г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А21-1461/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Володченкова Е.Н., доверенность от 29.03.2013,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1498/2014) Администрации Пионерского городского округа на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2013 по делу N А21-1461/2013 (судья Лобанова Е.А.), принятое
по заявлению Администрации Пионерского городского округа
заинтересованное лицо: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области
3-и лица: 1. Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, 2. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 3. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, 4. Правительство Российской Федерации, 5. Министерство здравоохранения РФ, 6. Администрация МО "Светлогорский район Калининградской области, 7. Администрация МО "Зеленоградский район" Калининградской области
о признании действий незаконными,
установил:
Администрация Пионерского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области, с учётом заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), выразившихся во внесении границ зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) на территории Пионерского городского округа Калининградской области в государственный кадастр недвижимости; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, исключив границы зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны), которые были поставлены на кадастровый учет заинтересованным лицом в порядке информационного взаимодействия.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра", в качестве третьего лица - Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство).
Определением суда от 26.03.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее- Управление Росреестра).
Определениями суда от 24.04.2013 г., от 12.09.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц в соответствии со статьёй 51 АПК РФ привлечены Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, администрация муниципального образования "Светлогорский район", администрация муниципального образования "Зеленоградский район".
Решением суда от 13.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что в порядке информационного взаимодействия в ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось ненадлежащее лицо (не имеющее доверенности от Правительства Российской Федерации или Министерства здравоохранения Российской Федерации); при внесении сведений о зоне санитарной охраны курортов республиканского значения Светлогорск-Отрадное и Пионерск заинтересованное лицо вышло за пределы установленной компетенции (приняло полученные в порядке информационного взаимодействия сведения к собственному рассмотрению, несмотря на то, что эти сведения должны быть направлены непосредственно в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии); представленная в порядке информационного взаимодействия карта границ округа санитарной охраны курортов республиканского значения Светлогрск-Отрадное и Пионерск оформлена с нарушением законодательства (землеустроительная документация о границе округа санитарной охраны курортов республиканского значения Светлогорск-Отрадное и Пионерск не согласована с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Правительством Калининградской области и администрациями органов местного самоуправления, на территории которых расположены курорты республиканского значения Светлогрск-Отрадное и Пионерск, Федерацией независимых профсоюзов); при осуществлении информационного обмена нарушены положения Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в государственном кадастре недвижимости в нарушение законодательства учтены сведения об общем округе санитарной охраны двух несуществующих курортов республиканского значения Светлогорск-Отрадное и Пионерск); ФГБУ "ФКП Росреестра" нарушены требования пункта 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, поскольку имеются противоречия сведений об объектах недвижимости в документах, поступивших в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в государственном кадастре недвижимости.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы.
ТУ ФАУГИ в Калининградской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, заявление Администрации удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.12.2012 Территориальное управление обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (далее - Постановление N 618), статьей 46 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий - первой, второй и третьей зон округа санитарной охраны курорта "Светлогорск-Отрадное". Представлены карты (планы) указанных зон.
26.12.2012 г. филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области были приняты решения: N 39/12-73710 о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории - I зона округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области (зона строгого режима); N 39/12-73711 о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории - II зона округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области (зона ограничений); N 39/12-73712 о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории - III зона округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области (зона наблюдения).
В названных решениях указано, что сведения внесены на основании постановления Совета Министров РСФСР от 31.05.1982 г. N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области, озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области" (далее - постановление N 325), постановления Совета Министров РСФСР от 05.09.1973 г. N 654 "Об утверждении положения о курортах" в порядке информационного взаимодействия.
Полагая, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости вышеназванных сведений являются незаконными и нарушают права и законные интересы Администрации, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, оставил заявление без удовлетворения.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу названной правовой нормы, а также части 4 статьи 200 и части 1 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Касательно довода апелляционной жалобы об отсутствии у Территориального управления полномочий на обращение в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений определены в статье 9 ЗК РФ.
В силу статьи 114 Конституции Российской Федерации вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
На основании пункта 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 г. N 278, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Таким образом, Территориальное управление как уполномоченный орган в сфере имущественных и земельных отношений на территории Калининградской области вправе обращаться в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об установлении зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) на территории МО "Пионерский городской округ".
