г. Москва |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А41-51457/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Шевченко Е.Е., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "ОБЛСТРОЙ" (ИНН: 7705960718, ОГРН: 1117746693327) - Бурова Н.Г. - представитель по доверенности от 08 октября 2013 года, Ляпунов Р.И. - представитель по доверенности от 31 марта 2014 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Химки Московской области - Бондарева И.А. - представитель по доверенности N 1170-исх от 17 марта 2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 года по делу N А41-51457/13, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОБЛСТРОЙ" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия, обязании выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОБЛСТРОЙ" (далее по тексту - ООО "ОБЛСТРОЙ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки, в котором просило:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в уклонении в выдаче ООО "ОБЛСТРОЙ" разрешения на строительство в отношении объекта капитального строительства "жилой комплекс со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Дружбы и ул. 9 Мая, вблизи д.8";
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "ОБЛСТРОЙ" разрешение на строительство в отношении капитального строительства "жилой комплекс со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Дружбы и ул. 9 Мая, вблизи д.8" (л.д. 3-7 т.1).
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просил:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в уклонении в выдаче ООО "ОБЛСТРОЙ разрешения на строительство в отношении объекта капитального строительства "жилой комплекс со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Дружбы и ул. 9 Мая вблизи д.8";
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области в течение десяти дней со дня принятия судебного решения выдать ООО "ОБЛСТРОЙ" разрешение на строительство в отношении объекта капитального строительства "жилой комплекс со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Дружбы и ул. 9 Мая вблизи д.8";
- взыскать с Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "ОБЛСТРОЙ" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей (л.д.46 т.1).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 года заявленные ООО "ОБЛСТРОЙ" требования удовлетворены (л.д.87-89 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д.93-98 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных ООО "ОБЛСТРОЙ" требований - отказать.
Представители ООО "ОБЛСТРОЙ" возражали по доводам апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 14 ноября 2007 года между Администрацией городского округа Химки и ООО "Полигон ПГС-К" был заключен договор аренды земельного участка N ЮА-62, в соответствии с которым Администрация переда в аренду ООО "Полигон ПГС-К" земельный участок площадью 1 800 кв.м. с кадастровым номером 50:10:01 01 03:0023 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9 мая, вблизи д. 8 на пересечении ул. Дружбы для использования в целях размещения (строительства и эксплуатации) многофункционального торгово-делового центра.
По договору N ПП 02/09 от 08 сентября 2011 г., ООО "Полигон ПГС-К" передало права и обязанности по договору аренды земельного участка от 08 сентября 2011 г. - Обществу с ограниченной ответственностью "ОБЛСТРОЙ".
В связи с изменением вида разрешенного использования арендованного земельного участка, дополнительным соглашением N 10 от 07 февраля 2012 г. к договору аренды земельного участка N ЮА-62 от 14 ноября 2007 г., стороны согласовали, что земельный участок передается в аренду для размещения многоэтажного жилого комплекса со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой.
02 ноября 2009 года между Администрацией городского округа Химки и ООО "Полигон ПГС-К" был заключен договор аренды земельного участка N ЮА-134, по условиям которого Администрация переда в аренду ООО "Полигон ПГС-К" земельный участок площадью 2 253 кв.м. с кадастровым номером 50:10:010103:0042 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9 мая, вблизи д. 8 на пересечении ул. Дружбы для использования в целях размещения автостоянки и некапитальных сооружений.
По договору N ПП 03/09 от 08 сентября 2011 года ООО "Полигон ПГС-К" передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N ЮА-134 от 02 ноября 2009 года в пользу ООО "ОБЛСТРОЙ".
В связи с изменением вида разрешенного использования арендованного земельного участка, дополнительным соглашением N 09 от 07 февраля 2012 г. к договору аренды земельного участка N ЮА-134 от 14 ноября 2007 г., стороны согласовали, что земельный участок передается в аренду для размещения многоэтажного жилого комплекса со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой.
Между администрацией городского округа Химки и ООО "Полигон ПГС-К" заключен договор аренды земельного участка N ЮА-187 от 22 декабря 2010 года, по которому Администрация переда в аренду ООО "Полигон ПГС-К" земельный участок площадью 2 072 кв.м. с кадастровым номером 50:10:010103:0053 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9 мая, вблизи д. 8 на пересечении ул. Дружбы для использования в целях размещения автостоянки и некапитальных сооружений.
По договору N ПП 04/09 от 08 сентября 2011 г. ООО "Полигон ПГС-К" передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N ЮА-187 от 22 декабря 2010 года - Обществу с ограниченной ответственностью "ОБЛСТРОЙ".
В связи с изменением вида разрешенного использования арендованного земельного участка, дополнительным соглашением N 11 от 07 февраля 2012 г. к договору аренды земельного участка N ЮА-187 от 22 декабря 2010 года стороны согласовали, что земельный участок передается в аренду для размещения многоэтажного жилого комплекса со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой.
Постановлением первого заместителя главы администрации городского округа Химки Московской области от 20 апреля 2012 г. N 658 утвержден Проект планировки и Проект межевания части территории микрорайона N 5 г. Химки Московской области в районе пересечения ул. Дружбы и ул. 9 Мая.
