г. Самара |
|
26 февраля 2014 г. |
Дело N А55-34899/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.02.2014 в помещении суда апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2013 по делу N А55-34899/2012 (судья Ястремский Л.Л.), принятое по исковому заявлению федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства", г.Москва, к обществу с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000" (ИНН 6367006706, ОГРН 1036302395755), п.Преображенка Самарской области,
о взыскании денежных средств,
и встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000" (ИНН 6367006706, ОГРН 1036302395755), п.Преображенка Самарской области, к федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства", г.Москва,
об оспаривании акта,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Самарская Лизинговая Компания" (ИНН 6367045173, ОГРН 1046302404774), п.Стромилово Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор" (ИНН 7710390358, ОГРН 1027739386400), МКАД Мытищинский район Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Самара-Север-Авто" (ИНН 6313136145, ОГРН 1076313000191), г.Самара, закрытого акционерного общества "САНФЛАУЭР-М" (ИНН 7703118986, ОГРН 1027739044365), г.Москва,
в судебном заседании принял участие Шарапов Н.Н. - представитель ООО "Самарская Лизинговая Компания" (доверенность от 17.06.2013) и ООО "Самараавтотранс-2000" (доверенность от 17.06.2013),
представители ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства", ООО "Тойота Мотор", ООО "Самара-Север-Авто", ЗАО "САНФЛАУЭР-М" не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000" (далее - ООО "Самараавтотранс-2000", общество) о взыскании 228743 руб. 60 коп.
ООО "Самараавтотранс-2000", в свою очередь, обратилось в Арбитражный суд Самарской области со встречным исковым заявлением к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" о признании недействительным акта от 03.04.2011 N 203, составленного на ПВК "81 км а/д М-5 "Урал" в отношении автомобиля DAF FT XF 105/410 (г/н Н 827 СМ 163), принадлежащего обществу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Самарская Лизинговая Компания", ООО "Тойота -Мотор", ООО "Самара-Север-Авто", ЗАО "САНФЛАУЭР-М".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 по делу N А55-34899/2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013, исковые требования учреждения удовлетворены, производство по встречному иску прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.09.2013 указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2013 в удовлетворении исковых требований учреждению отказано, производство по встречному иску прекращено.
В апелляционной жалобе ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" просило отменить это судебное решение и взыскать с общества в доход федерального бюджета 228743 руб. 60 коп. По мнению учреждения, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "Самараавтотранс-2000" и ООО "Самарская Лизинговая Компания" в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства", ООО "Тойота Мотор", ООО "Самара-Север-Авто" и ЗАО "САНФЛАУЭР-М", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "Самарская Лизинговая Компания" и ООО "Самараавтотранс-2000" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, выступлении представителя в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно акту 03.04.2011 N 203, составленному Управлением государственного автодорожного надзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на пункте весового контроля "81 км автодороги М-5 "Урал" был осуществлен весовой контроль транспортного средства - автомобиля (тягача) DAF FT XF 105/410 (регистрационный номер Н 827 СМ 163) с полуприцепом (регистрационный номер АУ 3298 63), владельцем которого являлось ООО "Самараавтотранс-2000".
В результате осуществления весового контроля был установлен факт превышения нагрузки на вторую, третью и четвертую ось, а именно: при допустимой нагрузке 8 тонн фактическая нагрузка на вторую ось составила 8,99 тонны (превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства - 12,4 процента, с округлением до первого знака после запятой); при допустимой нагрузке 6 тонн фактическая нагрузка на третью ось составила 7,41 тонны (превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства - 23,5 процента); при допустимой нагрузке 6 тонн фактическая нагрузка на четвертую ось составила 7,42 тонны (превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства - 23,7 процента, с округлением до первого знака после запятой). При этом разрешение на осуществление перевозки тяжеловесных грузов отсутствовало. До установления факта превышения нагрузки на ось транспортным средством по автомобильным дорогам федерального значения было пройдено расстояние 772 км.
В акте указаны дата поверки весов (14.04.2010) и номер свидетельства о поверке (108639).
С учетом положений пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", выводов, сделанных Федеральным арбитражным судом Поволжского округа при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ правомерно прекратил производство по встречному иску об оспаривании акта от 03.04.2011 N 203.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, не представили доводов и доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции в указанной части.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно пунктам 11, 12, 13 статьи 11 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 этой статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 8 и 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения значений, установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства (подпункт "а" пункта 5 Правил).
В отношении участков автомобильных дорог федерального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996 (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) (далее - Инструкция), перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном этой Инструкцией.
Пунктом 6.1 Инструкции предусмотрено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
Размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, установлены Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Минтрансом Российской Федерации 30.04.1997 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.1997 N 1334).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 утверждено Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, согласно которому государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве; требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения. Государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет полномочия в том числе осуществляет мероприятия по весовому контролю.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Согласно пункту 2 указанного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзором) в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства (в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства); сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
В соответствии с пунктом 10 данного Порядка весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.
Как уже отмечено, согласно акту от 03.04.2011 N 203 поверка весов производилась 14.04.2010, свидетельство о поверке N 108639 (том 1, л.д. 34).
В свидетельстве о поверке N 108639 указано, что оно выдано на весы автомобильные ВА-15 НПВ = 15т, заводской номер 790, принадлежащие ФГУ ДЭП N 14, дата поверки - 29.04.2010 (том 2, л.д. 11).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.
В материалах дела имеется сертификат от 13.12.2008 N 34844 об утверждении типа средства измерений - весов автомобильных электронных портативных типа ВАП (том 2, л.д. 12).
Согласно сведениям, представленным Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Тольятти Самарской области", свидетельство о поверке N 108639 недействительно с внесенными в него изменениями; средство измерения с недействительным свидетельством о поверке не допускается к применению на территории Российской Федерации (том 2, л.д. 50).
Надлежащих доказательств, опровергающих эти сведения, учреждение при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции не представило.
Довод учреждения о том, что вышеуказанных свидетельство о поверке, являющееся недействительным, и сертификат об утверждении типа средства измерений были представлены ошибочно, суд апелляционной инстанции отклоняет.
В апелляционной жалобе учреждение сослалось на свидетельство о поверке от 14.04.2011 N 108369, тогда как согласно акту от 03.04.2011 N 203 взвешивание производилось на весах со свидетельством о поверке N 108639.
В материалах дела имеется сертификат от 13.12.2008 N 34844 об утверждении типа средства измерений - весов автомобильных электронных портативных типа ВАП (том 2, л.д. 12). Сертификат об утверждении типа средства измерений - весы автомобильные ВА-15 - не представлен.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы, сделанные судом первой инстанции, подтверждаются судебными актами по другим делам со схожими обстоятельствами (решение Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-5297/2012, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-78680/2012 и др.).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года по делу N А55-34899/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34899/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия "Федерального дорожного агенства", Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия "Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "Самараавтотранс-2000"
Третье лицо: ЗАО "САНФЛАУЭР", ЗАО "САНФЛАУЭР-М", ООО "Самара-Север-Авто", ООО "Самарская Лизинговая Компания", ООО "Тойота - Мотор"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23722/13
13.12.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-34899/12
23.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7646/13
01.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7354/13
26.04.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-34899/12