г. Томск |
|
15 июня 2012 г. |
Дело N А03-20569/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Бердюгина А. С. по дов. от 01.12.2011,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2012 по делу N А03-20569/2011 (судья Дружинина Н. М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (ИНН 2225071188, ОГРН 1052202319410), г. Барнаул, к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул, о признании распоряжения от 14.12.2011 N 3289 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (далее - ООО "Современные технологии", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) о признании распоряжения недействительным и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 0,2 га по адресу: г. Барнаул, тракт Павловский, д. 249В, согласно схеме (присвоен адрес - тракт Павловский, д. 249Е).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Современные технологии" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, признать недействительным распоряжение Управления N 3289 от 14.12.2011.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрено наличие у Управления полномочий на отказ в обеспечении выбора земельного участка, а исходя из пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Кроме того, основания, положенные Управлением в обоснование отказа, по мнению апеллянта, не соответствуют действующему законодательству - отсутствие обеспечения земельного участка объектами транспортной инфраструктуры и предоставление документов в положенный срок, не препятствует выбору земельного участка.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашается с ее доводами, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поясняя, что оспариваемое распоряжение является решением об отказе в размещении объекта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил оспариваемое решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Кроме того, представителем общества представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых дополнительно поясняется, что у Управления отсутствовали правовые основания для вывода о том, что подъезд транспорта к земельному участку относится к объектам транспортной инфраструктуры.
Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления, не явившихся в судебное заседание, в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва Управления, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.07.2011 в Управление от заявителя поступила заявка N 2052 о выборе земельного участка общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, тракт Павловский, д. 249В, согласно схеме, для строительства библиотеки.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 05.09.2011 N 1342 утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 22:63:030406 ориентировочной площадью 0,2000 га по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 249Е (цель использования - для строительства библиотеки).
По результатам рассмотрения заявки ООО "Современные технологии", 14.12.2011 Управлением принято распоряжение N 3289, которым обществу отказано в размещении библиотеки на земельном участке ориентировочной площадью 0,2 га по адресу: г. Барнаул, тракт Павловский, д. 249В, согласно схеме (присвоен адрес - тракт Павловский, д. 249Е) по следующим основаниям:
- отсутствие обеспечения земельного участка объектами транспортной инфраструктуры (подъездом);
- документы, необходимые для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поступили в Управление после вступления в силу постановления Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (ред. от 28.09.2011).
Полагая, что распоряжение Управления от 14.12.2011 N 3289 не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы ООО "Современные технологии" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности вынесенного Управлением распоряжения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" и Положением о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, установлено, что Главное управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.
В постановлении Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 Главное управление имущественных отношений Алтайского края определено органом исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее - Порядок).
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ, пунктом 2.3 Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ, пункту 2.2 Порядка предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 2.4 указанного Порядка уполномоченный орган на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; получает от администрации города Барнаула:
- оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами;
- утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о месте расположении земельных участков;
- в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно статьям 29, 31 ЗК РФ, пункту 2.5 Порядка уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства и утвержденного проекта границ.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается после поступления в уполномоченный орган следующих документов:
- акта о выборе земельного участка для строительства и документов, указанных в примечании к этому акту;
- постановления администрации города Барнаула об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением указанной схемы;
- действующих технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
- санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам;
- утвержденного в установленном законом порядке проекта межевания территории (в случае предполагаемого размещения объекта на застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома);
- документа, подтверждающего соответствие назначения объекта разрешенному виду использования земельного участка;
- документа, подтверждающего информирование органами местного самоуправления населения о возможном либо предстоящем строительстве в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (решение об отказе в размещении объекта) в течение одного месяца со дня получения всех документов, указанных в настоящем пункте.
Согласно пункту 2.8 Порядка решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (отказе в размещении объекта) может быть принято уполномоченным органом в случаях, если:
- размещение объекта на земельном участке не соответствует документации по планировке территории, документам территориального планирования;
- на земельный участок (часть земельного участка) оформлены права других лиц;
- строительство на земельном участке повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил;
- отсутствует обеспечение этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
- в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, отсутствует согласование уполномоченного государственного органа;
- документы, предусмотренные пунктом 2.7 Порядка, для строительства объектов, перечисленных в пункте 3.1, представлены в уполномоченный орган позднее 20 октября 2010 года;
- документы, предусмотренные пунктом 2.7 Порядка, для строительства объектов, перечисленных в абзацах 2 - 8 пункта 1.7, поступили в уполномоченный орган после вступления в силу настоящего постановления (абзац введен Постановлением Администрации Алтайского края от 28.09.2011 N 550, которое вступило в силу через 20 дней после официального опубликования (пункт 2 данного документа); опубликовано в официальном источнике 08.10.2011).
Оспаривая отказ в размещении библиотеки на земельном участке ориентировочной площадью 0,2 га по адресу: г. Барнаул, тракт Павловский, д. 249В, общество в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрено наличие у Администрации полномочий на отказ в обеспечении выбора земельного участка, а исходя из пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Между тем, Управление в соответствии с пунктами 2.5, 2.8 Порядка вправе подготовить решение об отказе в размещении объекта на стадии рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, а также решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта после получения от администрации города Барнаула пакета документов, оформленных по результатам обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Оспариваемое распоряжение по сути является решением об отказе в размещении объекта, вынесение которого предусмотрено пунктом 2.8 Порядка, на основании полученных 03.11.2011 документов от Администрации города Барнаула, оформленных по результатам обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Поскольку документы, необходимые для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поступили в Управление после вступления в силу постановления Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (ред. от 28.09.2011), уполномоченный орган был вправе отказать в размещении объекта по данному основанию.
Апеллянт также указывает на то, что необоснованным является такое основание для отказа, как отсутствие обеспечения земельного участка объектами транспортной инфраструктуры (подъездом), ссылаясь на то, что подъездные пути не относятся к указанным объектам, что следует из положений Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", из Устава автомобильного транспорта.
Как следует из пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры относятся в числе прочего, автомобильные дороги, также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса сооружения, устройства и оборудование. Таким образом, по мнению апелляционного суда, подъездные пути возможно отнести к объектам транспортной инфраструктуры.
Таким образом, отсутствие указанной инфраструктуры на основании пункта 2.8 Порядка является основанием для отказа в размещении объекта.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2012 по делу N А03-20569/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Современные технологии" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.04.2012 N 4.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20569/2011
Истец: ООО "Современные технологии"
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18219/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18219/12
27.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4583/12
15.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4013/12
22.03.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-20569/11