г. Чита |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А19-16950/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сюхунбин Е.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвёртом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Иркутской области (до перерыва в судебном заседании):
от ОГУЭП "Облкоммунэнерго": Аференок Ольга Александровна, ведущий юрисконсульт юридического отдела правового управления АУП, доверенность N 206 от 25 декабря 2013 года; Гейнбихнер Ольга Анатольевна, заместитель начальника правового управления АУП, доверенность N 201 от 25 декабря 2013 года;
от УФАС России по Иркутской области: Рупосова Наталья Николаевна, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, доверенность N 7347 от 16 сентября 2013 года;
от третьих лиц: Службы по тарифам Иркутской области не было (извещена);
от ОАО "Иркутская электросетевая компания": Сиротина Алина Кестутиса, доверенность N юр-163 от 8 июля 2013 года; Вичканов Евгений Владимирович, доверенность от 5 ноября 2013 года,
с участием судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Поздняковой Н.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области и Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2013 года по делу N А19-16950/2012 по заявлению Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252; адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 54) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966; адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным решения
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Службы по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928; адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1а) и Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706; адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257)
(суд первой инстанции: Шульга Н.О.)
и установил:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС, антимонопольный орган):
- о признании незаконным решения от 12 мая 2012 года N 387,
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия нового решения по делу N 64 от 15 марта 2012 года по признакам нарушения ОАО "Иркутская электросетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в препятствовании осуществлению технологического присоединения к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных в с. Смоленщина и р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области, в нарушении права хозяйствующего субъекта (нижестоящей смежной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго") на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии (услуг по перетоку дополнительной мощности) до энергопринимающих устройств бытовых заявителей (потребителей услуг по технологическому присоединению, по передаче электроэнергии и по энергоснабжению), в результате которых ущемляются права граждан (бытовых потребителей) на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям электросетевых организаций и на получение электроснабжения в бытовых целях, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
- об обязании выдать в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания" предписание об устранении нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также разрешить вопрос о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" со стороны ОАО "Иркутская электросетевая компания",
- об обязании установить должностное лицо (должностных лиц) ОАО "Иркутская электросетевая компания", виновное (виновных) в препятствовании осуществлению технологического присоединения к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных в с. Смоленщина и р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области, в нарушении права хозяйствующего субъекта (нижестоящей смежной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго") на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии (услуг по перетоку дополнительной мощности) до энергопринимающих устройств бытовых заявителей (потребителей услуг по технологическому присоединению, по передаче электроэнергии и по энергоснабжению), в результате которых ущемляются права граждан (бытовых потребителей) на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям электросетевых организаций и на получение электроснабжение в бытовых целях, и признать его (их) деяния (действия, бездействие) административным правонарушением с соответствующей квалификацией, предусмотренной КоАП Российской Федерации, возбудить в отношении указанного должностного лица (указанных должностных лиц) административное производство и привлечь его (их) к административной ответственности.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2012 года (т. 1, л.д. 1-4) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба) и Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "Иркутская электросетевая компания", ОАО "ИЭСК", Общество).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2012 года заявленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" требования удовлетворены, решение Иркутского УФАС от 12 мая 2012 года N 387 признано незаконным, на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия в порядке, установленном действующим законодательством (т. 6, л.д. 32-51, 67-76, 101-110).
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2013 года данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения (т. 7, л.д. 43-54).
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2013 года названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области (т. 7, л.д. 166-176).
По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции необоснованно включил в предмет исследования и оценки обстоятельства, возникшие после принятия антимонопольным органом решения по делу N 64. Такие доказательства, как направление Обществом в адрес предприятия уже после принятия оспариваемого решения проектов договоров об осуществлении технологического присоединения, не имеют отношения к рассматриваемому делу, соответственно принятие указанных доказательств и оценка мнения судов о значении судебных актов по делу N А19-14669/2011 не основаны на нормах процессуального права.
Отменяя ранее принятые судебные акты, суд кассационной инстанции также пришел к выводу о том, что в них не содержатся мотивы, по которым суды отвергли те ли иные доказательства и отклонили доводы Иркутского УФАС и ОАО "ИЭСК" о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2013 года заявленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" требования удовлетворены, решение антимонопольного органа от 12 мая 2012 года N 387 признано незаконным. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все действия ОАО "Иркутская электросетевая компания" направлены на понуждение предприятия к заключению договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, которые лишены экономического смысла, при этом Обществом не представлено доказательств необходимости выполнения мероприятий, направленных на увеличение максимальной мощности, являющихся одним из этапов процедуры технологического присоединения с внесением соответствующей платы.
