город Воронеж |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А36-6438/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на определение арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2013 по делу N А36-6438/2013 (судья Дружинин А.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195) в лице Липецкого отделения N 8593 о принятии обеспечительных мер,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Липецкого отделения N 8593: Овсянникова М.А. по доверенности от 10.10.2013 N 1507; Швецова В.В. по доверенности от 08.10.2013 N 02-1419,
от управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Липецкого отделения N 8593 (далее - общество "Сбербанк России", общество, банк) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения от 11.12.2013, принятого управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Федеральная антимонопольная служба, антимонопольный орган, управление) по делу N 106 о нарушении антимонопольного законодательства, и предписания от 11.12.2013 N 106, выданного по тому же делу.
Одновременно обществом "Сбербанк России" было заявлено ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения Федеральной антимонопольной службы от 11.12.2013 до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение дела по существу.
Определением арбитражного суда липецкой области от 20.12.2013 ходатайство общества "Сбербанк России" было удовлетворено, действие решения управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11.12.2013 по делу N 106 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение дела N А36-6438/2013.
Федеральная антимонопольная служба, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2013 и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что заявленная обществом обеспечительная мера не связана непосредственно с предметом требований по делу, несоразмерна заявленному требованию и не является необходимой для сохранения существующего положения сторон до вступления в законную силу решения суда по данному делу.
По мнению Федеральной антимонопольной службы, обществом не было представлено доказательств возможного причинения ущерба оспариваемыми ненормативными актами, его значительный размер, связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения именно данной обеспечительной меры. При этом управление обращает внимание на неопределенность понятия "значительный ущерб" с учетом роста размера чистой прибыли общества "Сбербанк России" в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
Кроме того, как полагает управление со ссылкой на судебную практику, в том числе определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N ВАС-5496/12, от 03.10.2012 N ВАС-18319/10 и от 16.04.2012 N ВАС-3730/12, судом не была принята во внимание необходимость сохранения баланса частных и публичных интересов сторон как необходимое условие для принятия обеспечительных мер. При этом обществом доказательств соблюдения такого баланса в случае принятия обеспечительных мер представлено не было.
Общество "Сбербанк России" в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В подтверждение обоснованности своей позиции общество ссылается на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 55) и Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004 N 83).
Так, общество указывает, что в случае непринятия судом обеспечительных мер до разрешения вопроса о законности оспариваемого им решения оно было бы вынуждено уплатить в федеральный бюджет сумму 163 024,50 руб., определенную антимонопольным органом как доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, что повлекло бы, в свою очередь, невозможность исполнения судебного акта и непосредственного восстановления нарушенных прав общества при разрешении спора в пользу общества.
Также общество ссылается на возможность причинения исполнением оспариваемого решения антимонопольного орган значительного ущерба его финансовому положению, так как им уже понесены расходы на установку и эксплуатацию банковских модулей самообслуживания, составляющие 1 704 441 руб.
Кроме того, как считает общество, непринятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения могло бы повлечь причинение ущерба его деловой репутации, поскольку за нарушение антимонопольного законодательства и за неисполнения предписания, выдаваемого на основании решения, принятого по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, общество может быть привлечено к административной ответственности соответственно по части 1 статьи 14.33 и по пункту 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
В судебное заседание не явились представители Федеральной антимонопольной службы, извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы и заявившей письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения представителей общества "Сбербанк России", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на основании представленных Липецким отделением N 8593 общества "Сбербанк России" документов была проведена проверка на предмет соблюдения банком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), по результатам которой установлено отсутствие оформленных в соответствии с требованиями законодательства прав на земельные участки, занятые под десятью банковскими модулями самообслуживания.
В связи с указанными нарушениями управлением в отношении общества "Сбербанк России" в лице Липецкого отделения N 8593 согласно приказу от 06.11.2013 N 304 было возбуждено дело N 106 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, по результатам рассмотрения которого было принято решение от 11.12.2013 N 6815-02.
Данным решением установлен факт совершения обществом нарушения антимонопольного законодательства и обществу предписано перечислить в федеральный бюджет доход в сумме 163 024,5 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Также в решении указано на необходимость выдачи обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и направление материалов дела N 106 должностному лицу Федеральной антимонопольной службы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, заявив одновременно ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11.12.2013 по делу N 106.
Принимая обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения, суд первой инстанции исходил из того, что истребуемая заявителем обеспечительная мера непосредственно связана с предметом спора, соразмерна заявленному требованию, необходима для сохранения существующего положения сторон до вступления в силу судебного акта, разрешающего вопрос по существу, а также способствует сохранению баланса частных и публичных интересов и не нарушает права и свободы третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 55, при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований:
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса.
Перечень обеспечительных мер, не являющийся исчерпывающим, приведен в части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса. Последним абзацем нормы части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.
В частности, на основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
По смыслу разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004 N 83, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе об основаниях принятия обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.
Из пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда 13.08.2004 N 83 следует, что с учетом содержания части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя.
Не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 55, в определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.
