению за счет средств бюджета является мерами социальной поддержки населения, которые относятся к средствам бюджетного ассигнования (статья 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением правительства Курской области от 25.05.2005 N 77 (действовавшим в 2006 - 2008 годах) утвержден Порядок возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области.
Пунктом 3 данного постановления правительства Курской области было определено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (за исключением оплаты скидки со стоимости топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления) и возмещение организациям расходов по их предоставлению производится на основе договора, заключаемого между комитетом социального обеспечения Курской области, комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и организацией (предприятием), оказывающей жилищно-коммунальные услуги. При этом договор на оказание услуг может быть заключен с организацией, выполняющей функции управляющей компании и осуществляющей начисление и сбор платы за жилье и коммунальные услуги и оформление предоставленных мер социальной поддержки. Заключение указанного договора обеспечивает комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Договоры на предоставление указанных мер социальной поддержки и возмещение расходов, понесенных организациями при их предоставлении, заключаются в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год. Распределение объемов бюджетных ассигнований в разрезе организаций осуществляется комитетом социального обеспечения Курской области по представлению комитета жилищно-коммунального хозяйства Курской области (пункт 5 постановления правительства Курской области N 77).
Таким образом, денежные средства, выделяемые из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, направляются на покрытие убытков, возникающих у организаций, оказывающих данного рода услуги.
Группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации устанавливается функциональной и экономической классификацией расходов, приведенной в Федеральном законе от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (Приложения 3, 4, 5 и 6).
В соответствии со статьей 11 названного Закона указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации издаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Федеральных законах "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О гражданах, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", следует отражать по разделу 1000 "Социальная политика", подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения", целевой статье 519 0000 "Фонд компенсаций", виду расходов 611 "Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Указе Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в соответствии с тем же приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, следует отражать по целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 483 "Оказание социальной помощи" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Законе Курской области от 01.12.2004 N 58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и ветеранов труда", в соответствии с Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н следует отражать в целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 563 "Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Законе Курской области от 01.12.2004 N 59-ЗКО "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в соответствии с приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, отражаются по целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 496 "Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, средства на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан выделяются бюджетом из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), либо являются средствами финансирования принимаемых мер социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000).
При этом, несмотря на то, что в соответствии с указанными статьями бюджетной классификации получателями государственной помощи признаются конкретные физические лица, для которых установлены льготы, денежные средства в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг данными категориями граждан по льготным ценам (тарифам) фактически выделяются из бюджета организациям, оказывающим населению данного рода услуги, и идут на погашение понесенных данными организациями расходов.
То есть, все денежные средства, выделяемые бюджетом как из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), так и являющиеся мерами социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000), по своей сути, представляют собой выплаты, имеющие целью возмещение затрат соответствующих организаций при оказании услуг льготным категориям граждан по регулируемым ценам.
В этой связи довод инспекции о том, что денежные средства, выделяемые бюджетом муниципальному предприятию "Гортеплосеть" на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, являются частью выручки от реализации, несостоятелен, так как он противоречит как приведенным положениям бюджетного законодательства, так и положениям статьи 154 Налогового кодекса.
При этом ссылка инспекции в апелляционной жалобе в обоснование данного довода на документы - письменные ответы комитета финансов (письмо от 19.05.2009, исх. N 06-22/1534), комитета жилищно-коммунального хозяйства (письмо от 13.05.2009, исх. N 2342-1), комитета социального обеспечения Курской области (письмо от 10.11.2009, исх. N 02-5318), в соответствии с которыми понесенные организациями при предоставлении льгот отдельным категориям граждан расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг отражались в экономической статье 262 "Пособия по социальной помощи населения", не имеют правового значения для рассматриваемого дела.
