г. Владивосток |
|
26 февраля 2014 г. |
Дело N А24-3626/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет",
апелляционное производство N 05АП-16041/2013
на решение от 13.11.2013
судьи О.Н. Бляхер
по делу N А24-3626/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет" (ИНН 4100017510, ОГРН 1024101025585)
к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН 4101145761, ОГРН 1114101003708)
внесении изменений в договор от 06.02.2009 N 5-А
при участии:
от истца - Земит С.А., по доверенности N 45 от 18.11.2013, паспорт,
от ответчика: не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - ответчик, Агентство), в котором просит внести изменения в договор аренды лесного участка от 06.02.2009 N 5-А, изложив пункт 5 договора аренды лесного участка от 06.02.2009 N5-А в следующей редакции: "5. Годовая арендная плата по настоящему договору составляет 563 229, 04 рублей (пятьсот шестьдесят три тысячи двести двадцать девять рублей 04 копейки)", распространить действие пункта 5 договора N5-А в новой редакции на правоотношения, возникшие с 11.06.2009.
Решением суда от 13.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указал на обстоятельство проведения ответчиком аукциона на основании не соответствующей действительности информации о качественных характеристиках лесных участков при отсутствии указания сведений о лесных пожарах 1972-1976 годов. Указанные сведения, по мнению апеллянта, не могли быть известны истцу ни при заключении договора, ни при подписании акта приема-передачи спорных участков, ввиду их значительной фактической удаленности, недоступности до проведения работ по созданию лесной инфраструктуры. Отметил отсутствие соответствующих сведений в лесохозяйственном регламенте Ключевского лесничества, в силу чего полагал неверным применение судом первой инстанции положений пункта 2 статьи 612 ГК РФ. Полагал, что отсутствие утверждения ответчиком акта КГКУ "Ключевское лесничество" от 31.10.2012 не лишает последний доказательственной силы, опровергает данные акта от 06.03.2013, представленного ответчиком. Сослался на правовую позицию Рослесхоза в письме от 16.11.2012. Отметил позицию ответчика об отсутствии у него документов, подтверждающих факт пожаров на спорных лесных участках, опровергаемую данными архивной документации предшественников подразделений ответчика. Привел доводы о неверном порядке определения среднегодовой арендной платы по договору, противоречащему минимально нормативно предписанному размеру, согласно положений Гражданского, Лесного, Бюджетного кодексов РФ, с учетом особенностей порядка фактического заключения договора аренды лесного участка N 5-А от 06.02.2009.
В дополнении к апелляционной жалобе сослался на необходимость применения специальной нормы - Примечания 10 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, статей 6, 424, 451 ГК РФ, а также положений Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73.
В судебном заседании 17.02.2014 огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Камчатского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв до 19.02.2014 на 15 часов 00 минут.
Судом удовлетворено ходатайство о приобщении к материалам дела копий документов лесоустройства 1972-1976 гг., оригиналы которых обозревались в судебном заседании.
Из материалов дела, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
06.02.2009 между Агентством лесного хозяйства Камчатского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет" (арендатор) на основании протокола N 2 от 29.01.2009 о результатах аукциона N 8 заключен договор аренды лесного участка N 5-А, согласно условий которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора. Вид использования лесов - для заготовки древесины (пункт 1 договора).
Лесной участок площадью 25798 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: в пределах земель лесного фонда Ключевского лесничества (часть 2) Камчатского края, в квартале 39 выделах 1-15; в квартале 40 выделах 1-19; в квартале 41 выделах 1-18; в квартале 55 выделах 1-18; в квартале 56 выделах 1-19; в квартале 57 выделах 1-20; в квартале 58 выделах, 1-42; в квартале 59 выделах 1-24; в квартале 60 выделах 1-38; в квартале 70 выделах 1-33; в квартале 71 выделах 1-23; в квартале 72 выделах 1-35; в квартале 73 выделах 1-29; в квартале 74 выделах 1-20; в квартале 75 выделах 1-21; в квартале 76 выделах 1-32; в квартале 77 выделах 1-27; в квартале 78 выделах 1-53; в квартале 79 выделах 1-41; в квартале 80 выделах 1-23; в квартале 95 выделах 1-17; в квартале 96 выделах 1-26; в квартале 97 выделах 1-21; в квартале 98 выделах 1-35; в квартале 99 выделах 1-22; в квартале 100 выделах 1-12; в квартале 113 выделах 1-21; в квартале 114 выделах 1-28; в квартале 115 выделах 1-28; в квартале 116 выделах 1-37; в квартале 117 выделах 1-13 Крапивненского участкового лесничества. Номер из государственного лесного реестра 15-2009-02 (п. 2 договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора).