Суд первой инстанции признал необоснованными выводы антимонопольного органа об отсутствии со стороны ОАО "ИЭСК", занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей Общества, нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутское УФАС и ОАО "Иркутская электросетевая компания" обжаловали его в апелляционном порядке.
Антимонопольный орган в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обязано было подать заявку на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию (ОАО "ИЭСК") с соблюдением порядка технологического присоединения, предусмотренного пунктами 9 и 10 Правил технологического присоединения.
По мнению антимонопольного органа, по договору оказания услуг по передаче электрической энергии К-5/11 от 1 февраля 2011 года стороны согласовали отношения по передаче электрической энергии в объеме, указанном в договоре. При изменении размера мощностей, стороны обязаны внести соответствующие изменения в заключенный договор, чего сделано не было.
Антимонопольный орган также отмечает, что из решения суда первой инстанции невозможно определить способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ОГУЭП "Облкоммунэнерго", в оспариваемом судебном акте не указаны конкретные нормы Закона о защите конкуренции, которые нарушило ОАО "ИЭСК".
ОАО "Иркутская электросетевая компания" в своей апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, указывает, что суд не обосновал, по каким причинам были отклонены доводы Общества, антимонопольного органа и Службы о необходимости применения в отношении ранее существующих точек присоединения пунктов 2 и 41 Правил технологического присоединения. По мнению Общества, в случае увеличения присоединенной мощности ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств на взаимоотношения между ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и ОАО "ИЭСК" распространяются требования Правил технологического присоединения, и увеличение присоединенной мощности для нужд ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обеспечивается в рамках договора об осуществлении технологического присоединения, то есть ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обязано подать заявку на технологическое присоединение.
В письменных отзывах на апелляционные жалобы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
От Службы письменный отзыв на апелляционные жалобы не представлен.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб Служба извещена надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200270492542, а также отчетами о публикации 25 декабря 2013 года, 13 и 31 января 2014 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционных жалоб к производству, об отложении судебного разбирательства, а также публичного извещения от 27 февраля 2014 года о перерыве в судебном заседании, однако явку своих представителей в судебное заседание не направила, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 27 февраля 2014 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 6 марта 2014 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции. После перерыва судебное заседание проведено без использования систем видеоконференц-связи.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Иркутская электросетевая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 30 июня 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1093850013762 (т. 3, л.д. 44).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава основным видом осуществляемой Обществом деятельности является деятельность по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям (т. 3, л.д. 15-42).
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" также зарегистрировано в качестве юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1023801542412 (т. 1, л.д. 106).
Согласно пункту 1.4 Устава ОГУЭП "Облкоммунэнерго" предприятие является электросетевой организацией, созданной для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям (т. 1, л.д. 80-104).
1 февраля 2011 года между ОАО "ИЭСК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии К-5/11, в котором на основании подписанных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон перечислены все точки приема электроэнергии в сеть предприятия с указанием величин присоединенной мощности.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направило в адрес ОАО "ИЭСК" уведомление N ИК/46-2228 от 19 декабря 2011 года об осуществлении технологического присоединения к распределительным электрическим сетям предприятия и просило переоформить акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон с учетом мощности вновь присоединенных в бытовых целях энергопринимающих устройств (т. 2, л.д. 220-221).
В письме от 29 декабря 2011 года N 09/6170 Общество указало на ненадлежащее технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго", предложив заключить договор об осуществлении технологического присоединения с обязательной подачей заявки (т. 2, л.д. 222-224).
19 января 2012 года в адрес Иркутского УФАС поступило заявление ОГУЭП "Облкоммунэнерго" N ИК/46-52 от 18 января 2012 года, в котором предприятие просило осуществить проверку действий ОАО "ИЭСК" на соответствие антимонопольному законодательству, выразившихся в препятствовании осуществлению технологического присоединения к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств (т. 2, л.д. 237-256).
На основании заявления предприятия антимонопольным органом 15 марта 2012 года возбуждено дело N 64 по признакам нарушения ОАО "ИЭСК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (т. 2, л.д. 214).
