г. Самара |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А55-551/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" - Копылов А.Ю., доверенность от 23.01.2014 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился;
от открытого акционерного общества "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" - извещен, не явился;
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2013 г. по делу N А55-551/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" (ИНН 6313135550, ОГРН 1066313018771), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
открытое акционерное общество "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сокольи горы" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, площадью 9 000 кв.м., кадастровый номер 63-63-01/070/2007-103; об обязании Министерства принять решение о предоставлении в собственность заявителю указанного земельного участка по цене 2, 5 % кадастровой стоимости и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, в течение месяца с момента принятия решения о предоставлении данного земельного участка в собственность заявителю.
В суде первой инстанции заявитель уточнил исковые требования и просил в связи с технической ошибкой в п. 1.2.3 исковых требований считать верным кадастровый номер земельного участка 63:01:0317003:826 (т. 2 л.д. 97).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 года решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2013 г. по делу N А55-551/2013 отменено, заявленные требования удовлетворены частично.
Апелляционный суд решил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" земельного участка, площадью 9 000 кв.м., кадастровый номер 63-63-01/070/2007-103, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" от 17 марта 2010 г. N 12-1/0727/10-с о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 9 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный законом срок, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 17 февраля 2014 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А55-551/2013 отменено, данное дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции представитель Общества с ограниченной ответственностью "Сокольи горы" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 31.03.2014 г. по 07.04.2014 г.
В суде апелляционной инстанции представителем Общества с ограниченной ответственностью "Сокольи горы" заявлено ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы, перед экспертом просит поставить вопрос: соответствует ли площадь 9000 кв.м. земельного участка с кадастровым номером N 63:01:0317003:826, размеру, необходимому для эксплуатации расположенной на данном участке базы материально-технического снабжения: корпус 37, бытовая часть, литера 372, 372-1, 372-2, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А.
Указанное ходатайство в соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 года N 36 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" отклонено апелляционным судом, о чем вынесено протокольное определение, в связи с тем, что ходатайство о назначении экспертизы в суде первой инстанции не заявлялось и судом не рассматривалось.
Кроме того, в заседании апелляционного суда представителем Общества с ограниченной ответственностью "Сокольи горы" заявлено ходатайство о приобщении дополнительных доказательств: копии распоряжения Департамента N 8 от 20.01.2010 г., копии градостроительного обоснования ОАО "Самарагорпроект" 2013 г., копии заключения землеустроительной экспертизы N 5/13 от 12.08.2013 г., копии приказа ООО "Сокольи Горы" ОС 1 от 20.04.2007 г., копии приказа ООО "Сокольи Горы" ОС 2 от 20.04.2007 г., копии договора аренды N 3 от 01.12.2008 г., копии договора аренды N 7 от 01.10.2010 г., копии проекта границ от 21.04.2008 г., копии расписки Министерства имущественных отношений от 17.03.2010, уведомления ответчика.
С учетом того, что направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ФАС Поволжского округа указал, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы законность и обоснованность вывода суда первой инстанции о несоразмерности испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости, принадлежащего Обществу, не проверил, оценки ему не дал, при новом рассмотрении указанные дополнительные доказательства относятся к вопросу о соразмерности испрашиваемого земельного участка, суд апелляционной инстанции ходатайство Общества с ограниченной ответственностью "Сокольи горы" о приобщении к делу дополнительных документов удовлетворил, о чем вынесено протокольное определение.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Сокольи горы", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Заявитель является собственником нежилого здания - корпус 37, бытовая часть, площадью 65,5 кв.м., литера 372, 372-1, 372-2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 апреля 2007 г. (т. 1 л.д. 9).
Принадлежащее заявителю нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0317003:826, площадью 9 000 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом от 05 декабря 2011 г. N 63-00-102/11-330399 (т. 1 л.д. 17-20).
В целях оформления прав на земельный участок, на котором расположено здание, заявитель, в соответствии со ст.ст. 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 17 марта 2010 г. обратился в Министерство с заявлением N 12-1/0727/10-с о предоставлении ему в собственность вышеназванного земельного участка (т. 2 л.д. 49-50).
Между тем решение по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность Министерство не приняло.
Ссылаясь на то, что Министерство бездействует, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не принято, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Материалами дела подтверждается, и представителем Министерства не оспаривается, что до настоящего времени решение по обращению заявителя не принято.
Таким образом, названные обстоятельства свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае ущемляется исключительное право заявителя, как собственника объекта недвижимого имущества, на приобретение данного земельного участка в собственность.