Среднегодовая плата по договору (пункт 5) определена сторонами в размере 1 277 624 руб.
Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Изменение размера арендной платы осуществляется без заключения дополнительного соглашения в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.) для изменения размера арендной платы. Если изменение арендной платы достигнуто по соглашению сторон, такое соглашение подлежит государственной регистрации.
Арендная плата начисляется с момента заключения (государственной регистрации) до момента прекращения действия настоящего договора.
В последующем для приведения в соответствие условий договора аренды лесного участка с условиями аукциона сторонами 16.04.2012 подписано дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым приложение N 4 изложено в новой редакции. Стороны определили, что ежегодная арендная плата в сумме 1 277 624 руб. подлежит внесению не позднее 15 числа каждого месяца с апреля по ноябрь равными суммами в размере 159 703 руб., в том числе: в бюджет субъекта РФ - 53 234, 38 руб. и в федеральный бюджет - 106468,62 руб.
В пункте 2 сторонами оговорено, что дополнительное соглашение вступает в силу с даты его государственной регистрации, распространяется на правоотношения, возникшие с даты регистрации основного договора (11.06.2009). Указанное дополнительное соглашение от 16.04.2012 подписано сторонами без замечаний и зарегистрировано Управлением Росреестра по Камчатскому края 01.06.2012.
Срок действия договора устанавливается 10 лет с момента государственной регистрации (пункт 19 договора).
Согласно акта приема-передачи от 06.02.2009 (приложение N 5 к договору) обусловленный в пунктах 1, 2 договора и в приложениях N N 1, 2 к нему лесной участок передан арендатору.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 11.06.2009, номер государственной регистрации 41-41-01/001/2009-113.
В ходе освоения указанного участка, полагая, что имеются основания для изменения размера арендной платы в связи с выявленными недостатками, ООО "Торговый дом "Рассвет" обратился с настоящим иском.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения аренды лесного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Лесного кодекса РФ, а также Гражданского кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым, в том числе, относится предоставление лесного участка для заготовки древесины.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным Кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса.
На основании части 7 статьи 53.7 ЛК РФ в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Аналогичное по сути правило закреплено пунктом 15 договора, согласно которому внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор допускается по соглашению сторон только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами).
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств факта изменения состояния арендуемого лесного участка в связи с наступлением (возникновением) указанных обстоятельств после заключения отмеченного договора аренды.
Оценивая позицию заявителя апелляционной жалобы о качественных характеристиках спорного лесного участка в связи с выявлением наличия последствий прошедших в 1972 году пожаров, судебная коллегия отмечает следующее.
При проведении аукциона N 8 по заключению договора аренды лесного участка N 5-А, сведения лесоустройства спорного лесного участка не содержали данных о наличии площадей, пройденных лесным пожаром, что повлияло на определение размера арендной платы согласно условий аукциона, по договору, а также содержание проекта освоения лесного участка, предоставленного истцу в аренду.
При этом согласно приобщенным к материалам дела данным Проекта организации и развития лесного хозяйства Козыревского лесхоза, Объяснительной записки с приложением по Быстринскому лесничеству 1976-1977 годов, на территории указанного лесничества, было зарегистрировано 11 случаев лесных пожаров низового характера общей площадью 12742 га, основная площадь гарей и вырубок сосредоточена в лиственничной хозсекции, являющейся объектом лесоэксплуатации.
Согласно письму Агентства лесного хозяйства от 21.09.2012 N 3872 в адрес истца, сведения о площадях, пройденных лесными пожарами в указанный период, из-за многократных структурных реорганизаций являлись утраченными.
В ходе проверки заявления истца о необходимости проведения натурного обследования Агентством лесного хозяйства направлено соответствующее поручение КГКУ "Ключевское лесничество" от 23.10.2012 N 4288, с указанием на проведение таксации площадей, пройденных лесным пожаром, с нанесением их на лесные карты.
Актом КГКУ "Ключевское лесничество" от 31.10.2013 установлено повреждение древостоев в спорных лесных кварталах лесными пожарами 1972 года. Также отмечено, что указанные обстоятельства не отражены после 1977 года в последующих актах лесоустройства.
Актом осмотра части лесонасаждений Крапивненского участкового лесничества Ключевского лесничества от 06.03.2012, составленного специалистами Агентства лесного хозяйства, зафиксирован пожар прошлых лет (без указания периода прохождения), отмечено, что в действующих документах планирования данные о пожаре отсутствуют.