В связи с этим, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения решения. При рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц. Вывод суда о необходимости принятия мер по обеспечению иска должен быть мотивирован и основан на конкретных обстоятельствах, подтвержденных документально.
Как следует из ходатайства о принятии обеспечительных мер, в обоснование данного ходатайства общество ссылалось на возможность причинения ему оспариваемым решением антимонопольного органа значительного ущерба, под которым понимается материальный ущерб и ущерб деловой репутации, так как в данном решении содержится вывод о нарушении обществом норм антимонопольного законодательства, обществу предлагается перечислить в федеральный бюджет 163 024,50 руб. дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и решение является основанием для привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса об административных правонарушениях, размер которого составляет от ста до пятисот тысяч рублей.
Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, характеризующие финансовое положение общества, что не позволяет считать обоснованным довод общества о возможности причинения ему оспариваемым решением значительного материального ущерба.
Также банком не представлено суду доказательств того, в чем именно заключаются неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением его деловой репутации.
Следовательно, данные доводы не могли являться основанием для принятия судом обеспечительных мер по рассматриваемому делу, на что обоснованно указано в апелляционной жалобе антимонопольного органа.
Вместе с тем, соглашаясь с обоснованностью вывода суда области о необходимости принятия в данном случае обеспечительных мер, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Предметом спора в рассматриваемом деле является решение Федеральной антимонопольной службы от 11.12.2013, принятое по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно статьям 41, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ на основании решения, принимаемого антимонопольным органом по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдается предписание, оформляемое в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия.
Статьей 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф установлено, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
В силу положений статьи 36 названного Федерального закона коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Из изложенных правовых норм следует неизбежная обязанность лица, которому на основании решения, принятого по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдано предписание антимонопольного органа, выполнить действия, указанные в нем, в срок, установленный этим предписанием, независимо от согласия или несогласия с решением и предписанием.
Из текста решения от 11.12.2013 следует, что оно предполагает перечисление обществом "Сбербанк России" в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате нарушений антимонопольного законодательства.
В пункте 2 резолютивной части решения указано на необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения, выразившегося в самовольном занятии земельных участков под установку банковских модулей самообслуживания и использовании земельных участков без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов и получении преимуществ экономического характера от незаконной установки в виде дохода от использования данных банковских модулей.
В материалах рассматриваемого дела имеется предписание от 11.12.2013 N 106, выданное управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области обществу "Сбербанк России" в лице Липецкого отделения N 8593 на основании решения от 11.12.2013 по делу N 106 о нарушении части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Согласно данному предписанию обществу следует в срок до 29.12.2013 освободить ряд земельных участков от установленных на них модулей самообслуживания и перечислить в федеральный бюджет денежную сумму 163 024,50 руб., сообщив об исполнении предписания в антимонопольный орган в трехдневный срок с момента его исполнения с приложением заверенных копий документов.
Также в предписании указано, что неисполнение его в установленный срок в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из изложенного следует, что непринятие в рассматриваемой ситуации обеспечительных мер в виде приостановления действия решения, на основании которого выдано предписание от 11.12.2013, повлечет невозможность немедленного восстановления нарушенных прав заявителя в случае, если судебный акт по делу будет принят в пользу общества, так как в этом случае обществу придется прибегнуть к дополнительным способам защиты в виде возврата перечисленных денежных средств из бюджета.
Снос же спорных банковских модулей на основании оспариваемых решения и предписания до рассмотрения спора по существу в этом случае повлечет невозможность исполнения судебного акта по делу N А36-6438/2013.
Следовательно, принятые судом обеспечительные меры в виде приостановления действия решения антимонопольного органа от 11.12.2013 направлены в данном случае на обеспечение возможности исполнения судебного акта, который может быть принят судом по результатам рассмотрения спора между банком и антимонопольным органом, и на сохранение положения, существовавшего до момента принятия оспариваемых решения и предписания.
При этом апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что принятая обеспечительная мера не возлагает на антимонопольный орган никаких обязанностей и не влечет для Федеральной антимонопольной службы никаких негативных последствий, сохраняя лишь существовавшее до возникновения спора положение вещей, следовательно, она не нарушает баланс частных интересов банка и публичных интересов, на защиту которых направлена деятельность антимонопольных органов.
Оснований полагать, что такое нарушение произойдет вследствие невозможности банком после разрешения спора не в его пользу исполнить решение и предписание антимонопольного органа о сносе банковских модулей и о перечислении в бюджет суммы полученного дохода 163 024,50 руб. у суда области не имеется, так как из самого текста апелляционной жалобы следует, что финансовое положение банка стабильно и оно позволит ему исполнить названные акты антимонопольного органа.
Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная коллегия считает обоснованным принятие обеспечительных мер по рассматриваемому делу в виде приостановления действия оспариваемого решения антимонопольного органа.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела и верно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации рассматриваемая жалоба не подлежит обложению государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2013 по делу N А36-6438/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6438/2013
Истец: ОАО "Сбербанк России" в лице Липецкого отделеения N 8593
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-609/14
31.07.2014 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-6438/13
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1487/14
11.03.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-609/14