Жизнеспособность российских небанковских
депозитно-кредитных организаций
Почти в каждой стране сейчас существуют программы микрокредитования, которые реализуют, в том числе, и небанковские депозитно-кредитные организации (далее - НДКО). О растущем влиянии микрофинансирования свидетельствует и то, что 2005 год был объявлен ООН годом микрофинансирования, Нобелевская премия Мира за 2006 г. присуждена Мухаммаду Юнусу - основателю Грамин Банка, первого микрофинансового банка (Бангладеш) - за вклад в борьбу с бедностью и развитие частного предпринимательства. В России, однако, зарегистрировано лишь четыре подобных организации, в связи с чем автор задался вопросом, почему российский бизнес обходит стороной данный вид предпринимательской деятельности и с какими трудностями сталкиваются действующие НДКО.
Прежде чем непосредственно перейти к теме исследования, кратко остановимся на понятии, историческом аспекте развития НДКО в России и укажем на круг их полномочий.
Небанковская депозитно-кредитная организация - кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные виды банковских операций. Допустимые сочетания банковских операций для НДКО устанавливаются Банком России*(1).
Создание НДКО было названо одним из стратегических направлений развития банковского сектора России в 2001 г. (!) в совместном заявлении Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации" (п. 4.1.3)*(2).
Регулирование и надзор за деятельностью НДКО осуществляется на основании Положения Банка России от 21 сентября 2001 г. N 153-П (в ред. от 16 декабря 2003 г.) "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции"*(3) (далее - Положение N 153-П).
НДКО могут осуществлять четыре банковских операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, в валюте Российской Федерации и, при наличии соответствующей лицензии, в иностранной валюте, в том числе:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет);
4) выдача банковских гарантий.
НДКО имеет также право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Статус НДКО характеризуется большим количеством ограничений: НДКО не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, осуществлять расчеты по ним, заниматься инкассацией денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовым обслуживанием; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
НДКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Инициатива Банка России по включению данного вида кредитных организаций в банковскую систему РФ возникла не случайно. С начала 90-х гг. международные организации развития осознали, что микрокредитные организации в состоянии предлагать займы населению с низкими доходами, покрывая при этом свои расходы и обеспечивая банковскими услугами широкий круг населения. Это новое, амбициозное и комплексное видение привлекло внимание правительств, социальных инвесторов, банкиров и даже августейших особ*(4). Проводимые в России социально-экономические мониторинги участников микрофинансового рынка (фондов поддержки малого предпринимательства, кредитных кооперативов и др.) выявляли их потребности и возможности создания НДКО. Однако закрепленный подобным образом правовой статус НДКО оказался малопривлекательным. В период с 2001 по 2005 г. ни один из участников микрофинансового рынка не воспользовался данной возможностью. Наконец, в 2005 г. некоммерческое партнерство "Женская Микрофинансовая Сеть" учредила первую в России небанковскую депозитно-кредитную организацию с одноименным названием. Целью трансформации некоммерческого партнерства в НДКО было повышение прозрачности деятельности посредством регулирования Банком России. Миссией вновь созданной организации стало предоставление микрокредитов экономически активному населению субъектов Российской Федерации, преимущественно женщинам. Любопытно, что в упомянутом нами Грамин Банке (г. Бангладеш) предпочтение при предоставлении кредитов также отдается женщинам. Объясняя этот особенный субъектный состав микрокредитования, М. Юнус сказал, что "... наблюдая за тем, как в действительности ведут себя те, которым выданы займы, мы обнаружили, что при кредитовании малоимущих женщин семья получает больше, чем если бы кредит был выдан мужчине. Когда мужчины получают деньги, они имеют тенденцию расходовать их на себя, а когда деньги получает женщина, блага достаются всем, в первую очередь детям. Таким образом, кредитование женщин создает "эффект каскада", когда одновременно с экономическими создаются социальные блага для каждой семьи и в конечном счете для всего общества"*(5).
В настоящее время НДКО "Женская Микрофинансовая Сеть" охватывает 12 городов, имеет крупную клиентскую базу и является активным участником рынка микрокредитования.
В 2007, 2008 и 2009 гг. банковская система России пополнилась еще тремя небанковскими депозитно-кредитными организациями: "Депозитный Кредитный Дом", "Ричфорд Кредит" и "Тор Кредит".
Столь скромный вес НДКО в банковской системе России поневоле заставляет сделать вывод, что правовой статус НДКО не удовлетворяет в целом потребностям рынка, что замедляет процесс трансформации микрофинансовых институтов в кредитные организации. Правовое регулирование деятельности НДКО содержит ряд недостатков.