Апелляционным судом проверен и отклоняется довод Администрации о совершении Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области обжалуемых действий с превышением компетенции.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Законом о кадастре).
В соответствии со статьей 46 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на день представления документов) органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере управления или изменения соответственно границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, до 1 января 2011 года обязаны представить в орган кадастрового учета сведения о зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий определен в статье 10 Закона о кадастре.
Вопросы информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости регулируются статьей 15 Закона о кадастре, согласно которой сведения об установлении зон с особыми условиями использований территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 618 (далее - Положение).
Пунктом 13 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу пункта 4 Положения сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления настоящему Положению.
Документы представляются органом государственной власти и органом местного самоуправления в орган кадастрового учета по соответствующему округу. Если сведения, содержащиеся в документах, должны быть включены в государственный кадастр недвижимости более чем в 1 кадастровом округе, такие сведения направляются непосредственно в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5 Положения).
Апелляционным судом признаются несостоятельными возражения Администрации относительно установления границ округов санитарной охраны, режима горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное на территории Пионерского городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства согласно указанному закону определяется при проведении работ по землеустройству.
Согласно статье 20 Закона о землеустройстве в результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. N 621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов).
Территориальное управление как орган государственной власти осуществило проведение землеустроительных работ по установлению зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) курорта федерального значения Светлогорск - Отрадное.
В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства", Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688" характерные точки границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий (особо охраняемых территорий) межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кадастровым инженером, проводившим работы по установлению границ курорта, учитывая утвержденные постановлением Совмина РСФСР N 325 от 31.05.1982 точки и протяженности линий определены (рассчитаны) координаты характерных точек границ курорта в новой системе координат (с точностью не ниже нормативной).
Представленные в карте (плане) объекта землеустройства и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения соответствуют описанию постановления Совмина РСФСР N 325 от 31.05.1982.
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" выбор метода определения координат характерных точек границ объектов землеустройства (геодезический метод; метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический метод; картометрический метод, аналитический метод) осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 года N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области, озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области" описаны границы округов санитарной охраны курорта Светлогорск - Отрадное, (указаны азимуты, протяженность линий от характерных точек, с описанием природных объектов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 г. N 359 "О признании курортов Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное, расположенных в Калининградской области, курортами федерального значения" курорт Светлогорск-Отрадное был признан курортом федерального значения. Положение о федеральном курорте Светлогорск-Отрадное утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2000 г. N 633 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное". Однако, границы указанного курорта установлены не были.
Постановлением N 325 установлены границы и режим округов санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 г. N ГКПИ10-656 постановление N 325 в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области признано действующим.
Определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2010 г. указанное решение оставлено без изменения. При этом в определении суд указал, что отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, регулирует, в частности, отношения в связи с установлением границы округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области, не является актом, ограничивающим права граждан, возлагающим на них обязанности или устанавливающим юридическую ответственность. В связи с этим постановление по своему содержанию в принципе не может затрагивать непосредственно права и свободы граждан.
Верховный Суд Российской Федерации признал также несостоятельными доводы заявителей о несоответствии оспариваемого постановления пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", поскольку данные нормы предусматривают установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны, внешний контур которых является границей лечебно-оздоровительной местности, и не распространяются на отношения по установлению непосредственно границ округа санитарной охраны курортов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) соответствуют закону. Администрацией Пионерского городского округа не представлено доказательств нарушенного права.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1461/2013
Истец: Администрация Пеонерского городского округа, Администрация Пионерского ГО
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по К/о, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области
Третье лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию К/о, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Администрация МО "Зеленоградский район", Администрация МО "Зеленоградский район" Калининградской области, Администрация МО "Светлогорский район Калининградской области, Администрация МО "Светлогорский район", Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Правительство Российской Федерации, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, ТУФА УГИ по К/о, Управление Росреестра по К/О, Управление федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Калининградской области, Департамент промышленности и инфроструктуры