г. Москва |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А41-46607/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании:
от Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области: Туркина И. Г., по доверенности от 24.01.2014 N 29/2,13;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Логинов Г. А., по доверенности от 24.01.2014 N 4С-22060;
от Территориального управления Росимущества по Московской области; Администрации Одинцовского муниципального района Московской области; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; Государственного казенного учреждения Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор"; Государственной компании "Российские автомобильные дороги", ООО "Промышленный парк Одинцово-1": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области 06 ноября 2013 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-46607/12 по исковому заявлению Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Открытое акционерное общество "Промышленный парк Одинцово-1", Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области со следующими требованиями:
1. внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:651, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Ликинский, в районе деревни Ликино, ОАО "Кунцевская птицефабрика", согласно описанию, указанному в приложении N 2,
2. признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:651 в части земельного участка из земель населенного пункта дер.Ликино Одинцовского района Московской области площадью 655 600 кв.м. (с учетом принятых судом уточнений).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2013 г. к участию в деле в качестве соистца привлечена Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Государственная компания "Российские автомобильные дороги", ФГУП "Кунцевская птицефабрика".
Протокольным определением от 22.10.2013 произведена замена ФГУП "Кунцевская птицефабрика" на правопреемника ОАО "Промышленный парк Одинцово-1".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2013 года требования Администрация сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области удовлетворены в части.
Суд решил: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:651 на часть земельного участка из земель населенного пункта дер.Ликино Одинцовского района Московской области площадью 79 448 кв.м в следующих координатах, указанных в заключении эксперта по материалам дела N А41-46607/12 (с учетом определения об исправлении опечатки от 11.02.2014).
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Администрация сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области направили в судебное заседание апелляционного суда своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
Территориальное управление Росимущества по Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Государственная компания "Российские автомобильные дороги", ООО "Промышленный парк Одинцово-1" своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Решением Исполнительного комитета Одинцовского городского совета народных депутатов Московской области от 14.06.1991 г. N 688/14 согласованы границы и площади земель сельских населенных пунктов с перспективой развития приусадебного хозяйства согласно прилагаемых планов и экспликаций, в том числе Ликинскому сельскому Совету народных депутатов - 305,2 га. Согласно п.2.10 указанного решения из состава земель сельскохозяйственных предприятий изъяты земельные участки, согласованные с землепользователями, и переданы в ведение сельских Советов народных депутатов, в том числе Ликинскому сельскому Совету народных депутатов передан участок площадью 300 га (т.1 л.д.13-14).
Как указано в исковом заявлении, часть земельного участка, переданного на основании решения от 14.06.1991 г. N 688/14 включена в границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:1311 (предыдущий номер 50:20:0070227:651).
Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0070227:1311 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:651, имеет площадь 490 832 кв.м, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Сведения о земельном участке носят временный характер. Часть земельного участка образована в целях установления постоянного публичного сервитута (обременение в районе д.Сельская Новь сельской дорогой общего пользования протяженностью 1 140 м, общей площадью 7 940 кв.м) (т.2 л.д.23-43).
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:651, площадью 496 423 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Ликинский, в районе дер. Ликино, ОАО "Кунцевская птицефабрика" принадлежит на праве собственности Российской Федерации, зарегистрировано ограничение права - сервитут (т.1 л.д.11, 31).
Согласно кадастровому паспорту от 30.12.2011 г. часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:651 образована в целях установления постоянного публичного сервитута (обременение в районе д.Сельская Новь сельской дорогой общего пользования протяженностью 1 140 м, общей площадью 7 940 кв.м) (т.1 л.д.21-26).
Как следует из письма УФАКОН по Московской области от 20.007.2009 г. N 19821-9/4941 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:651 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:103 площадью 304 га (т.1 л.д.42).
В свою очередь, земельный участок площадью 304 га был предоставлен Кунцевской птицефабрике на основании Постановления Главы Одинцовского района от 14.10.1992 г. N 1431 для сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем 10.11.1992 г. выдано свидетельство N 23.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области N 120 от 23.01.2002 г. утверждены материалы инвентаризации земель, находящихся в бессрочном пользовании Государственного предприятия "Кунцевская птицефабрика", общей площадью 259,7 га, утвержден проект перераспределения земель Государственного предприятия "Кунцевская птицефабрика" общей площадью 259,7 га.
Согласно письму ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области от 03.09.2010 г. N исх.4527 землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:651 отсутствует (т.1 л.д.10).
