Нюансы отчетности акционерных обществ о стоимости чистых активов
Нет предела совершенству. Следуя этому принципу, законодатель в очередной раз "подправил" Закон об АО*(1), Закон о госрегистрации*(2) и ряд других документов. Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ, вступили в силу с 31 декабря 2009 года. Разъяснения по применению некоторых нововведений приведены в Письме ФНС России от 21.05.2010 N МН-37-6/2212. С одной стороны, отдельные акционерные общества получили послабления, с другой - усилен контроль государства за их финансовым состоянием. Подробности - в нашей статье.
Суть изменений
Известно, что законодательство обязывает АО контролировать размер своих чистых активов (ЧА).
К сведению. При определении стоимости чистых активов бухгалтер руководствуется совместным Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
До 30 декабря 2009 года действовало правило: если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывалась меньше уставного капитала, акционерное общество обязано было объявить и зарегистрировать в определенном порядке уменьшение уставного капитала до величины, не превышающей стоимости ЧА. А если стоимость чистых активов становилась меньше минимального размера уставного капитала, общество обязано было принять решение о своей ликвидации. В противном случае кредиторам предоставлялось право требовать от АО досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков, а уполномоченные органы могли предъявить в суд иск о ликвидации общества (п. 4-6 ст. 35 Закона об АО).
Согласно новой редакции ст. 35 этого закона: если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость ЧА стала меньше уставного капитала, совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета раздел о состоянии его чистых активов, в котором должна содержаться следующая информация:
динамика изменения стоимости чистых активов и уставного капитала за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный;
результаты анализа причин и факторов, в силу которых стоимость ЧА стала меньше уставного капитала;
перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие величине его уставного капитала.
Таким образом, в первый год своей деятельности, по результатам которого чистые активы стали меньше уставного капитала, АО не обязано объявлять об уменьшении своего уставного капитала. Если по окончании каждого последующего года стоимость ЧА оказалась меньше уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после завершения соответствующего финансового года обязано принять одно из двух решений:
1) об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;
2) о своей ликвидации.
Обратите внимание! Если стоимость ЧА меньше уставного капитала более чем на 25%, по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев такого финансового года общество дважды с периодичностью один раз в месяц обязано разместить в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о снижении размера ЧА.
Прежней осталась норма: если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации.
При нарушении АО сроков и неисполнении перечисленных обязанностей права кредиторов и уполномоченных органов сохраняются.
Заметные изменения произошли в Законе о госрегистрации. Теперь в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) дополнительно вносятся:
сведения о том, что АО находится в процессе уменьшения уставного капитала;
стоимость ЧА на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.
В первом случае документы представляются в регистрирующий (налоговый) орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала (п. 4 ст. 17 Закона о госрегистрации). Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов, АО ежеквартально в срок, установленный законодательством РФ о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности, должно подавать в налоговый орган соответствующее заявление (п. 5 ст. 17 Закона о госрегистрации). Очевидно, что исполнение этой обязанности не пройдет мимо главного бухгалтера.
Разъяснения ФНС
Главное налоговое ведомство страны в Письме N МН-37-6/2212 сообщило нижестоящим налоговым органам и всем заинтересованным лицам следующее.
1. Сведения о стоимости ЧА акционерного общества представляются в регистрирующий орган в течение 90 дней по окончании года (то есть до 31 марта включительно), а также в течение 30 дней по окончании первого, второго и третьего квартала (соответственно до 30 апреля, 30 июля и 30 октября включительно) (п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете*(3)). Исходя из положений п. 2 ст. 14 этого закона, акционерным обществом, созданным после 1 октября, сведения о стоимости чистых активов по состоянию на 31 марта текущего года представляются впервые до 30 апреля (включительно) года, следующего за годом его государственной регистрации.
2. В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации форма заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ должна быть утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В связи с ее отсутствием в настоящее время рекомендуется использовать форму Р14002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества".
3. Заявителем при представлении этих сведений может быть лицо, действующее от имени акционерного общества без доверенности. Подлинность подписи данного лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
4. Акционерным обществам, представившим до выхода настоящего письма сведения о том, что организация находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов в виде заявления по форме Р14001 *(4), повторно представлять сведения по новой форме не требуется.