Решением от 12 мая 2012 года N 387 Иркутское УФАС прекратило рассмотрение дела N 64 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Иркутская электросетевая компания", посчитав, что предприятие как смежная сетевая организация превысило максимальную разрешенную мощность, определенную актами о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и не произвело необходимые мероприятия по осуществлению процедуры технологического присоединения (т. 1, л.д. 19-44; т. 2, л.д. 8-33).
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных предприятием требований ввиду следующего.
Как отмечалось выше, предприятие обратилось в Иркутское УФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, выражающегося в воспрепятствовании ему осуществить технологическое присоединение к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных в с. Смоленщина и р.п. Марково, а также о нарушении ОАО "Иркутская электросетевая компания" права хозяйствующего субъекта (ОГУЭП "Облкоммунэнерго") на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств бытовых потребителей.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Статьей 39 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела N 64).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как установлено судом первой инстанции, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, согласно приказу Иркутского УФАС от 20 июля 2009 года N 7-р ОАО "Иркутская электросетевая компания" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах Иркутской области в пределах инженерных сетевых коммуникаций хозяйствующего субъекта с долей более 50%, а в соответствии с приказом Иркутского УФАС от 17 июля 2008 года N 169-э Общество также включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии".
Кроме того, ОАО "ИЭСК" (как и ОГУЭП "Облкоммунэнерго") включены в Реестр организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Иркутской области. Оба юридических лица являются сетевыми организациями и в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности оказывают услуги технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлены общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, которыми, в частности, являются:
- обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
- соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
- использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;
- обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии и злоупотребления доминирующим положением на оптовом и розничных рынках.
Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 2 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей до 12 мая 2012 года, то есть и на момент рассмотрения антимонопольным органом дела N 64) установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения:
- впервые вводимых в эксплуатацию,
- ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается,
- на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 41 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:
- максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;
- сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
Пунктом 42 Правил технологического присоединения определено, что при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
При присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, имеющим такой же класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока электрической энергии (мощности).
В оспариваемом решении антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО "ИЭСК" нарушений антимонопольного законодательства, так как ОГУЭП "Облкоммунэнерго" произвело реконструкцию объектов электросетевого хозяйства для присоединения энергопринимающих устройств бытовых потребителей, в связи с чем, максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к сетям предприятия, превышает значения максимальной мощности, согласованной предприятием и Обществом в актах о разграничении балансовой принадлежности.
Из материалов дела следует, что между ОАО "ИЭСК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" ранее было осуществлено технологическое присоединение, подписаны акты разграничения балансовой принадлежности.
Согласно акту N 1269 от 10 апреля 2007 года на объекте ВЛ-10 кВ РП-10 "Марково" ячейка N 13 максимальная величина присоединенной мощности составляет 1510 кВт (т. 2, л.д. 74, 233).
В соответствии с актом N 2916 от 9 ноября 2009 года по ячейке N 8 РП "Марково" максимальная мощность энергопринимающих устройств - 1520 кВт, по ячейке N 11 - 1270 кВт (т. 2, л.д. 75).
Актом N 2773 от 13 августа 2008 года предусмотрено, что на объекте ПС 35/10 "Смоленщина" суммарная максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 6140 кВт, в том числе ячейки N 3 и N 8 (т. 2, л.д. 67, 232).
Судом первой инстанции установлено, что в ОГУЭП "Облкоммунэнерго" подано более 127 заявок бытовых потребителей на технологическое присоединение к электрической сети объектов (энергопринимающих устройств) - жилых домов, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Марково и с. Смоленщина, запрашиваемой максимальной мощностью энергопринимающего устройства - 15 кВт.
Существовавшая на момент поступления заявок схема электроснабжения р.п. Марково предусматривала подачу электроэнергии от головного центра электроснабжения РП-10 кВ "Марково", принадлежащего Обществу, по стороне низкого напряжения - 0,4 кВ (через воздушную линию электропередачи ВЛ-0,4 кВ, присоединенную к трансформаторной подстанции и принадлежащую на праве хозяйственного ведения ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Схема электроснабжения с. Смоленщина предусматривала подачу электроэнергии от головного центра электроснабжения ПС 35/10 кВ "Смоленщина", принадлежащего ОАО "ИЭСК" по стороне высокого напряжения, а по стороне низкого напряжения - 0,4 кВ (через трансформаторные подстанции и воздушные линии электропередачи ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ, присоединенные к трансформаторной подстанции и принадлежащие на праве хозяйственного ведения предприятию).