В материалы дела представлен Акт осмотра спорного земельного участка. В соответствии с Актом в части земельного участка расположена дорога протяженностью 1500 кв.м от Минского ш. по д.Ликино до КПП-1 "Пансионат-Ликино", принадлежащая на праве муниципальной собственности сельскому поселению Жавороновское, в части земельного участка из земель населенного пункта дер.Ликино Одинцовского района Московской области расположено имущество в виде гаражей и подсобных помещений. В части земельного участка из земель населенного пункта дер.Ликино расположено имущество в виде здания действующей станции АТС на 570 номеров, адрес объекта - Московская область, Одинцовский район, д.Ликино, д.8а (т.2 л.д.20-22).
Считая, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с нарушением норм действующего законодательства, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано необоснованно, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал следующее.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2013 по делу N А41-46607/12 назначена землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертной организации (учреждению) ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной деятельности" (ЦЭКОД). Перед экспертом поставлены следующие вопросы: Определить, налагаются ли границы земельного участка согласно плану границ населенного пункта на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:1311. В случае положительного ответа на первый вопрос, провести осмотр земельного участка в части наложения, определенного при ответе на первый вопрос, графически отобразить все расположенные на нем объекты недвижимости.
Согласно заключению эксперта (т.4 л.д.2-34) в результате сопоставления границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0070227:1311, 50:20:0070227:651 с границами земельного участка по Плану границ дер.Ликино относительно спорной территории, расположенной по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д.Ликино, экспертами установлено существенное наложение границ земельного участка по Плану границ д.Ликино на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0070227:1311, 50:20:0070227:651, указаны границы и координаты земельного участка.
Экспертами установлено, что на территории участка наложения границ земельного участка по Плану границ д.Ликино на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0070227:1311, 50:20:0070227:651 располагаются следующие объекты:
- часть дороги, находящейся в собственности органов местного самоуправления, протяженностью 21 м,
- АТС (в северной части участка),
- индивидуальные одноэтажные гаражи (в северной части участка),
- хозяйственные постройки (в центральной части участка),
- дороги с твердым покрытием (в северной, центральной и юго-восточной частях участка),
Основная часть участка наложения занята пустырем (полем) (т.4 л.д.2-34).
После проведения экспертизы в материалы дела представлено письмо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Московской области N 966-32/1242 от 28.06.2013 г., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0070227:1311 снят с кадастрового учета 17.05.2013.
Согласно ч.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.
Согласно делу правоустанавливающих документов, представленному в материалы дела, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в порядке ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:103 площадью 304 га, который ранее был предоставлен Кунцевской птицефабрике на основании Постановления Главы Одинцовского района от 14.10.1992 г. N 1431 для сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, границы дер.Ликино были утверждены Решением Исполнительного комитета Одинцовского городского совета народных депутатов Московской области N 688/14 от 14.06.1991 г., т.е. до предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования Кунцевской птицефабрике земельного участка площадью 304 га 14.10.1992 г.
Поскольку границы дер.Ликино были утверждены, а земельные участки изъяты из состава земель сельскохозяйственных предприятий до предоставления земель Кунцевской птицефабрике, земли в границах дер.Ликино не могли быть предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования Кунцевской птицефабрике.
В нарушение требований ст.65 АПК РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не представило доказательств, что Кунцевской птицефабрике был предоставлен земельный участок площадью 304 га именно в границах дер.Ликино.
Следовательно, право собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:651, которая расположена в границах дер.Ликино, зарегистрировано в отсутствие правовых оснований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу ст.12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п.52 абз.4 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10г. N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
В материалах настоящего дела имеются сведения сайта Почты России (том 1 л.д. 77), в соответствии с которыми определение о принятии искового заявления было вручено представителю ответчика 19.11.2012.
Указанное определение направлялось по адресу: г. Москва, ул. Коминтерна, 38. Тот же адрес указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса местонахождения ответчика.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Учитывая вышеуказанное, апелляционный суд полагает, что в материалах настоящего дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика в порядке статьи 121 АПК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2013 года по делу N А41-46607/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46607/2012
Истец: Администрация поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, ГК "Российские автомобильные дороги", Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Министерство имущественных отношений г. Москва, Министерство имущественных отношений Московской области, Мосавтодор, ОАО "Промышленный парк Одинцово-1", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регитсрации, кадастра и картографии, ФБУ "Кадастровая палата по МО", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3175/15
06.03.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3175/15
24.03.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13088/13
06.11.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-46607/12