Третейский суд: поиск истины "на стороне"
Споры между хозяйствующими субъектами и контрагентами в частности могут рассматривать не только арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Стороны могут заключить между собой соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда. Причем желательно сделать это заранее, до возникновения спорной ситуации. В связи с этим более подробно остановимся на том, какие бывают третейские суды, какие споры они могут рассматривать и что необходимо предпринять, чтобы возникший спор подлежал рассмотрению в третейском суде.
Основной нормативный документ, который устанавливает правовые основы деятельности третейских судов в России, - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах). Он определяет порядок образования и деятельности третейских судов, порядок передачи споров в такие суды, процедуру рассмотрения спора и исполнения решения по нему, а также вопросы, связанные с расходами на третейское разбирательство.
О судах
В силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" третейские суды не входят в российскую судебную систему. Соответственно их решения не являются актами правосудия.
При рассмотрении споров третейские суды руководствуются теми же источниками, что и государственные суды: нормативно-правовой базой, международными договорами, обычаями делового оборота, аналогией закона. В настоящее время в России насчитывается порядка 500 третейских судов.
Третейские суды бывают двух видов: постоянно действующие и образованные сторонами для решения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды
Их могут образовать только юридические лица и их объединения. Обычно постоянные третейские суды функционируют при торгово-промышленных палатах, правозащитных организациях, биржах, общественных объединениях предпринимателей и потребителей, их ассоциациях и союзах, компаниях юридической направленности.
Однако не любые юридические лица вправе образовать третейский суд. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 22 июня 2005 г. N КГ-А40/5132-05 разъяснено: постоянно действующие третейские суды не могут быть созданы при органах публичной власти, в том числе наделенных правами юридического лица (при различных министерствах, ведомствах, управлениях и т.п.). Такое правило объясняется тем, что данные организации могут прямо или косвенно использовать свои властные полномочия, а это противоречит природе третейского суда и рассматриваемых им споров. Так, указанным постановлением создание постоянно действующего третейского суда для разрешения экономических споров при государственном ведомственном вузе признано не соответствующим требованиям Закона о третейских судах.
К основным документам постоянно действующего третейского суда относятся:
- решение об образовании суда;
- положение о суде (например, Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате России (утв. приказом ТПП РФ от 22 июля 2006 г. N 48), Регламент Страховой арбитражной комиссии - Третейского суда для разрешения экономических споров при Всероссийском союзе страховщиков (утв. президиумом Всероссийского союза страховщиков 30 сентября 1997 г., протокол N 7));
- утвержденный список третейских судей (может носить для сторон обязательный или рекомендательный характер).
Третейские суды для разрешения конкретного спора
Порядок образования таких судов и правила третейского разбирательства стороны определяют сами, но с обязательным учетом положений Закона о третейских судах.
О спорах
По общему правилу третейский суд может рассмотреть любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Таким образом, третейские суды имеют право рассматривать только так называемые частноправовые споры (в которых стороной не может выступать орган публичной власти и которые не относятся к сфере административных, налоговых и иных публичных правоотношений). Например, третейский суд не вправе рассматривать:
- дела о банкротстве граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, так как это в компетенции исключительно арбитражных судов (п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
- споры об исполнении налоговой обязанности (однако может рассмотреть спор об исполнении сторонами добровольно принятого на себя на основании гражданского договора (соглашения) обязательства возместить расходы, понесенные одной из сторон в связи с уплатой налога) (определение ВАС РФ от 7 февраля 2008 г. N 15575/07 по делу N А75-4175/2007);
- споры, связанные с неисполнением актов арбитражных судов (определение ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 1120/07 по делу N А72-4378/06-25/216);
- требования об индексации присужденных судом денежных средств (определение ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 1120/07 по делу N А72-4378/06-25/216);
- споры о вселении и выселении, о препятствиях в пользовании зданием и земельным участком (определение ВАС РФ от 21 декабря 2006 г. N 15435/06 по делу N А40-14693/06-23-158 и др.);
- споры о признании права собственности на недвижимое имущество (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 ноября 2008 г. по делу N А38-2023/2008-22-34 и др.).
Иногда представители бизнеса пытаются использовать третейские суды как инструмент обхода закона. Интересный случай рассмотрен в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2009 г. по делу N А79-9393/2009. Фирма и ее дочернее предприятие передали на рассмотрение третейского суда спор о признании права собственности фирмы на объекты недвижимости, составляющие конкурсную массу и по итогам торгов на основании договора купли-продажи подлежащие передаче фирме от дочернего предприятия. Третейский суд вынес решение в пользу фирмы, однако арбитражный суд отменил решение третейского суда на том основании, что оно нарушает основополагающие принципы российского права. Признано, что фирма и ее дочернее предприятие при передаче спора в третейский суд преследовали цель уклониться от соблюдения установленного законом порядка регистрации прав на недвижимость. То есть налицо обход закона и создание видимости частноправового спора с целью получить формальные основания регистрации права на недвижимость. Арбитры указали, что такое положение подменяет законные функции государственных органов по регистрации прав на недвижимое имущество и противоречит публичному порядку.