5. Обязанность АО подавать сведения о размере чистых активов возникает начиная с оценки их стоимости по состоянию на 31.12.2009. Соответственно, первый срок представления заявлений истек 31 марта 2010 года. Следующие сроки подачи сведений в текущем году - до 30 апреля, 30 июля и 30 октября включительно.
6. Новая обязанность представления сведений распространяется на общества, принявшие решение об уменьшении уставного капитала после введения в действие Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ, то есть начиная с 31 декабря 2009 года.
Обратите внимание! Данная форма приведена в качестве приложения к письму и размещена на сайте ФНС в сети Интернет (www.nalog.ru) в разделе "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков".
В заключение ФНС напомнила, что непредставление или несвоевременное представление сведений о принятии решения об уменьшении уставного капитала, а также о стоимости чистых активов признается административным правонарушением и подпадает под действие ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Соответствующие дела о привлечении к ответственности возбуждаются после 10 июня 2010 года. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом общества (директор, генеральный директор), может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Подробнее о штрафе
В названном случае в соответствии со ст. 23.61 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении составляют сотрудники налогового органа. Дела указанной категории рассматривает начальник инспекции.
Попробуем разобраться, может ли директор АО избежать уплаты штрафа за непредставление до 31 марта и 30 апреля 2010 года (включительно) сведений о стоимости ЧА, сославшись на истечение срока давности. Как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, этот срок составляет два месяца и начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. Но если правонарушение признают длящимся*(5), то указанный срок рассчитывается уже со дня обнаружения административного правонарушения, что значительно повышает вероятность наказания лица, преступившего закон. Таким образом, если непредставление сведений в налоговый орган не является длящимся правонарушением, спустя два месяца после истечения установленного срока подачи заявления штраф не может быть наложен.
По мнению налоговых органов, нарушение срока представления информации является длящимся правонарушением (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 04.08.2006 N 09-10/69306@). Следовательно, налоговики считают возможным составлять протоколы о наложении штрафа практически в любое время.
Однако у арбитров, рассматривавших дела о взыскании штрафов по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, на этот счет иная точка зрения. Суды считают, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения. Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося (Определение ВАС РФ от 18.10.2007 N 13793/07, постановления ФАС СЗО от 12.05.2008 N А52-5031/2007, ФАС ВВО от 06.02.2008 N А29-5557/2007, ФАС ЗСО от 14.05.2009 N Ф04-2773/2009 (6049-А27-32), ФАС МО от 05.09.2008 N КА-А41/7410-08 и др.).
Также необходимо помнить, что налоговый орган обязан соблюдать определенные правила. В Письме от 02.08.2007 N 34-25/073603 столичное налоговое ведомство разъяснило момент, когда постановление о привлечении генерального директора компании к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ признается вынесенным неправомерно. Например, если в протоколе об административном правонарушении отсутствуют отметки о разъяснении генеральному директору его прав, предусмотренных КоАП РФ, о вручении ему копии протокола, а также запись о том, что он был ознакомлен с протоколом, отказался его подписывать и получить его копию (ст. 28.2 КоАП РФ).
Примечание. Протокол об административном правонарушении с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения генерального директора к административной ответственности.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Если же генеральный директор организации надлежащим образом не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено инспекцией неправомерно. Следовательно, обратившись в суд, можно добиться его отмены (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление ФАС УО от 09.02.2010 N Ф09-181/10-С1 и т.д.).
Подводим итоги
Законодатель возложил на акционерные общества обязанность ежеквартально сообщать в налоговый орган об изменении стоимости чистых активов. Сроки подачи заявления совпадают со сроками представления бухгалтерской отчетности. Подлинность подписи директора (генерального директора) на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Непредставление или несвоевременное представление сведений влечет наложение штрафа на руководителя предприятия в сумме 5 тыс. руб. При этом законодательство предусматривает право оспорить незаконное постановление о привлечении генерального директора к административной ответственности.
Д.В. Дурново,
главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
*(2) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(3) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(4) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2010 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
*(5) В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 указано, что под длящимся административным правонарушением понимается такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"