г. Ессентуки |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А22-877/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ "Альтаир" Чудидовой Раисы Андреевны на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.07.2013 по делу N А22-877/2012 (судья Джамбинова Л.Б.)
по иску Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0805002120, ОГРН 1020800599346)
к индивидуальному предпринимателю главе КФХ "Альтаир" Чудидовой Раисе Андреевне,
третьи лица: Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия,
об обязании заключить дополнительное соглашение к договорам аренды N 127 от 21.05.2007, N 232 от 03.03.2008, N 12 от 11.01.2009 и взыскании денежных средств в размере 655 517 руб. 66 коп.,
при участии в судебном заседании представителей ответчика - индивидуального предпринимателя главы КФХ "Альтаир" Чудидовой Раисы Андреевны - Мукубенова В.П. (доверенность от 12.02.2014), Чудидова А.Б. (доверенность от 09.01.2014 N 1), в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия /далее - администрация/ обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Альтаир" Чудидовой Раисе Андреевне /далее - глава хозяйства, ответчик/ о понуждении заключить дополнительные соглашения к договорам аренды земель сельскохозяйственного назначения N 127 от 21.05.2007, N 232 от 03.03.2008, N 12 от 11.01.2009, а также взыскании с ответчика убытков, вызванных уклонением от заключения дополнительных соглашений, в сумме 655 517 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.12.2012, в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2013 решение суда первой инстанции от 24.08.2012 и постановление апелляционного суда от 04.12.2012 в части отказа в удовлетворении исковых требований о понуждении заключить дополнительные соглашения к договорам аренды оставлены без изменения, в остальной части судебные акты отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку условиям договоров аренды, доводам истца об увеличении размера арендной платы в связи с изменением одного из элементов нормативно утвержденной методики расчета и в зависимости от этого решить вопрос о наличии (отсутствии) у администрации права на взыскание спорной суммы, оценить доводы ответчика об отсутствии приведенного в расчетах истца поголовья сельскохозяйственных животных.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил взыскать с ответчика арендную плату за земельные участки в измененном (увеличенном) размере.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 25.07.2013 иск удовлетворен. Взыскано с главы хозяйства в пользу администрации задолженность по арендной плате в сумме 591 558 руб. 03 коп. и пени в размере 63 959 руб. 63 коп., всего 655 517 руб. 66 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 16 110 руб. Решение суда мотивировано тем, что арендодатель был вправе и обязан в силу закона и договора аренды в связи с изменением норм нагрузки скота на пастбища, изменением республиканского законодательства, регулирующего порядок определения размера арендной платы, в одностороннем порядке изменить размер годовой арендной платы, а арендатор должен был вносить арендную плату в увеличенном размере в сроки и порядке, предусмотренном договором.
Глава хозяйства не согласился с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В жалобе просит решением суда первой инстанции отменить, в иске отказать по тем основаниям, что истцом заявлены требования о взыскании убытков, данные требования не изменялись на требования о взыскании задолженности по арендной плате. Признаки убытков истцом не доказаны, поэтому оснований для их взыскания не имелись. Расчет суммы иска составлен по поголовью кота без учета половозрастных критерий животных.
В дополнении к апелляционной жалобе истец указал, что решением Верховного суда РК от 03.02.2014 все повышающие коэффициенты за сверхнормативное использование пастбищ как составляющая формулы арендной платы признаны недействующими со дня принятия постановления, т.е. с 29.08.2008. Без учета повышающих коэффициентов за сверхнормативное использование пастбищ задолженность ответчика составляет за 2001 год 1 072 752 руб. 59 коп., им уплачено 1 196 094 руб., т.е. задолженность у ответчика отсутствует. Кроме того, за арендную плату за указанный период следует исчислять исходя из положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, что также подтверждает отсутствие у ответчика задолженности по арендной плате.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо-Министерство сельского хозяйства РК просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители главы хозяйства поддержали апелляционную жалобу по изложенным в нем основаниям, просили отменить решение суда первой инстанции и отказать в иске.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле материалам.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266, 268 - 270 АПК РФ, выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.05.2007 администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор N 127, по условиям которого во временное пользование последнему передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:05:170101:0045 общей площадью 3034 га, расположенный в границах плана Хончнурского СМО РК, находящийся примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира пос. Хонч-Нур, расположенного за пределами участка, для использования в целях ведения сельскохозяйственного производства. Срок действия договора установлен сторонами с 21.05.2007 по 21.05.2017 (пункт 2.1).
Согласно пункту 3.1 договора арендатор обязуется ежегодно вносить арендную плату за пользование участком в размере, установленном в прилагаемом расчете.