В связи с поступлением значительного числа заявок от бытовых потребителей, предприятием осуществлено строительство 8 новых трансформаторных подстанций.
Материалами дела подтверждено, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в р.п. Марково по улицам Рябиновая, Васильковая, Яблоневая, Южная и Ольховая предприятием построено 5 новых трансформаторных подстанций, что подтверждается актами осмотра новых электроустановок (т. 2, л.д. 140, 147-148, 153-154), а также разрешениями на допуск в эксплуатацию новых электроустановок (т. 2, 142-146, 149-152, 155).
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" также осуществлено строительство 3 новых трансформаторных подстанций в с. Смоленщина по улицам Молодежная, Юности и Родниковая, что подтверждается схемами электроснабжения (т. 2, л.д. 69-70), актами осмотра новых электроустановок (т. 2, л.д. 178-181, 190), разрешениями на допуск в эксплуатацию новых электроустановок (т. 2, л.д. 176-177, 182, 188-189).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае у предприятия отсутствовала реконструкция объектов электросетевого хозяйства, ранее технически присоединенных к объектам электроснабжения ОАО "ИЭСК".
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Исходя из буквального толкования пункта 1 Правил технологического присоединения к понятию "энергопринимающие устройства" относятся энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, объекты по производству электрической энергии, а также объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям и иным лицам.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В указанном случае предприятием построены новые трансформаторные подстанции в рамках своего электросетевого хозяйства, ни одна трансформаторная подстанция напрямую не соединена с точками передачи электроэнергии от ОАО "ИЭСК". Все 8 трансформаторных подстанций присоединены к воздушным линиям электропередачи ВЛ-0,4 кВ в р.п. Марково, ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ в с. Смоленщина, принадлежащих на праве хозяйственного ведения самому предприятию, которые в свою очередь присоединены к точкам передачи электроэнергии Общества.
Доказательства проведения реконструкции распределительных электрических сетей, принадлежащих ОГУЭП "Облкоммунэнерго", в материалы дела не представлены, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предприятием не производилась реконструкция энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции об отсутствии в действующем законодательстве Российской Федерации нормативно-правового определения понятий "разрешенная мощность", "установленная мощность" и "максимально потребляемая мощность".
Так, согласно пункту 50 Государственного стандарта Союза ССР ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1019, разрешенная мощность - это наибольшая активная электрическая мощность, с которой электроустановка может длительно работать без перегрузки в соответствии с техническими условиями или паспортом на оборудование.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции, действовавшей до 4 мая 2012 года) определено, что максимальная мощность - это величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах.
Присоединенная мощность - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в редакции, действовавшей после 4 мая 2012 года), установлено, что максимальная мощность - это наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Согласно пункту 55 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения" присоединенная мощность - это сумма номинальных мощностей электроустановки трансформаторов и приемников электрической энергии потребителя, непосредственно подключенных к электрической сети.
Однако ошибочные выводы суда первой инстанции в данной части не привели к принятию неправильного по существу решения.
Действительно, действующее законодательство Российской Федерации не содержит методику, правила, порядок или рекомендации, в соответствии с которыми должны производиться соответствующие замеры параметров превышения максимальной потребляемой мощности.
В частности, согласно пункту 1.9.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229, комплекс мероприятий по обеспечению единства измерений, выполняемый каждым энергообъектом, включает в себя: своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору; организацию и проведение работ по калибровке средств измерений, не подлежащих поверке; использование аттестованных методик выполнения измерений; обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых средств измерений требованиям к точности измерений технологических параметров.
Пунктом 135 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, кроме населения, обязаны регулярно проводить на объектах электроэнергетики замеры потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения.
По заданию диспетчерских центров системного оператора субъекты электроэнергетики осуществляют проведение на объектах электроэнергетики следующих замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения:
- контрольные замеры - 2 раза в год в третью среду июня и третью среду декабря;
- внеочередные замеры нагрузок по присоединениям и энергопринимающим устройствам, подключенным под действие противоаварийной автоматики и (или) включенным в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) - не чаще чем 1 раз в месяц;
- иные замеры - не чаще чем 1 раз в квартал.
