г. Пермь |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А50-21351/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Нилоговой Т.С.,
Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хардиной Т.А.,
при участии:
от заявителя жалобы - уполномоченного органа ФНС России: Кузьмина О.Ю., паспорт, доверенность от 28.01.2014, Боронникова Ю.Ю. - дов. от 23.05.2013 г.,
от ГУ ПРО ФСС России: Виноградова Н.Н. - дов. от 15.04.2013,
от должника (ГКУП "Пермские леса"): Высочанский Т.В. - конкурсный управляющий,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу уполномоченного органа ФНС России
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 29 января 2014 года
о включении требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника,
принятое судьей Макаровым Т.В.,
в рамках дела N А50-21351/2010
о признании Государственного краевого унитарного предприятия "Пермские леса" (ИНН 5948034240, ОГРН 1085903003163) несостоятельным (банкротом),
установил:
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.06.2011 года в отношении ГКУП "Пермские леса" введена процедура внешнего управления сроком на двенадцать месяцев, определением суда от 11.07.2011 внешним управляющим утвержден Высочанский Тимур Владимирович.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2013 ГКУП "Пермские леса" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Высочанский Тимур Владимирович.
Объявление об открытии конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 98 от 08.06.2013.
В арбитражный суд 11.07.2013 представлено заявление (требование) ИФНС России по Пермскому району Пермского края 11.07.2013 о включении в третью очередь реестра требований должника по обязательным платежам в сумме 171 631,66 рублей, в том числе 38 962,46 рублей основного долга, 132 123,20 рублей пени, 546 рублей штрафов, а также 31 632 218,09 рублей по капитализированным платежам в качестве требований, подлежащих исполнению одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди.
В судебное заседание 08.11.2013 уполномоченным органом представлено уточненное требование о включении в третью очередь реестра требований должника по обязательным платежам в сумме 37 605,19 рублей, в том числе 34 832,46 рублей основного долга, 2 226,73 рублей пени, 546 рублей штрафов, а также 31 632 218,09 рублей по капитализированным платежам в качестве требований, подлежащих исполнению одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2014 года включено требование уполномоченного органа по обязательным платежам в сумме 26 371 737,26 рублей основного долга в третью очередь реестра требований кредиторов капитализируемых платежей Государственного краевого унитарного предприятия "Пермские леса". Уполномоченному органу во включении остальной части требований в реестр требований кредиторов государственного краевого унитарного предприятия "Пермские леса" отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и заявленные требования удовлетворить полностью, включить в реестр требований кредиторов, помимо требований уполномоченного органа по обязательным платежам в сумме 26 371 737,26 рублей основного долга, также задолженность по страховым взносам в сумме 1833, 58 руб., в т. ч. 1 743 руб. по основному долгу, 90,58 руб. пени, капитализированные платежи в сумме 5 260 480, 83 руб., в том числе дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, обеспечение их лекарствами в сумме 5 154 313,81 рублей, капитализированные платежи для пострадавшего Петрова М.А. в сумме 106 167,02 руб.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2006 N 57, Методику расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей", утвержденную Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N72, соблюдение порядка взыскания страховых взносов, отсутствие пропуска срока на обращение в суд по требованию от 05.03.2011 г.
Представители ФНС России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
ГУ ПРО ФСС России доводы апелляционной жалобы в части обоснованности включения в реестр требований на сумму 1 154 313, 81 руб. капитализированных платежей на дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавших, поддерживает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании его представитель также поддержал доводы апелляционной жалобы относительно включения в реестр капитализированных платежей для пострадавшего Петрова М.А. в сумме 106 167,02 руб.
Конкурсный управляющий против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, ст. 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности по страховым взносам в сумме 1833, 58 руб., в т. ч. 1 743 руб. по основному долгу, 90,58 руб. пени.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении установленного законом порядка взыскания указанных страховых взносов, пени, пропуска срока на обращение в суд с заявлением об их взыскании.
Не соглашаясь с выводом суда в данной части, уполномоченный орган ссылается на то, что в качестве доказательства наличия оснований для включения в реестр данных сумм им было представлено уточненное требование от 05.03.2011 г., а также постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 15.04.2011 г.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением, возвратом) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с положениями пунктов 1-3 ст. 18 Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона
Согласно положениям ст. 19 Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, гражданским законодательством Российской Федерации. Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со настоящего Федерального закона.
Как указано в п. 1 ст. 20 Закона в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Таким образом, принудительное взыскание производится только после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, а также после установления факта отсутствия денежных средств на расчетных счетах или их недостаточности.
Между тем, указанное требование закона пенсионным фондом было нарушено, поскольку меры по взысканию взносов за счет денежных средств не принимались.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ ( в редакции, действовавшей в спорном периоде) в случае несоблюдения предусмотренного законом порядка взыскания страховых взносов, заявление о взыскании суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Суд первой инстанции, учитывая, что срок исполнения уточненного требования от 05.03.2011 истек 29.03.2011 г., а заявление о включении в реестр подано 11.07.2013, пришел к обоснованному выводу о пропуске уполномоченным органом установленного срока обращения в арбитражный суд за взысканием задолженности по страховым взносам и пени в сумме 1833, 58 руб.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинское и социальное обслуживание в сумме 5 154 313,81 рублей, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.