В качестве первого недостатка можно назвать наличие необоснованных запретов: запрет на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и запрет на открытие и ведение счетов, связанных с предоставлением кредита. По существу данных запретов хотелось бы отметить следующее. Запрет на привлечение вкладов физических лиц был установлен Положением N 153-П в 2001 г., в то время когда в России еще не была создана система страхования вкладов, и подразумевал собой единственно возможный для того времени способ ограждения физических лиц от риска утраты внесенных во вклад денежных средств. С принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"*(6) подобная мера утратила былую актуальность, однако продолжает действовать. Между тем возможность привлекать сберегательные вклады населения позволила бы НДКО расширить источники финансирования и охват банковскими услугами, снизить зависимость от дорогостоящих займов и кредитов зарубежных компаний, что, в конечном счете, положительно повлияло бы и на стоимость кредитов НДКО.
Второй запрет - открывать и вести банковские счета клиентов. Известно, что возможность открытия и ведения банковских счетов и осуществления расчетов по ним закреплена за небанковскими кредитными организациями второго вида - расчетными и логично вытекает из статуса их деятельности, в связи с чем установленный подобного рода запрет для НДКО видится оправданным, но трудно или практически нереализуемым на практике. Уже само Положение N 153-П содержит одно исключение из этого запрета - операция по привлечению вкладов юридических лиц на определенный срок подразумевает под собой открытие и ведение депозитного счета. При этом уместно заметить, что возможность открытия депозитного счета для НДКО не является практически значимой, так как процент вкладов юридических лиц в кредитных организациях невелик. НДКО испытывают потребность в открытии клиентского счета при осуществлении своей основной деятельности - кредитования. В отличие от банков, предоставление кредитов которых происходит посредством перечисления денежных средств клиенту на расчетный счет или выдачу наличных денег через кассу банка, НДКО вынуждены перечислять кредиты на счета клиентов в других банках либо использовать наличный способ расчетов, что влечет за собой значительные операционные расходы, связанные с оборудованием кассовых узлов и инкассацией. При этом данный запрет выявил и еще одну проблему: отсутствие соответствующего программного обеспечения. Вынужденные доработки и адаптация под нужды НДКО стандартных банковских программ продолжаются несколько лет и требуют от НДКО миллионных затрат. Разрабатываемый программный продукт в отсутствие спроса на него получается уникальным, но абсолютно неликвидным.
В качестве второго недостатка, характеризующего сегодняшний статус НДКО, можно назвать отсутствие нормативно-правового регулирования по ключевым для финансового положения НДКО вопросам. Речь идет, прежде всего, о невозможности НДКО принимать участие в программах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, которые осуществляются государством. В частности, Российский банк развития с 19 июня 2009 г. начал реализацию программы "Рефинансирование", которая осуществляется в соответствии с утвержденным Внешэкономбанком Порядком осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется по двум направлениям: через банки-партнеры и через организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Банки, ходатайствующие об участии в государственной программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, должны обладать, в частности:
лицензией Банка России на осуществление банковской деятельности;
рейтингом долгосрочной кредитоспособности, присвоенным российским или иностранным рейтинговым агентством на уровне не ниже утвержденных значений;
величиной собственных средств (капитала) банка, определенной в соответствии с нормативной базой Банка России, не ниже 180 млн. руб.;
величиной активов, взвешенных по уровню риска, не меньше 1,75 млрд. руб. и др.
Указанные критерии, и это очевидно, делают невозможным участие НДКО в данной программе в качестве банков, так как они не получают лицензию на осуществление банковской деятельности, минимальное значение уставного капитала для них установлено на уровне 18 млн. руб., и их финансовые обороты не позволяют участвовать в банковских рейтингах.
Финансирование по второму направлению предоставляется микрофинансовым организациям, а также лизинговым и факторинговым компаниям и прочим организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Как видно, НДКО не могут войти и в эту группу, так как они имеют статус кредитной организации и непривлекательны в качестве объекта межбанковского кредитования с перечислением средств на их корреспондентский счет в РКЦ Банка России.
Таким образом, складывается странная ситуация, при которой НДКО, занимающиеся непосредственно кредитованием малого и среднего предпринимательства*(7), не могут получить от государства финансовую поддержку на эти цели вследствие выпадения их из существующего правового поля. Единственный возможный выход из данной ситуации - разработать специальные критерии для участия НДКО в подобных программах, однако разрабатывать их пока никто не спешит, так как деятельность четырех НДКО не является репрезентативно значимой.
Противоречивость норм, регламентирующих деятельность НДКО, - третий недостаток. Например, в сентябре 2008 г. вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П*(8), в соответствии с которым кредитные организации, не имеющие лицензий Банка России, предоставляющих право на осуществление банковской операции по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовому обслуживанию физических и юридических лиц (т.е. НДКО), должны осуществлять кассовые операции с наличными деньгами в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации. Напомним, что речь идет о Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном Решением Совета директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 г. N 40*(9), нормами которого руководствуются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Руководствуясь данным Порядком, НДКО должны оборудовать кассовый узел, использовать кассовые символы как предприятия, однако НДКО являются кредитными организациями, что ставит под сомнение возможность безоговорочного применения ими этого Порядка. К сожалению, даже сам Банк России в лице своих территориальных учреждений не смог прийти к единообразному мнению по вопросу о том, требованиям какого нормативного акта (Положения N 318-П или Порядка N 40) должен в настоящее время соответствовать кассовый узел НДКО.