Аналогичное дело рассмотрено в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2010 г. N ВАС-5417/10 по делу N А40-93326/09-8-758. Высшие арбитры заключили, что решение третейского суда о признании права собственности на акции было вынесено при отсутствии спора между сторонами третейского разбирательства и с намерением преодолеть арест акций, наложенный судом общей юрисдикции и арбитражным судом.
Как показывают многочисленные акты арбитражных судов об отмене решений третейских судов, на практике бывает довольно сложно определить наличие в конкретном споре составляющей публичных правоотношений. В связи с этим третейские суды часто принимают к рассмотрению споры, которые они не полномочны разрешать. А все дело в том, что третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор (п. 1 ст. 17 Закона о третейских судах). К примеру, до сих пор не выработаны единообразные подходы к определению компетенции третейских судов по спорам об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество (определение ВАС РФ от 11 марта 2010 г. N ВАС-530/10 по делу N А65-9868/2009-СГ5-52). Этот вопрос сейчас решает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Условия передачи спора в третейский суд
Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда на основании заключенного между сторонами третейского соглашения. Оно представляет собой отдельный документ или одно из его положений и содержит указание о подведомственности спора третейскому суду. При этом в рамках конкретного правоотношения третейское соглашение может предусматривать передачу на рассмотрение третейского суда всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами (п. 2 ст. 5 Закона о третейских судах).
Имейте в виду: рассмотрение спора государственным судом (общей юрисдикции или арбитражным) не препятствует передаче спора в третейский суд. Главное условие: третейское соглашение по спору надо успеть заключить до принятия решения государственным судом по существу спора.
Внимание! Недействительность договора не влечет за собой в силу закона недействительность третейской оговорки (п. 1 ст. 17 Закона о третейских судах). Условие договора о рассмотрении в третейском суде всех возникающих по договору споров носит автономный характер, не прекращает действовать и не утрачивает силы по истечении срока действия договора (п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов").
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона о третейских судах, особое правило действует в отношении договоров присоединения. Это такие договоры, условия которых определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной только путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). По таким договорам третейское соглашение можно заключить только после возникновения основания для предъявления иска.
И самое главное требование: третейское соглашение необходимо оформить надлежащим образом, иначе оно считается незаключенным.
Требования к третейскому соглашению содержатся в статье 7 Закона о третейских судах. Оно всегда заключается в письменной форме. Это может быть:
- документ, подписанный сторонами (подпись главного бухгалтера организации - стороны соглашения не нужна);
- обмен письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, которые обеспечивают фиксацию соглашения.
Таким образом, условие о передаче спора на разрешение в третейский суд может быть зафиксировано:
- в отдельном документе (третейское соглашение);
- как ссылка в договоре на другой документ;
- как один из пунктов договора (третейская оговорка);
- как дополнительное соглашение к договору.
Когда условие о передаче спора на разрешение третейского суда оформлено как ссылка в договоре на другой документ, такая ссылка признается третейским соглашением при соблюдении двух условий:
- договор заключен в письменной форме;
- ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
По общему правилу, при передаче спора в постоянно действующий третейский суд его правила становятся неотъемлемой частью третейского соглашения. Однако стороны могут договориться об ином.
Приведем пример третейской оговорки как одного из пунктов договора (см. документ).
Примечание. 7.1. Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего Договора (соглашения) или в связи с ним либо вытекающие из него, в том числе касающиеся его существования, исполнения, изменения, нарушения, прекращения или недействительности (полностью или частично), подлежат разрешению в городе Москве Третейским судом при ******** (полное наименование организации и адрес) в соответствии с правилами данного суда (ссылка на реквизиты документа и (или) на сайт в Интернете). Определение единоличной или коллегиальной формы третейского разбирательства, а также третейских судей осуществляется в соответствии с Регламентом Третейского суда. Стороны ознакомлены с Регламентом Третейского суда при ********, размерами и условиями оплаты и взыскания третейского сбора. Стороны пришли к соглашению, что решение Третейского суда в силу ст. 40 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" является окончательным, обязательным для сторон и оспариванию не подлежит. Уведомление сторон осуществляется по адресам, указанным в настоящем Договоре.