Изложенные обстоятельства отсутствия сведений о лесных пожарах на территории спорного лесного участка в лесоустроительной документации, доступной ознакомлению на момент проведения аукциона, с учетом значительной удаленности и труднодоступности лесного участка для целей осмотра после подписания акта приема-передачи, приводят судебную коллегию к выводу об ошибочности позиции суда первой инстанции о возможности применения пункта 2 статьи 612 ГК РФ об ограничении ответственности арендодателя за недостатки сданного в аренду имущества.
Вместе с тем, указанное обстоятельств не повлекло за собой принятия неверного по сути решения в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 71 к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным Кодексом РФ.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание правовую позицию Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), отраженную в письме от 16.11.2012 N ЮД-10-54/13313 "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка", согласно которой внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка в порядке статьи 451 ГК РФ возможно в связи с существенным изменением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, например, в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов.
Подобного рода обстоятельствами могут быть изменения расчетной лесосеки, вызванные устаревшими сведениями лесоустройства, на основании которых лесной участок выставлялся на аукцион. Изменения расчетной лесосеки, как правило, подтверждаются проведением лесоустройства или результатами утвержденных государственной экспертизой проектов освоения лесов.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки" расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
Согласно пунктам 5, 6 данного приказа расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года. Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия и порядок внесения в них изменений урегулированы разделом II Приказа Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
Так, согласно пунктам 15, 16 указанного раздела внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: 1) изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; 2) изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; 3) иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 8 - 14 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений.
В соответствии с пунктом 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, рубка древесины осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов, при этом параметры рубок, форма рубок, а также их объем определяются проектом освоения лесов.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" определен порядок разработки и изменения в проект освоения лесов.
Так, согласно пункта 33 данного Приказа внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
В соответствии с пунктом 30 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523, ставки платы за единицу объема древесины, полученной при разработке поврежденных насаждений, в том числе заготовленной в процессе санитарных рубок, исчисляются на основании Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007. В соответствии с пунктом 10 данного Постановления при заготовке древесины, поврежденной вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на понижающие коэффициенты.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что указанный пункт входит в раздел 3.1. "Размещение заказа на проведение СОМ" Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Согласно пункту 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, являющегося Приложением N 2 к приказу Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 "Об утверждении методических документов", лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно - оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства.
Санитарно - оздоровительные мероприятия по вырубке пройденных пожаром насаждений не предусмотрены проектом освоения спорного лесного участка.
Судебная коллегия отмечает, что Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" разработано в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса РФ.
При этом согласно пункта 1 Примечаний указанного Постановления N 310, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов.
Пункт 10 Примечания указанного Постановления N 310, устанавливающий понижающие коэффициенты корректировки указанных ставок при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, находится в неразрывной связи с пунктом 1, обеспечивая определение именно минимального размера арендной платы при использовании соответствующего лесного участка.
Однако, в рассматриваемом споре размер арендной платы определен сторонами в договоре согласно данным аукционной документации, и отличается от соответствующего минимального размера арендной платы, определяемого на основании указанного Постановления N 310.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что внесение изменения в договор аренды спорного лесного участка в части определения подлежащего применению размера арендной платы с учетом установленных обстоятельств дела возможно по итогам внесения изменений в проект освоения лесов, осуществленного в установленном порядке.
Таким образом, апелляционная инстанция по существу поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доводы истца об изменении размера арендной платы в связи с применением понижающего коэффициента и установление измененного размера платы с 11.06.2009 в рамках настоящего спора являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном превышением минимального размера арендной платы в заключенном договоре аренды подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Указанные доводы получили надлежащую оценку в суде первой инстанции, как основанные на неверном толковании законодательства. Так, закон не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон, исходя из диспозитивности нормы статьи 614 ГК РФ, в том числе применительно к договору, заключенному по итогам аукциона.
Доводы истца о том, что спорный договор аренды был заключен по итогам аукциона, признанного несостоявшимся, в силу чего не может рассматриваться как заключенный на торгах, отклоняются как несостоятельные в силу следующего.
Заключение соответствующего договора на основании пункта 8 статьи 80 ЛК РФ не может приравниваться к ситуациям заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона в соответствии с пунктом 3 статьи 74 ЛК РФ.
Также, соответствующие доводы истца получили правовую оценку во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А24-5394/2012, рассмотренного по иску Агентства о взыскании с общества арендной платы по этому же договору, имеющих преюдициальное значение при разрешении данного дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Ссылка истца на положения пункта 18 Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 ввиду вышеизложенного подлежит отклонению как основанная на неверном толковании указанного правового разъяснения.
В соответствии с частью 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.11.2013 по делу N А24-3626/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3626/2013
Истец: ООО "Торговый дом Рассвет"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края