Помимо правовой неопределенности отсылка НДКО к Порядку N 40 неблагоприятно повлияла и на финансовую сторону их деятельности. Установление лимита максимального остатка денежных средств в кассе (в то время как для иных кредитных организаций устанавливается лимит минимального остатка), а также запрет на выдачу кредитов из выручки ограничили операционную деятельность подразделений НДКО из-за искусственного снижения потенциальных объемов кредитования, а также повысили расходы на вынужденную частую инкассацию.
Последним недостатком правового статуса НДКО, на наш взгляд, является неадекватность отдельных правовых норм. В качестве примера можно указать следующее:
высокий норматив достаточности собственных средств - не менее 15%, ограничивающий рост основного актива НДКО - кредитного портфеля. Заметим, что у банков, привлекающих вклады населения и, соответственно, требующих более жесткого пруденциального регулирования, минимально допустимое числовое значение норматива H1 устанавливается (в зависимости от размера собственных средств банка) на более низком уровне - 10 или 11%;
излишне жесткие, идентичные банковским требования к стажу руководящей работы в кредитной организации для руководящего персонала НДКО, которые предусматривают, что кандидаты на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей обязаны иметь опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет. Думается, что для НДКО, как правило, трансформировавшихся в таковые из микрофинансовых организаций и занимающихся, по сути, лишь кредитованием, значимым и достаточным для руководящих работников мог бы быть стаж работы на аналогичной должности в кредитном потребительском кооперативе, фонде поддержки малого предпринимательства или иной микрофинансовой организации;
невозможность определять самостоятельно размер резерва по портфелю однородных ссуд. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. N 254-П (в ред. от 4 декабря 2009 г.) "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"*(10) ссуды, сгруппированные в портфели однородных ссуд, в целях оценки риска и определения размера резерва не классифицируются по категориям качества. Резервы формируются в целом по портфелям однородных ссуд в зависимости от степени обесценения этих портфелей, но не ниже, чем установлено п. 5.1 Положения N 254-П. Отметим, что закрепленные данным Положением минимальные значения оказались невыгодны в случае предоставления ссуд I (высшей) категории качества (стандартных ссуд), при которых наблюдается отсутствие кредитного риска, т.е. вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю. Выдавая преимущественно данные ссуды, НДКО оказались вынуждены создавать резерв по каждому из выданных кредитов отдельно, что влечет снижение производительности и продуктивности.
Завершая наше исследование, обозначим следующие выводы.
Опыт первых НДКО в банковской системе России выявил неготовность законодательства в полной мере регулировать подобную деятельность. Существующий правовой статус НДКО, закрепивший ограниченность источников финансирования при ограниченности источников дохода, влечет высокую финансовую уязвимость кредитных организаций такого вида. Изложенные выше способы совершенствования действующего законодательства могут быть разработаны в довольно быстрые сроки, так как правовое регулирование НДКО - право и обязанность Банка России. К сожалению, Банк России, сумевший учредить данную структуру, в настоящее время игнорирует ее потребности, заставляя бизнес решать проблемы, а не поощряя его интерес к реализации серьезных социальных проектов.
Библиографический список
1. Литлфилд Э., Хелмс Б., Портеус Д. Финансовый охват 2015: четыре сценария будущего микрофинансирования // CGAP. 2006. N 39.
2. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишерз, 2009.
О.А. Тарасенко,
кандидат юридических наук,
преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права
Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 5, май 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I (в ред. от 27 декабря 2009 г.) "О банках и банковской деятельности".
*(2) Вестник Банка России. 2002. N 5.
*(3) Вестник Банка России. 2001. N 60.
*(4) Литлфилд Э., Хелмс Б., Портеус Д. Финансовый охват 2015: четыре сценария будущего микрофинансирования // CGAP. 2006. N 39.
*(5) Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишерз, 2009. С. 75.
*(6) СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.
*(7) Например, НДКО "Женская Микрофинансовая Сеть" - признанный участник рынка микрофинансирования, имеющий рейтинг согласно данным международного рейтингового агентства MicroRate //www.microrate.com
*(8) Вестник Банка России. 2008. N 29-30.
*(9) Экономика и жизнь. 1993. N 42-43.
*(10) Вестник Банка России. 2004. N 28.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жизнеспособность российских небанковских депозитно-кредитных организаций
Автор
О.А. Тарасенко - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 5