Поясните, пожалуйста, в какой орган и в каком порядке акционерное общество должно представлять отчет о состоянии своих чистых активов?
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на дату окончания последнего отчетного периода должны регистрироваться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)*(1). В связи с этим главное налоговое ведомство страны в Письме от 21.05.2010 N МН-37-6/2212 сообщило нижестоящим налоговым органам и всем заинтересованным лицам следующее.
Сведения о стоимости чистых активов представляются в регистрирующий (налоговый) орган в течение 90 дней по окончании года (то есть до 31 марта включительно), а также в течение 30 дней по окончании первого, второго и третьего кварталов (соответственно до 30 апреля, 30 июля и 30 октября включительно) (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). При этом, исходя из положений п. 2 ст. 14 этого закона, акционерное общество, созданное после 1 октября, первое представление сведений о стоимости чистых активов по состоянию на 31 марта текущего года производит до 30 апреля (включительно) года, следующего за годом его государственной регистрации.
В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации форма заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ должна быть утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В связи с ее отсутствием в настоящее время рекомендуется использовать форму N Р14002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества".
Обратите внимание! Данная форма приведена в качестве приложения к письму и размещена на сайте ФНС в сети Интернет по адресу www.nalog.ru в разделе "государственная регистрация и учет налогоплательщиков".
Итак, обязанность акционерного общества по представлению сведений о размере чистых активов возникает начиная с оценки их стоимости по состоянию на 31.12.2009. Соответственно, первый срок представления заявлений истек 31 марта 2010 года. Следующие сроки подачи сведений в текущем году - до 30 апреля, 30 июля и 30 октября включительно.
Если акционерное общество представило указанные сведения до выхода Письма N МН-37-6/2212 в виде заявления по форме N Р14001 *(2), то повторно представлять сведения по новой форме не требуется.
Заявителем при представлении этих сведений может быть лицо, действующее от имени акционерного общества без доверенности. Подлинность подписи данного лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
К сведению. Непредставление или несвоевременное представление сведений о стоимости чистых активов является административным правонарушением и подпадает под действие ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Соответствующие дела о привлечении к ответственности возбуждаются после 10 июня 2010 года. В рассматриваемом случае в соответствии со ст. 23.61 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении вправе составлять сотрудники налогового органа. Дела указанной категории рассматривает начальник инспекции. Таким образом, лицо, являющееся единоличным исполнительным органом общества (директор, генеральный директор), может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
В сложившейся ситуации (как следует из вопроса, акционерное общество не представило сведения о стоимости чистых активов в сроки до 31 марта и 30 апреля 2010 года (включительно)) становится актуальным вопрос о возможности избежания директором уплаты штрафа. Полагаем, с этой целью можно сослаться:
- на истечение срока давности;
- на нарушение налоговым органом правил привлечения генерального директора компании к административной ответственности.
Как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности составляет два месяца и начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. Но если правонарушение признают длящимся*(3), то указанный срок начинает исчисляться уже со дня обнаружения налоговым органом административного правонарушения.
Налоговые органы считают возможным составлять протоколы о наложении штрафа практически в любое время, так как, по их мнению, нарушение срока представления информации является длящимся правонарушением (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 04.08.2006 N 09-10/69306@).
Однако у арбитров, рассматривавших дела о взыскании штрафов по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, на этот счет иное мнение. Суды считают, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения. Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося (Определение ВАС РФ от 18.10.2007 N 13793/07, постановления ФАС СЗО от 12.05.2008 N А52-5031/2007, ФАС ВВО от 06.02.2008 N А29-5557/2007, ФАС ЗСО от 14.05.2009 N Ф04-2773/2009(6049-А27-32), ФАС МО от 05.09.2008 N КА-А41/7410-08 и др.).
Примечание. Непредставление сведений в налоговый орган не признается длящимся правонарушением, поэтому спустя два месяца после истечения установленного срока подачи заявления штраф не может быть наложен.
Пристальное внимание необходимо также обратить на правила составления постановления о привлечении генерального директора компании к административной ответственности, которые обязан соблюдать налоговый орган. В Письме от 02.08.2007 N 34-25/073603 столичное налоговое ведомство разъяснило, что в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ протокол об административном правонарушении признается вынесенным неправомерно в случаях, когда в нем отсутствует отметка о разъяснении генеральному директору его прав, предусмотренных КоАП РФ, отметка о вручении ему копии протокола, а также запись о том, что он был ознакомлен с протоколом, отказался подписывать протокол и получать его копию (ст. 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения генерального директора к административной ответственности.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела или если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В случае если генеральный директор организации надлежащим образом не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, постановление о привлечении генерального директора компании к административной ответственности вынесено инспекцией неправомерно. Следовательно, обратившись в суд, можно добиться его отмены (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление ФАС УО от 09.02.2010 N Ф09-181/10-С1 и т.д.).
* * *
Законодатель возложил на акционерные общества обязанность ежеквартально сообщать в налоговый орган об изменении величины чистых активов. Сроки подачи заявления совпадают со сроками представления бухгалтерской отчетности. Подлинность подписи директора (генерального директора) на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Непредставление или несвоевременное представление сведений влечет наложение штрафа на руководителя предприятия в сумме 5 000 руб. При этом законодательство предоставляет право оспорить незаконное постановление о привлечении генерального директора к административной ответственности, например, если прошло более двух месяцев с момента истечения установленного срока подачи сведений.
Д.В. Дурново,
главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
1 июля 2010 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 31.12.2009 в ЕГРЮЛ должны также вноситься сведения о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала (если принято решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов).
*(2) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2010 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
*(3) В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 указано, что под длящимся административным правонарушением понимается такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"