15 октября 2012 года администрацией городского округа Химки было выдано ООО "ОБЛСТРОЙ" разрешение на строительство N RUS 50301000-234, сроком действия до 15 октября 2015 года (л.д.46 т.1).
Приказом первого заместителя главы администрации городского округа Химки Московской области от 14 августа 2013 года N 246 отозвано разрешение на строительство от 15 октября 2012 г. N RUS 50301000-234.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 11 октября 2013 года N 1001 утвержден градостроительный план земельного участка N RUS 50301000-GPU 112213 общей площадью 6 125 кв.м. с кадастровым номером 50:10:0010103:10848, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, в районе пересечения ул. Дружбы и ул. 9 Мая.
В связи с проведенной корректировкой проектной документации ООО "ОБЛСТРОЙ" получено новое положительное заключение государственной экспертизы по объекту капитального строительства "Жилой комплекс со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Дружбы и ул. 9 мая, вблизи д.8", в связи с чем возникла необходимость оформления нового разрешения на строительство объекта взамен вышеназванного.
09 июля 2013 года заявитель подал в Администрацию городского округа Химки заявление по установленной форме на выдачу разрешения на строительство с приложенными документами, согласно п.7 ст. 51 ГрК РФ.
К заявлению были приложены: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектная документация, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 13 июня 2013 г.
В связи с бездействием администрации, заявитель 26 сентября 2013 г. направил заинтересованному лицу письмо с просьбой выдать разрешение на строительство со ссылкой на представленные ранее документы.
Поскольку ответа на указанное обращение не последовало, ООО "ОБЛСТРОЙ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства ООО "ОБЛСТРОЙ" должно было направить в администрацию городского округа Химки Моковской области заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства
Из материалов дела следует, что указанные документы, а также положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-4-0784-13 ГАУ Московской области "Московская областная государственная экспертиза" от 13 июня 2013 года было направлено в администрацию городского округа Химки совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство от 09 июля 2013 года.
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
- выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Доказательств наличия оснований для отказа в выдаче ООО "ОБЛСТРОЙ разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов и требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Из пункта 3 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что одним из условий осуществления строительства и выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию является соответствие объекта требованиям технических регламентов.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно заключению государственной экспертизы N 50-1-4-0784-13 ГАУ Московской области "Московская областная государственная экспертиза" от 13 июня 2013 года проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекты капитального строительства "Жилой комплекс со встроено-пристроенными торговыми площадями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, город Химки, пересечение ул. Дружбы и ул. 9 Мая, вблизи д. 8 (корректировка)" соответствуют требованиям действующих технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации (л.д.37 т.1).
Кроме того, что в ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением первого заместителя главы администрации городского округа Химки Московской области от 20 апреля 2012 г. N 658 утвержден Проект планировки и Проект межевания части территории микрорайона N 5 г. Химки Московской области в районе пересечения ул. Дружбы и ул. 9 Мая.
15 октября 2012 года администрацией городского округа Химки было выдано ООО "ОБЛСТРОЙ" разрешение на строительство N RUS 50301000-234, сроком действия до 15 октября 2015 года (л.д.46 т.1).
Приказом первого заместителя главы администрации городского округа Химки Московской области от 14 августа 2013 года N 246 отозвано разрешение на строительство от 15 октября 2012 г. N RUS 50301000-234.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации городского округа Химки пояснил, что основаниями для отзыва разрешения на строительство явились обращения граждан в форме нарушения благоприятных условий проживания граждан близлежащих домов.
Однако данные обстоятельства не могут служить основанием для отзыва разрешения на строительство.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2013 года признана незаконной деятельность ООО "ОБЛСТРОЙ" по проведению строительных и подготовительных к нему работ на территории земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010103:10848, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая, вблизи домов N 8 и 9. Общество обязано прекратить осуществление любых действий, связанных со строительством и подготовительными к нему работами на территории вышеуказанного земельного участка, без оформленного в установленном порядке разрешения на строительство (л.д.76-83 т.2).
Между тем, указанным решением не подтверждены доводы граждански Казариновой Н.Н., являющейся истцом по делу, о нарушении ее прав деятельностью ООО "ОБЛСТРОЙ" как собственника квартиры.
Доказательств наличия оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГРК РФ или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка), а равно признания в судебном порядке незаконным изменения вида разрешенного использования арендованного заявителем земельного участка, нарушения заявителем требований закона при оформлении документации, представленной вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, администрацией городского округа Химки не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных ООО "ОБЛСТРОЙ" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 года по делу N А41-51457/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51457/2013
Истец: Бударагин Е. А., Казаринова Н. Н., ООО "Облстрой", ООО "Стора Энсо Пакаджинг ББ"
Ответчик: Администрация Луховицкого муниципального р-на МО в лице исполняющего обязанности руководителя администрации Куликова Е. Г.
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области, Бударагин Е. А., Казаринова Н. Н.
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5659/14
04.04.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2579/14
07.02.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-549/14
27.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-51457/13