Таким образом, Министерством допущено незаконное бездействие, так как до настоящего времени не выполнена установленная законом обязанность по принятию решения по поступившему от заявителя обращению (предоставить земельный участок либо отказать в его предоставлении).
Оспариваемое бездействие не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с указаниями кассационной инстанции апелляционным судом исследован вопрос о соразмерности испрашиваемого земельного участка.
Апелляционный суд считает доказанным размер испрашиваемого участка, при этом исходит из следующего.
Как уже указывалось выше, Общество является собственником нежилого здания (корпус 37, бытовая часть), площадью 65,5 кв.м., литера 372, 372-1, 372-2, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2007 г., договором купли-продажи объекта недвижимости N 25/06-к от 12.12.2006 года.
Ранее данное здание принадлежало ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", которым оно было приватизировано из числа имущества Самарского государственного научно-производственного объединения "Труд" на основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества N 120 от 14.10.1999 года между Фондом имущества Самарской области и ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова".
Земельный участок, занимаемый для эксплуатации указанного здания, ранее использовался ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" в составе земельного участка общей площадью 47, 5 ГА на основании Свидетельства о праве постоянного пользования N 200701 от 10.06.1994 года. Письмами N84/07 от 5.06.2007 г. и N 168/1110 от 25.09.2012 года ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" выразило отказ от части земельного участка площадью 9000 кв. м., занимаемого отчужденным зданием, в пользу ООО "Сокольи горы".
Принадлежащее Обществу нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0317003:826, площадью 9000 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом от 05.12.2011 N 63-00-102/11-330399.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил использования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что заявителем на спорном земельном участке оборудована база материально-технического снабжения.
Согласно представленному заявителем градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка под размещение базы МТС по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2а, строение 37 А, составленному в 2013 году, база МТС представляет собой земельный участок площадью 0,9 ГА, на котором расположены площадки для хранения строительной техники, самосвалов, погрузчиков, башенных кранов, прицепа, трактора, автокранов и экскаватора, погрузчика и т.п., площадки для хранения бытовых вагончиков, площадки для хранения строительных материалов, погрузочно-разгрузочные площадки, подъездные пути и разворотные площадки, одноэтажное административно-бытовое здание, парковка на 9 машиномест, хозяйственная площадка и благоустройство.
Общая площадь участка 9000 кв. м.
Указанное фактическое использование земельного участка подтверждается также представленным обществом приказом N ОС-1 от 20.04.2007 г. о вводе в эксплуатацию базы МТС, приказом N ОС-2 от 20.04.2007 г., договорами аренды N 3 и 7 от 01.12.2008 г. и 01.10.2010 г., письмом ООО "Самара-Базис" N 116 от 8.08.2013 года.
При этом, как следует из договора купли-продажи от 12.12.2006 года, в рамках указанной площади земельный участок под зданием использовался и до перехода его к заявителю.
Оценивая данные документы в совокупности в соответствии сост. 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что заявителем представлены достаточные доказательства использования земельного участка площадью 9000 кв. м.
Кроме того, в момент формирования данного земельного участка в существующих границах его площадь была определена в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.12.2011 года, распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара N 8 от 20.01.2010 года.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 20.08.2013 года N ВАС-10915/2013, Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.04.2013 года по делу N А55-20568/2012.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что в силу п. 5 ст. 200 АПК РФ государственный орган, бездействие которого оспаривается, обязан предоставить суду доказательства законности совершения оспариваемого бездействия, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого бездействия.
Министерством имущественных отношений Самарской области никаких доказательств в обоснование утверждения о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка суду не представило, доводы заявителя не опровергло.
Пленум ВАС РФ в п. 9 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 указал, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Их содержания п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Материалами дела подтверждается, что находящийся в собственности заявителя объект недвижимости приобретен им у открытого акционерного общества "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", которое, в свою очередь, приватизировало объект недвижимости.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2013 г. по делу N А55-551/2013 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" земельного участка, площадью 9 000 кв.м., кадастровый номер 63:01:0317003:826, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Сокольи горы" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, площадью 9 000 кв.м., кадастровый номер 63:01:0317003:826, по цене 2,5 % кадастровой стоимости.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области направить обществу с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, д. 2А, строение 37А, площадью 9 000 кв.м., кадастровый номер 63:01:0317003:826, в течение месяца с момента принятия решения о предоставлении данного участка в собственность ООО "Сокольи Горы".
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы", г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сокольи Горы", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-551/2013
Истец: ООО "Сокольи горы"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, ОАО "СНТК им. Н. Д. Кузнецова", Росимущество РФ, Территориальное упраление Росимущества по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3504/14
17.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2165/13
02.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10591/13
08.05.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-551/13