В пункте 3.5 договора указано, что размер арендной платы изменяется ежегодно при централизованном изменении оценочных зон, размера нормативной цены земли (кадастровой стоимости земельного участка), базовых ставок арендной платы по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору производится арендодателем в одностороннем порядке, расчет суммы арендной платы по новой (измененной) цене аренды земли осуществляется с начала действия новых ставок арендной платы. Изменение арендной платы фиксируется и оформляется в дополнительном соглашении к договору (л. д. 30-32).
Администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) 03.03.2008 заключили договор N 232, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 3075 га (кадастровый номер 08:05:120101:0171), расположенный в границах плана Малодербетовского СМО РК, находящийся примерно в 30 км по направлению на северо-восток от ориентира с. Малые Дербеты, расположенного за пределами участка, для использования в целях ведения сельскохозяйственного производства. Срок действия договора установлен сторонами с 03.03.2008 по 03.03.2018.
Условия определения и внесения арендных платежей определены в пунктах 3.1 - 3.4, 3.6 - 3.8 договора.
В пункте 3.5 договора установлены основания и порядок изменения размера арендной платы (т.1 л. д. 26-28).
11 января 2009 года администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор N 12, в соответствии с которым арендатору переданы во временное пользование земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2912 га, расположенные в границах плана Малодербетовского СМО РК (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора срок его действия установлен с 01.01.2009 по 01.01.2019.
Пункт 3.1 договора определяет, что арендатор обязуется ежегодно вносить арендную плату за пользование участками в размере, приведенном в прилагаемом расчете.
В пункте 3.5 договора указано, что размер арендной платы изменяется ежегодно при централизованном изменении оценочных зон, размера нормативной цены земли (кадастровой стоимости земельного участка), базовых ставок арендной платы по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору производится арендодателем в одностороннем порядке, расчет суммы арендной платы по новой (измененной) цене аренды земли осуществляется с начала действия новых ставок арендной платы. Изменение арендной платы фиксируется и оформляется в дополнительном соглашении к договору.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (далее - постановление N 15837/11), принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
В рассматриваемом случае истец рассчитал арендную плату, применив формулу, предусматривающую повышающего коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ, равного 3 /трем/, а за второе полугодие 2011 г равного 2,5 /два с половиной/.
Однако, установленные в данной формуле коэффициент за сверхнормативное использование пастбищами, противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 03.02.2014 по делу N 3-01-2014 пункт 3.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 N 329 (с последующему изменениями и дополнениями) в части применения в формуле расчета арендной платы за земельный участок коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ, а также Приложение N 4 к Порядку признаны недействующими со дня принятия.
Согласно пункту 3 Правил, утвержденных указанным постановлением, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 0.6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного назначения, ведения крестьянского /фермерского/ хозяйства.
Согласно представленному ответчиком расчету, размер арендной платы за указанный истцом период, рассчитанный на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 исходя из кадастровой стоимости земельных участков, подтвержденных кадастровыми паспортами, составляет 89 307 руб.
С учетом уплаченной ответчиком суммы, задолженности у ответчика перед истцом за указанный администрацией период не имеется.
Данные доводы ответчика истцом не опровергнуты.
Ввиду указанных обстоятельств апелляционным судом доводы истца отклоняются как не соответствующие законодательству и материалам дела.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, в иске отказать на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ за недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которых суд первой инстанции посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, материалам дела.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на истца. Вместе с тем судебные расходы по уплате пошлины по иску взысканию не подлежат, поскольку администрация освобождена от ее уплаты в силу закона.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с истца в пользу ответчика, которым пошлина по апелляционной жалобе была уплачена при ее подаче.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 2 000 руб. излишне уплаченная (по неверным реквизитам) по чеку-ордеру N 626770876 от 11.09.2013 государственная пошлина по иску подлежат возврату Чириковой Н.С. из Федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.07.2013 по делу N А22-877/2012 отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу индивидуального предпринимателя главы КФХ "Альтаир" Чудидовой Раисы Андреевны 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить Чириковой Н.С. из Федерального бюджета 2 000 руб. излишне уплаченной (по неверным реквизитам) по чеку-ордеру N 626770876 от 11.09.2013 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-877/2012
Истец: Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Администрация Малодербетовского РМО РК
Ответчик: Глава Крестьянского фермерского хозяйства Чудидова Раиса Андреевна, Глава Кфх "альтаир" Чудидова Р А
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3093/12
25.09.2013 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3093/12
25.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-877/12
25.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-230/13
04.12.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3093/12
24.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-877/12