В целях разъяснения вопросов, возникающих при применении приведенной нормы, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 30.11.2006 N 57 указал, что по смыслу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1092 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь.
Согласно статье 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный заработок, который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе на санаторно-курортное лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств и т.п.
Статьей 1092 ГК РФ установлено, что возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами. Суммы в возмещение дополнительных расходов, указанных в статье 1085 Кодекса, могут быть присуждены на будущее время.
Таким образом, гражданское законодательство относит к повременным (ежемесячным) платежам, подлежащим капитализации в силу статьи 135 Закона о банкротстве, только платежи, предназначенные для возмещения утраченного заработка, который потерпевший имел либо определенно мог иметь. Возмещение дополнительных расходов обусловлено их фактическим несением, что лишает их характера повременных платежей и исключает возможность взыскания на будущее время путем капитализации в преддверии ликвидации юридического лица, ответственного за ущерб. Сведения о том, что средства на такие расходы взыскивались на будущее время с должника до его банкротства, инспекцией не представлены.
Согласно пункту 2 статьи 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Такие правила установлены статьей 135 Закона о банкротстве, при применении которой "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей", утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, не применяется, на что указано в пункте 5 Постановления Пленума от 30.11.2006 N 57.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ФНС России в части капитализации сумм, предназначенных для компенсации дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Также суд первой инстанции отказал уполномоченному органу во включении в реестр сумм капитализированных платежей по социальному обеспечению Петрова М.А. в размере 106 167,02 руб.
В соответствии со ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863. Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо - страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в п. 4 указанного порядка, рассчитывается в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Такая методика утверждена также Фондом социального страхования Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 72.
Размер ответственности должника за причинение вреда жизни и здоровью граждан и порядок исчисления подлежащих выплате сумм установлены статьей 135 Закона о банкротстве.
До достижения гражданином возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет, осуществляется капитализация соответствующих повременных платежей путем перечисления конкурсным управляющим при наличии согласия гражданина с основного счета должника денежных сумм уполномоченной в соответствии с действующим законодательством организации - Фонду социального страхования РФ.
Для гражданина, возраст которого превышает 70 лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет установленный Законом о банкротстве срок - 10 лет.
С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, прекращается соответствующее обязательство должника.
В данном случае Петрова М.А. получил производственную травму 29 июня 1985 г. в возрасте 57 лет., что подтверждается актом о несчастном случае на производстве (т. 1, л.д. 133).
Следовательно, подлежащие выплате суммы капитализируются до достижения потерпевшим возраста 70 лет. После наступления возраста 70 лет, период для капитализации соответствующих платежей составляет еще 10 лет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве).
На момент открытия в отношении должника конкурсного производства, обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр сумм капитализированных платежей по социальному обеспечению Петрова М.А., последний достиг возраста 85 лет.
Таким образом, максимально установленный законом срок капитализации платежей в данном случае истек.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что требования уполномоченного органа в данной части не доказаны по размеру, поскольку расчет платежей осуществлен безотносительно к какому - либо периоду, в течение которого должны осуществляться выплаты.
Кроме того, из материалов дела следует, что Петров М.А. получает страховые выплаты из бюджета Фонда. Между пострадавшим и Фондом фактически сложились отношения по обязательному государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при которых обязанность по возмещению вреда вместо работодателя (юридического лица, ответственного за причинение вреда жизни или здоровью работника) возложена на страховщика.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в этой части также не имеется.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для изменения принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 91 от 25.05.2005 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2014 года по делу N А50-21351/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21351/2010
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2017 г. N Ф09-6630/11 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ГКУП "Пермские леса"
Кредитор: Березниковский ТУЭС Пермского ф-ла ОАО "Уралсвязьинформ", г. Березники*, ЗАО "НЕВОТРЕЙД", ИП Важенина Н. Н., Нытвенское отделение N 1631 Сбербанка России, ОАО "Капитал Страхование", ОАО "МРСК Урала", ОАО "Ростелеком", ОАО "Тайга", ООО "Агропромлес", ООО "Гарант-Европа", ООО "Лесной край", ООО "Нева-Финанс", ООО "Нива", ООО "ПерспективаЛес", Осинское ОСБ N 1664, Пермское отделение N5294 ОАО "Сбербанк России", Соликамское ОСБ 4929 Западно-Уральского Банка Сбербанка России, Управление по распоряжению муниципальной собственностью администрации г. Березники
Третье лицо: Высочанский Тимур Владимирович, ИФНС России по Пермскому району ПК, НП "Национальная Гильдия АУ"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6630/11
20.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5524/11
29.06.2015 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-21351/10
16.04.2014 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-21351/10
07.04.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5524/11
07.03.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5524/11
06.12.2013 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-21351/10
27.05.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21351/10
20.11.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-21351/10
06.11.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-21351/10
13.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6630/11
14.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5524/11