Сетевые организации также организуют проведение собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств указанных замеров на технологически присоединенных к электрическим сетям данных сетевых организаций объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций и энергопринимающих устройствах потребителей, если договором не предусмотрено, что указанные действия осуществляет сетевая организация. При получении от сетевой организации требования о проведении указанных замеров в соответствии с заданием системного оператора смежные сетевые организации и потребители обязаны обеспечить проведение этих замеров на принадлежащих им объектах (устройствах), в том числе обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных лиц сетевой организации к соответствующим объектам электросетевого хозяйства (энергопринимающим устройствам) и возможность временной (на период проведения замера) установки на них средств измерений, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, и (или) провести соответствующие измерения самостоятельно. Субъекты электроэнергетики предоставляют результаты проведенных ими контрольных и внеочередных замеров (сетевые организации - также результаты организованных ими замеров на объектах смежных сетевых организаций и потребителей) в диспетчерские центры системного оператора в установленном им формате в течение 10 рабочих дней со дня проведения соответствующего замера.
Исходя из системного толкования приведенных выше положений российского законодательства замеры нагрузок должны быть произведены специальными приборами измерений, позволяющими достоверно определить соответствующие параметры.
Материалами дела подтверждено, что по результатам проведенных ОАО "Иркутская электросетевая компания" измерений максимальной мощности составлены акты от 30 января и 1 марта 2012 года (т. 2, л.д. 76-77, 86-88).
Однако из данных актов невозможно определить, каким прибором измерения производились соответствующие замеры, его тип, марку, класс точности. При измерении максимальной мощности электроустановки в р.п. Марково и с. Смоленщина не приведены значения силы тока по каждой из трех фаз нагрузки тока, не указан фактический уровень напряжения на момент проведения контрольных измерений.
Кроме того, такие акты измерений составлены в одностороннем порядке сотрудниками ОАО "ИЭСК" без участия представителей предприятия, доказательств уклонения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от совместного проведения замеров в материалы дела не представлено. Кроме того, в актах не указан правовой акт (федеральный закон, постановление, методические указания, инструкция и др.), на основании которого были произведены соответствующие замеры.
При этом в случае проведения подобных измерений должен соблюдаться принцип одномоментности замеров, тогда как из представленных в материалы дела актов невозможно установить, в какие часы определялась единовременная токовая нагрузка и использовались показания приборов учета.
Данный вывод основан на оценке в совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, на определении понятия "максимальная мощность", данном в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Следовательно, представленные в качестве доказательств замеры превышения максимальной мощности, согласованной Обществом и предприятием в актах о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей, правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить следующее.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что между ОАО "ИЭСК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" ранее было осуществлено технологическое присоединение, на основании которого подписаны акты разграничения балансовой принадлежности с установленной максимальной величиной присоединенной мощности энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В частности, пунктом 14 Правил технологического присоединения в качестве лиц, с которыми обязательно заключение договора технологического присоединения, выступают физические лица (бытовые потребители) в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пунктом 5 Правил технологического присоединения установлено, что при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения на сетевую организацию возлагаются обязанности по согласованию технических условий со смежными сетевыми организациями. Затем, между сетевой организацией и лицом, обратившимся к ней с соответствующей заявкой, заключается договор на технологическое присоединение.
Из указанного следует, что участниками правоотношений при осуществлении в установленном законом порядке технологического присоединения выступают сетевая организация (в данном случае ОГУЭП "Облкоммунэнерго") и лицо, обратившееся к ней за технологическим присоединением (бытовые потребители). Смежные сетевые организации (ОАО "Иркутская электросетевая компания") участвуют в этих правоотношениях опосредованно и не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через их объекты.
Аналогичная позиция выражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N ВАС-11953/12, в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2012 года по делу N А19-14669/2011 и в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2011 года по делу N А51-9067/2010.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" осуществлено технологическое присоединение непосредственно к своим распределительным сетям бытовых потребителей в связи с присоединением впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств таких потребителей. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств бытовых потребителей непосредственно к сетям смежной сетевой организации (ОАО "ИЭСК") отсутствовало.
Судом первой инстанции верно установлено, что технологическое присоединение между Обществом и предприятием было осуществлено ранее и в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике носит однократный характер.
Исключением из данного правила являются случаи обязательной подачи сетевой организацией заявки на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации, предусмотренные пунктом 41 Правил технологического присоединения.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение предприятием реконструкции энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства), представленные в материалы дела акты измерений максимальной мощности составлены ненадлежащим образом, которые не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу.