Необоснованна также ссылка налогового органа на то, что бюджетные средства, перечисленные комитетом социального обеспечения Курской области на счет муниципального предприятия "Гортеплосеть" в счет оплаты услуг, реализуемых льготной категории граждан, были включены в счет увеличения доходов при исчислении налога на прибыль организаций за налоговые периоды 2006-2008 годы, поскольку налог на прибыль и налог на добавленную стоимость имеют разные объекты налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса, является прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Доходом, согласно статье 41 Кодекса, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций".
Поскольку по своему экономическому содержанию денежные средства, получаемые из бюджетов публично-правовых образований организациями, оказывающими коммунальные услуги населению по регулируемым тарифам, а также льготным категориям граждан, могут быть квалифицированы как доход, которым получившая его организация может распорядиться по своему усмотрению, то указанные денежные средства подлежат учету при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
При этом, по смыслу положений статей 41, 248, 249, 250 Налогового кодекса, включению в доходы в целях налогообложения подлежат все поступления налогоплательщику за реализованные им товары (работы, услуги), за исключением поступлений, особо упомянутых в главе 25 Налогового кодекса, в частности, в статье 251 Кодекса.
Указанный вывод следует из правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость статьей 146 Налогового кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, под которыми статья 39 Налогового кодекса, в свою очередь, понимает передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Учитывая, что глава 21 Налогового кодекса, регулирующая вопросы исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, содержит специальные правила определения выручки от реализации в целях исчисления названного налога, в том числе, в абзаце 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса прямо установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, суммы таких субсидий (субвенций) при определении налоговой базы по налогу не учитываются, оснований для увеличения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на спорные суммы, поступившие из бюджета, у налогового органа не имелось.
Также не вытекает и обязанность муниципального предприятия включить полученные из бюджета денежные средства в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса, на который ссылается инспекция.
Данные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи или в ином качестве, упомянутом в названной норме, а в качестве компенсации его убытков, связанных с оказанием услуг по реализации электрической энергии отдельным категориям потребителей г. Курска по льготным ценам.
Поэтому доводы апелляционной жалобы инспекции о том, что полученные налогоплательщиком в 2006 - 2008 годах из бюджета денежные средства являются дополнительным доходом муниципального предприятия, имеющие правовое значение при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, не могут быть приняты судом обоснованными применительно к налогу на добавленную стоимость, для которого доход не является объектом налогообложения.
Таким образом, суд области пришел к правильному выводу о том, что в данном случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость подлежит исчислению налогоплательщиком исходя из фактических цен реализации населению жилищно-коммунальных услуг без учета сумм, полученных из бюджета во исполнение договоров, заключенных с комитетом социального обеспечения Курской области и комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области, в качестве возмещения понесенных муниципальным предприятием "Гортеплосеть" убытков.
Указанное свидетельствует об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления муниципальному предприятию "Гортеплосеть" налога на добавленную стоимость в сумме 37 991 941,86 руб., начисленной на сумму компенсации понесенных им убытков от реализации тепловой энергии потребителям г. Курска по регулируемым ценам.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, и учитывая, что у налогоплательщика отсутствуют неисполненные обязанности по уплате налога в бюджет, у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога в сумме 8 567 385,78 руб.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения): отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Так как материалами дела доказана правомерность не включения муниципальным предприятием "Гортеплосеть" в состав налоговой базы по налогу на добавленную стоимость суммы убытков, компенсированных ему Комитетом социального обеспечения Курской области, в его действиях отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
Следовательно, налоговым органом необоснованно начислен штраф за неуплату налога в сумме 1 253 527,16 руб.
В этой связи требования муниципального унитарного предприятия "Гортеплосеть" о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 19.02.2010 N 15-11/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 37 991 941,86 руб., пени за несвоевременную уплате налога на добавленную стоимость в сумме 8 567 385,78 руб. и применения налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1 253 527,16 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость обоснованно удовлетворены судом.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 по делу N А35-4100/2010 в оспариваемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4100/2010
Истец: МУП "Гортеплосеть"
Ответчик: ИФНС России по г. Курску, УФНС по Курской области