"Иностранные работники: законодательство изменилось, к чему готовиться?" (интервью с С.И. Болдыревым, директором по программам НП "Международный альянс "Трудовая миграция")
В связи с принятием Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан..." у наших читателей возникают многочисленные вопросы по поводу грядущих перемен в сфере трудовой миграции. Некоторые из них, показавшиеся нам наиболее значимыми на этапе вступления Закона N 86-ФЗ в силу, мы задали Болдыреву Сергею Ивановичу - директору по программам НП "Международный альянс "Трудовая миграция". Сергей Иванович имеет большой опыт применения миграционного законодательства, поскольку до недавнего времени он работал в должности заместителя начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России.
Ред.: Сергей Иванович, что изменится в правовом регулировании миграционного учета иностранных работников после вступления в силу Закона N 86-ФЗ?
С.И.: Основные положения Закона N 86-ФЗ вступят в силу с 1 июля 2010 года. С этой даты в части 1 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" появится пункт 1.1, согласно которому иностранный гражданин снимается с учета по месту пребывания не только в случае его убытия из места пребывания или (и) выезда из России, но и в случае смены места пребывания в РФ*(1).
В результате при каждой смене иностранным гражданином (лицом без гражданства) места пребывания в РФ будет осуществляться автоматическое, то есть без участия принимающей стороны, снятие этого иностранца с миграционного учета по прежнему месту пребывания. Это будет происходить после получения в установленном порядке органом миграционного учета, в зону обслуживания которого входит старое место пребывания, уведомления о постановке данного иностранца на учет из органа миграционного учета, который обслуживает новое место пребывания.
С учетом этой законодательной новации можно сделать вывод о том, что для принимающей стороны (в том числе и для работодателей) вводятся явные послабления. Ведь ей уже не потребуется направлять в 2-дневный срок после убытия иностранца заполненную с оборотной стороны отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина, чтобы обеспечить снятие иностранца с миграционного учета.
Сейчас же с этим возникают сложности. Дело в том, что принимающая сторона обязана передавать иностранцу указанное уведомление после постановки его на миграционный учет. Но, так как иностранец, покидая принимающую сторону, зачастую увозит его с собой, получить этот бланк обратно бывает затруднительно. Особенно когда иностранный работник исчезает или уезжает внезапно, заблаговременно не предупредив работодателя, являвшегося принимающей стороной.
Однако пункт 1.1 части 1 статьи 23 Закона N 109-ФЗ потребует внесения соответствующих корректировок в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации*(2) и Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации*(3).
Ред.: Какие новшества ожидают работодателей в правилах уведомления о приеме на работу и об увольнении иностранных работников в ближайшем будущем?
С.И.: С 1 июля 2010 года работодатель (заказчик работ или услуг) должен будет уведомлять территориальный орган ФМС России и орган занятости населения в субъекте РФ не только о заключении, но и о расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником. Дополнительно для работодателя вводится обязанность направлять уведомление в указанные органы и тогда, когда он предоставил иностранному работнику отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 месяца в течение года.
Ред.: О каких иностранных работниках - "визовых" или "безвизовых" - в данном случае идет речь?
С.И.: О тех, которые прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы.
Ред.: А сможет ли (и если да, то при каких условиях) "безвизовый" иностранный работник фактически работать не у того работодателя, который указан в выданном ему разрешении на работу?
С.И.: Требование, обязывающее вносить в разрешение на работу, выдаваемое "безвизовому" иностранному работнику, реквизиты работодателя, у которого ему разрешено трудиться, действовало еще до принятия обсуждаемого нами Закона N 86-ФЗ. В частности, оно было отражено в приказе ФМС России от 25.12.2006 N 370 "Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства". Теперь это требование закреплено непосредственно в пункте 3.1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона N 86-ФЗ).
Кроме того, законодатель предусматривает также, что при досрочном расторжении трудового договора в период действия разрешения на работу иностранец вправе заключить новый трудовой договор, после чего в течение 7 рабочих дней он должен обратиться в территориальный орган ФМС России для получения разрешения на работу с реквизитами нового работодателя*(4).
Таким образом, из норм Закона N 115-ФЗ следует, что "безвизовый" иностранный работник имеет право работать только у того работодателя, реквизиты которого указаны в выданном ему разрешении на работу. Работа у другого работодателя без переоформления выданного ранее разрешения будет рассматриваться теперь как трудовая деятельность по недействительному разрешению. В результате иностранный гражданин и использующий его труд работодатель будут признаваться правонарушителями, что неизбежно приведет к привлечению их к юридической ответственности (в частности, к административному наказанию в соответствии с нормами КоАП РФ).
Кстати, для усиления контроля за осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ ФМС России поручено вести соответствующий банк данных в рамках государственной информационной системы миграционного учета. В этот банк данных будут вноситься и сведения о документах, выдаваемых иностранцам*(5). Следовательно, у ФМС России появляется возможность проследить всю историю трудовой деятельности конкретного иностранного гражданина на территории РФ, в том числе его переходы от одного работодателя к другому.
Ред.: Сергей Иванович, изменится ли что-то в правовом регулировании трудовой деятельности работников представительств иностранных юрлиц, аккредитованных на территории РФ?
С.И.: Теперь перечень лиц, которые освобождены от необходимости получать разрешение на работу, дополнен иностранными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц. Штатная численность таких сотрудников будет устанавливаться аккредитующим органом на основе принципа взаимности и в соответствии с международными договорами РФ.
Действовавшую до последнего времени обязанность получать для таких иностранцев разрешения на работу в России трудно признать разумной. Ведь фактически разрешительный порядок трудоустройства иностранцев является инструментом защиты российского рынка труда и распределения рабочих мест на этом рынке с учетом интересов российских граждан. Однако штатные рабочие места в представительствах иностранных компаний создаются именно этими компаниями, а не российскими работодателями. Поэтому и заполняться эти рабочие места должны по волеизъявлению иностранного работодателя в соответствии с трудовым законодательством его государства. Закон N 86-ФЗ наконец снял эту проблему, что нельзя не приветствовать.
В результате иностранному гражданину указанной категории достаточно будет иметь только аккредитационную (служебную) карточку для подтверждения своего правового и служебного статуса на территории РФ, позволяющего ему работать в России без оформления разрешения на работу.
Ред.: А будут ли какие-то изменения в отношении административной ответственности работодателей и их иностранных работников?
С.И.: Начну с того, что для одной из категорий иностранных работников введен новый разрешительный документ - патент. Его наличие позволяет иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность у физического лица для выполнения работы для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Естественно, что в статьи 18.10 и 18.15 КоАП РФ внесены дополнения, касающиеся указанного патента.
После 1 июля 2010 года иностранный гражданин, работающий у физического лица без патента, равно как и физическое лицо - работодатель, будут признаваться нарушителями миграционного законодательства и подвергаться административному наказанию в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. для каждого. Кроме того, иностранный гражданин в такой ситуации может быть даже выдворен из России.
Ред.: Какие трудовые договоры (срочные или на неопределенный срок) работодатели должны будут заключать со своими иностранными работниками после вступления в силу Закона N 86-ФЗ?
С.И.: Изменения и дополнения миграционного и налогового законодательства, предусмотренные Законом N 86-ФЗ, непосредственно не затрагивают Трудового кодекса РФ. Поэтому в правовом регулировании данного вопроса с 1 июля 2010 года ничего не изменится.
Напомню: трудовое законодательство России допускает оформление с иностранными работниками как срочных, так и бессрочных (на неопределенный срок) трудовых договоров в зависимости от характера, условий и вида трудовой деятельности привлекаемого к труду иностранца*(6).
Важно помнить, что срок действия заключенного трудового договора сам по себе никак не влияет на возможность его расторжения с иностранным работником, который по тем или иным причинам лишается права на продолжение работы в России. Ведь любой трудовой договор с иностранцем может быть прекращен по основаниям, которые изложены в пунктах 9 и 12 части 1 статьи 83 ТК РФ.
Кроме того, Закон N 86-ФЗ дополнил миграционное законодательство нормой, которая предусматривает возможность расторжения с иностранцем любого (срочного или бессрочного) трудового или гражданско-правового договора, если у этого работника аннулировано разрешение на работу или срок его действия истек*(7).
Ред.: А теперь вопрос, который до последнего времени так и не получил однозначного решения. Обязан ли работодатель уведомлять налоговые органы о приеме на работу "безвизового" иностранного работника? Судебная практика весьма противоречива...
С.И.: Действительно, данная обязанность работодателя закреплена в статье 18 Закона N 115-ФЗ, которая касается иностранных граждан, приглашаемых в Российскую Федерацию (то есть въезжающих в визовом порядке). Однако исходя из положений российского налогового законодательства разница между "визовыми" и "безвизовыми" иностранцами как налогоплательщиками отсутствует, в том числе и в плане информирования налогового органа об их привлечении к трудовой деятельности. Работодатель выступает налоговым агентом своих иностранных работников, а потому налоговый орган должен иметь возможность получить от него такую информацию в любом случае.
В этом, очевидно, причина того, что в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона N 115-ФЗ всеобъемлюще перечислены случаи привлечения и использования иностранных граждан, о которых работодатель должен информировать налоговый орган. В данной ситуации работодателю целесообразно, чтобы не создавать себе лишней головной боли, ориентироваться не столько на текст Закона N 115-ФЗ, сколько на логику и требования налогового законодательства.
От ред.: Подробнее об уведомлении налоговых органов о приеме на работу "безвизового" иностранца см. стр. 70.
Ред.: Сергей Иванович, а есть ли какие-то поправки, связанные с аннулированием разрешения на работу?
С.И.: Действительно, в связи со вступлением в силу Закона N 86-ФЗ у "безвизового" иностранного работника разрешение на работу может быть аннулировано, если привлекший его работодатель (заказчик работ (услуг)) в течение 6 и более месяцев подряд не представлял отчетность в налоговые органы*(8).
Ред: "Безвизовый" иностранный работник предъявил разрешение на работу, на котором не проставлен оттиск печати территориального органа ФМС России. Вправе ли работодатель принять иностранца на работу по такому разрешению?
С.И.: Согласно приложению 4 к приказу ФМС России от 25.12.2006 N 370, в форме бланка разрешения на работу, выдаваемого "безвизовому" иностранному гражданину, не содержится такой реквизит, как место печати ("М.П."). В этом его отличие от бланка разрешения на работу, выдаваемого "визовому" иностранцу в соответствии с приложением 3 к упомянутому приказу ФМС России, где указание на данный реквизит присутствует.
Таким образом, разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, должно признаваться оформленным в соответствии с действующим порядком, даже если оно не содержит оттиска печати выдавшего его территориального органа ФМС России. Такое разрешение является действительным. Поэтому работодатель вправе заключить трудовой (или гражданско-правовой) договор с "безвизовым" иностранцем, предъявившим данное разрешение.
Ред.: Спасибо, Сергей Иванович, за столь обстоятельные и четкие ответы.
"В курсе правового дела", N 13, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 7 Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан..."
*(2) утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9
*(3) утв. приказом ФМС России от 06.07.2009 N 159
*(4) п. 7.5 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. от 19.05.2010)
*(5) ст. 18.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (с изм. от 19.05.2010)
*(7) п. 9.3 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (с изм. от 19.05.2010)
*(8) пп. 14 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (с изм. от 19.05.2010)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"