Антимонопольный орган, надлежащим образом не проверив общую мощность (максимальная и единовременные нагрузки) присоединенных предприятием потребителей, не выяснив вопрос о том, присоединены ли они за пределами разрешенной и согласованной актами максимальной мощности, пришел к необоснованному и преждевременному выводу об отсутствии в действиях ОАО "ИЭСК" нарушений антимонопольного законодательства, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 года N 9113/11 и от 20 сентября 2012 года N ВАС-11953/12, требование Общества о заключении с предприятием договора технологического присоединения в дальнейшем может повлечь для последнего дополнительные расходы по оплате мероприятий за технологическое присоединение к распределительным сетям Общества, что лишено экономического смысла, так как Обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о превышении максимальной мощности присоединенных энергопринимающих устройств, что также может являться нарушением пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с ОАО "ИЭСК" в том, что в рассматриваемом случае оферты с условием об оплате за технологическое присоединение Обществом в адрес предприятия не направлялось. Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, требование Общества об обязательной подаче заявки на технологическое присоединение повлечет непосредственное заключение самого договора на технологическое присоединение и, следовательно, внесение соответствующей платы, что не может быть признано обоснованным, так как предприятием соблюдаются технические условия по ранее заключенному договору.
ОАО "ИЭСК" не вправе требовать от предприятия обязательной подачи заявки об осуществлении технологического присоединения для заключения соответствующего договора, что привело к злоупотреблению хозяйствующим субъектом (Обществом) доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям: Обществом установлены препятствия к осуществлению технологического присоединения к электрической сети объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных в с. Смоленщина и р.п. Марково, а также нарушено право хозяйствующего субъекта (ОГУЭП "Облкоммунэнерго") на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств бытовых потребителей.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение Иркутского УФАС N 387 от 12 мая 2012 года о прекращении рассмотрение дела N 64 является незаконным, нарушающим права и законные интересы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что является основанием для удовлетворения требований предприятия.
Относительно довода апелляционной жалобы антимонопольного органа о неясности способа устранения выявленных нарушений прав и законных интересов ОГУЭП "Облкоммунэнерго", поскольку судом первой инстанции не указан конкретный пункт и статья Закона о защите конкуренции, которые нарушило ОАО "ИЭСК", суд апелляционной инстанции считает необходимым пояснить следующее.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции (в том числе и о возложении на антимонопольный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия) полностью отвечает требованиям части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации.
Ранее уже отмечалось, что Иркутское УФАС (как любой антимонопольный орган) наделено соответствующими контрольными и надзорными полномочиями за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы. Именно в компетенцию антимонопольного органа входит выявление и пресечение нарушений конкурентного законодательства (в том числе и в области электроэнергетики).
Суд первой инстанции в своем решении указал, что действия Общества направлены на понуждение предприятия к заключению договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, в результате чего решение Иркутского УФАС признано незаконным, а в действиях ОАО "ИЭСК" судом были усмотрены нарушения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом именно антимонопольный орган в ходе непосредственного рассмотрения дела устанавливает, какие конкретные нормы антимонопольного законодательства нарушены. В рассматриваемом случае Иркутское УФАС должно рассмотреть дело по заявлению ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и принять соответствующее решение с учетом позиции судов по настоящему делу.
Кроме того, на основании части 1 статьи 179 АПК Российской Федерации в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Иные доводы заявителей апелляционных жалоб также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу и обоснованных выводов суда первой инстанции о недоказанности превышения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных распределительным сетям смежной сетевой компании и, как следствие, необоснованности и преждевременности оспариваемого решения Иркутского УФАС об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК Российской Федерации дал полную, объективную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности (с учетом разъяснений и указаний суда кассационной инстанции по настоящему делу) и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" требований.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что ссылка суда первой инстанции в обоснование своих выводов и суждений на Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, является необоснованной, поскольку этот Административный регламент вступил в силу уже после принятия Иркутским УФАС оспариваемого решения.
Однако данное обстоятельство не привело к принятию неправильного по существу решения, так как Административный регламент 2012 года содержит те же положения, касающиеся полномочий антимонопольного органа, что и Административный регламент 2007 года.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2013 года по делу N А19-16950/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2013 года по делу N А19-16950/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16950/2012
Истец: ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электических сетей "Облкоммунэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, УФАС по ИО
Третье лицо: ОАО "Иркутская электросетевая компания", Общество с ограниченной отвественностью "Иркутская электросетевая компания", Служба по тарифам ИО, Филиал ОАО "ИЭСК" "Южные электрические сети", Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2477/14
13.03.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-455/13
21.11.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16950/12
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1617/13
05.03.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-455/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16950/12