г. Москва |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А40-69711/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "СК БИТЭКС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2013
по делу N А40-69711/2013, судьи Сизовой О.В. (84-681)
по заявлению ЗАО "СК БИТЭКС" (ОГРН 1027700495130; 141009, Московская область, г.Мытищи, Олимпийский проспект, стр. 10, комн. 2)
к Управлению государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
об оспаривании постановления N 0904-108/2013 от 30.04.2013
при участии:
от заявителя: |
Крухмалев М.В. по доверенности N 32/01-09/2013 от 04.09.2013; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности N 05-08-2951/13 от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "СК БИТЭКС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее-ответчик) N 0904-108/2013 от 30.04.2013 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением суда от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой административного округа в связи с поручением прокурора г. Москвы 19.02.2013 с 10 час. 30 мин. до 11 час. 30 мин. была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на строительном объекте по адресу: г. Москва, Семеновский переулок, д. 19. Земельный участок, расположенный по указанному адресу, площадью 1179 кв.м, принадлежит ООО "Боттега Верде" на праве собственности на основании распоряжения ДЗР г. Москвы от 16 05.2011 N 1383-03 ДЗР, договора купли-продажи земельного участка от 30.05.2012 М-03-С00898 и свидетельства о государственной регистрации права от 20.07.2012. На указанном земельном участке расположено нежилое здание, также принадлежащее обществу на праве собственности.
В ходе проверки установлено, что на основании договора подряда от 27.08.2012 N 38 организацией ЗАО "СК Битэкс" проводятся работы по ремонту нежилого здания. В соответствии с указанным договором, территория по адресу: г. Москва, Семеновский пер., д. 19 используется генподрядчиком ЗАО "СК БИТЭКС" по своему усмотрению, в том числе для складирования материалов, оборудования, инвентаря и т.д.
Также установлено, что в ходе проведения ремонтных работ образовались следующие виды отходов производства и потребления: строительные отходы (лом и отходы черных и цветных металлов; деревянная упаковка из натуральной древесины; изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства; обрезь чистой натуральной древесины; отходы полиэтилена в виде пленки и упаковки; отходы бумаги и картона; бой строительного кирпича), автомобильные покрышки отработанные, металлическая тара, содержащая остатки дизельного топлива отработанного, а так же бытовой мусор.
Таким образом, в ходе осмотра были выявлены факты образования отходы I - IV класса опасности, а именно автомобильные покрышки отработанные (4 класс опасности), металлическая тара, содержащая остатки дизельного топлива отработанного (4 класс опасности). Деятельность ЗАО "СК БИТЭКС" связана с негативным воздействием на окружающую среду, так как, в результате деятельности данного общества образуются отходы I - IV классов. Однако в нарушение указанной нормы действующего законодательства паспорта отходов не разработаны, в ходе проведенной проверки не представлены, что является нарушением п. 3.2 и 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и в отсутствие паспортов I - IV класса опасности, нарушило требования статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", за что ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьями 1,11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ обращение с отходами это деятельность, в том числе по их накоплению, то есть временному складированию (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ на отходы 1 - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I -IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктами 3.2 и 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В нарушение указанных норм действующего законодательства обществом при проведении ремонтных работ допущено временное складирование отходов производства и потребления (строительные отходы (лом и отходы черных и цветных металлов; деревянная упаковка из натуральной древесины; изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства; обрезь чистой натуральной древесины; отходы полиэтилена в виде пленки и упаковки; отходы бумаги и картона; бой строительного кирпича), автомобильные покрышки отработанные, металлическая тара, содержащая остатки дизельного топлива отработанного, а так же бытовой мусор) без соблюдения указанных требований.
В соответствии с требованиями п. 9.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, запрещается складирование строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д. на зеленых насаждениях. П. 9.8 указанных правил установлено, что при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны не складировать строительные материалов на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1, 5 м от кустарников. В нарушение указанных норм при анализе фотоматериалов установлено, что временное складирование отходов и строительных материалов осуществлено ЗАО "СК БИТЭКС" на прикорневой системе деревьев, произрастающих на участке проведения работ.
Таким образом, ЗАО "СК БИТЭКС" осуществляя свою хозяйственную деятельность в нарушение п. 3.2 и 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и в отсутствие паспортов I - IV класса опасности, нарушило требования статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть допустило совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения обществом правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки исполнения действующего законодательства от 19.02.2013; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.02.2013; иными материалами дела.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу действия ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КРФоАП). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О).
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Общество имело возможность соблюсти нарушенные им нормы. Департаментом были выяснены все существенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не имеется и ЗАО "СК БИТЭКС" не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2013 по делу N А40-69711/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69711/2013
Истец: ЗАО "СК БИТЭКС"
Ответчик: Управление государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Управление государственного экологического контроля по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы