"Безвизовый" иностранный работник: жупел для судов
На страницах различных специальных и популярных изданий уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости уведомления налоговых органов о приеме на работу "безвизовых" иностранцев. Однако новейшая судебная практика предоставляет нам все новые поводы для очередного обращения к этой теме.
Загадка сфинкса
Работодатель (заказчик работ или услуг), пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший в России новый трудовой договор (или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг) с иностранным работником, обязан в 10-дневный срок уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников*(1).
Загадочность данной нормы в том, что из ее содержания весьма сложно понять, на каких именно работодателей она распространяется: только на использующих труд иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы (далее - "визовые" иностранцы), или же еще и на тех, которые принимают на работу иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (далее - "безвизовые" иностранцы).
Единая практика по применению рассматриваемой нами нормы до настоящего времени не сформировалась. В итоге работодатели, заключающие трудовые (или гражданско-правовые) договоры с "безвизовыми" иностранцами, рискуют столкнуться с тем, что у них, как из ящика Пандоры, неожиданно возникнут проблемы с контролирующими органами, которые поставят им в вину неисполнение или ненадлежащее исполнение требований миграционного законодательства.
Справка. Неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток*(2).
Причем административная ответственность наступает у работодателей в отношении каждого неправомерно привлеченного ими к труду иностранца в отдельности*(3).
Закон что дышло...
Внести ясность в решение проблемы обязательности уведомления налоговых органов о приеме на работу "безвизовых" иностранцев, разгадав тем самым загадку сфинкса и обеспечив единство правоприменительной практики, казалось бы, призваны суды.
Однако парадокс заключается в том, что именно судебная система как раз и подливает масла в огонь, всеми силами способствуя поддержанию ореола двусмысленности вокруг этого вопроса, так как позиции 2 высших судебных инстанций России на сегодняшний день являются диаметрально противоположными.
Верховный Суд РФ (далее - ВС РФ) в лице Президиума обратился к проблеме первым и изложил следующие выводы*(4):
1) работодатель (заказчик работ, услуг) обязан уведомить налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина независимо от того, в визовом или безвизовом порядке он прибыл в РФ;
2) действия работодателя, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Позднее эта точка зрения была воспринята не только судами общей юрисдикции, но и контролирующими органами, а также использовалась в арбитражной практике.
Так, при рассмотрении в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде одного из дел по поводу привлечения работодателя к административной ответственности за неуведомление налогового органа о заключении трудового договора с гражданином Украины представитель территориального органа ФМС России напрямую ссылался на Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2009 года*(5). В итоге апелляционная инстанция поддержала позицию контролирующего органа, указав, что из содержания подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что "обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.
Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ"*(6).
Однако Высший Арбитражный Суд РФ опять-таки в лице своего Президиума, анализируя те же самые нормы, пришел к совершенно иному выводу: Закон N 115-ФЗ "предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
<...>
...Приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины: обязанность получения приглашения для въезда в Российскую Федерацию не установлена, упомянутое положение подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Закона, предусматривающее обязанность заказчика работ уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежало применению"*(7).
Иными словами, по мнению Президиума ВАС РФ, работодатели, заключившие трудовые (гражданско-правовые) договоры с "безвизовыми" иностранцами, обязаны уведомлять об этом налоговые органы по месту своей регистрации лишь тогда, когда в силу требований федерального закона или международного договора РФ "безвизовый" иностранец праве въехать в нашу страну по специальному документу - приглашению на въезд в РФ. Во всех прочих случаях обязанность по уведомлению налогового органа у таких работодателей не возникает.
Очевидно, что позиция Президиума ВАС РФ неизбежно приведет к корректировке арбитражной практики, которая будет складываться вразрез с практикой судов общей юрисдикции, формируемой под влиянием и контролем ВС РФ.
В итоге в целом российская судебная практика продолжит демонстрировать полную неразбериху в данном вопросе. А что же законодатель?
Дальше - тишина?
С 1 июля 2010 года вступают в силу очередные масштабные поправки в миграционное законодательство, предусмотренные Федеральным законом от N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако никаких изменений в анализируемую нами норму об уведомлениях налоговых органов Закон N 86-ФЗ не внес, хотя на рассмотрении в Государственной Думе РФ находился законопроект, касающийся установления обязанности работодателей, привлекающих на работу "безвизовых" иностранцев, уведомлять об этом налоговые органы*(8).
Получается, что законодатель так и не посчитал нужным внести ясность в данную проблему.
В такой ситуации выход видится лишь в безотлагательном издании совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, разъясняющего особенности применения Закона N 115-ФЗ.
Ну а пока очевидно, что до появления такого документа работодателям целесообразно все-таки уведомлять налоговые органы о привлечении к трудовой деятельности "безвизовых" иностранцев для избежания споров с территориальными органами ФМС России и необходимости доказывать свою правоту в суде. Ведь заранее никогда не известно, в каком именно суде эту правоту придется доказывать - общей юрисдикции или арбитражном.
И. Касимов,
эксперт по трудовому праву
А. Шило,
эксперт журнала
"В курсе правового дела", N 13, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009)
*(2) ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ
*(3) примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ
*(4) Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009
*(5) постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 N 15АП-8985/2009
*(6) там же
*(7) постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11773/09 по делу N А53-21580/2008-С4-45
*(8) проект федерального закона N 445158-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части уточнения правил пребывания (проживания) в Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"