Третейские расходы
Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, перечислены в пункте 1 статьи 15 Закона о третейских судах и включают:
гонорар третейских судей (определяется по утвержденным правилам постоянно действующего третейского суда либо по соглашению сторон с учетом цены иска, сложности спора, затраченного времени на рассмотрение и др.);
расходы третейских судей в связи с участием в разбирательстве, в том числе оплату проезда к месту рассмотрения спора;
выплаты экспертам и переводчикам;
расходы третейских судей в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
расходы, понесенные свидетелями;
оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;
расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
иные расходы, которые определит третейский суд.
В любом случае третейские расходы несут стороны спора. Такие расходы уплачиваются в виде третейского сбора при подаче искового заявления в постоянно действующий арбитражный суд либо распределяются между сторонами.
Распределение расходов производит третейский суд на основании соглашения сторон, а при его отсутствии - пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям (п. 1 ст. 16 Закона о третейских судах).
Третейское разбирательство
Разрешение спора в третейском суде в общем проходит на основе правил и принципов, свойственных государственным судам, и регламентировано Законом о третейских судах:
- единоличное и коллегиальное рассмотрение споров (п. 2 ст. 8);
- требования к кандидатуре судьи (ст. 8);
- состав третейского суда (ст. 9 и 10);
- отвод и замена судьи (ст. 11-14);
- конфиденциальность, независимость и беспристрастность судей (ст. 18 и 22);
- законность (ст. 18);
- применение обычаев делового оборота (п. 4 ст. 6);
- диспозитивность, состязательность и равноправие сторон (ст. 18);
- язык третейского разбирательства (ст. 21);
- встречный иск и зачет встречных требований (ст. 24);
- обеспечительные меры (ст. 25);
- представление доказательств (ст. 26 и 28);
- назначение экспертизы (ст. 29) и др.
К сведению. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, если на то нет согласия сторон (их правопреемников). Допрос третейского судьи как свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства, не допустим (ст. 22 Закона о третейских судах).
Решение третейского суда
Решение третейского суда стороны обязаны исполнить добровольно в порядке и сроки, которые установлены в самом решении.
Если решение третейского суда не исполнено добровольно (немедленно или в установленный в нем срок), другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа с целью принудительно исполнить решение третейского суда.
На основании статьи 34 Закона о третейских судах в течение 10 дней после получения решения по заявлению любой стороны третейский суд может принять дополнительное решение. Оно принимается, когда не все заявленные требования отражены в итоговом решении. В аналогичном порядке суд вправе вынести определение, которым разъяснит ранее принятое решение по спору (ст. 35 Закона о третейских судах).
Имейте в виду: в третейском соглашении стороны могут указать, что решение третейского суда по спору окончательно и обжалованию не подлежит. Если такого положения нет, то решение можно оспорить.
Рассмотрение спора в третейском суде может завершиться утверждением по ходатайству сторон мирового соглашения, если оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц (п. 3 ст. 32 Закона о третейских судах).
Оспаривание и отмена решения третейского суда
Чтобы оспорить решение третейского суда, стороне следует подать заявление об отмене решения в течение трех месяцев со дня получения этой стороной решения по спору (ст. 40 Закона о третейских судах). Имейте в виду: заявление подается уже в компетентный государственный суд, то есть соответствующий арбитражный суд субъекта РФ или суд общей юрисдикции, на территории которого принято решение третейского суда.
Порядок оспаривания установлен главой 46 Гражданского процессуального кодекса и параграфом 1 главы 30 Арбитражного процессуального кодекса.
Внимание! Решения и дела третейского суда, созданного для разрешения конкретного спора, хранятся в соответствующем арбитражном суде субъекта РФ либо районном суде (ст. 39 Закона о третейских судах).
Дела, рассмотренные постоянно действующим третейским судом, хранятся в данном суде в течение пяти лет с даты принятия решений по ним (правилами суда может быть установлен иной срок).
Решение третейского суда будет отменено, если сторона докажет, что (ст. 421 ГПК РФ, ст. 233 АПК РФ и ст. 42 Закона о третейских судах):
1) третейское соглашение недействительно (нарушены требования к форме и содержанию);
2) сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения (в этом случае возможна отмена решения в части, которая затрагивает вопросы, не охватываемые третейским соглашением);
4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствуют третейскому соглашению или закону.
К сведению. Государственная пошлина при подаче в суд общей юрисдикции (п. 1 ст. 333.19 НК РФ):
а) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда - 1500 рублей;
б) заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 200 рублей;
в) заявления об отмене решения третейского суда - 1500 рублей.
Государственная пошлина при подаче в арбитражный суд (п. 1 ст. 333.21 НК РФ):
а) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда - 2000 рублей;
б) заявления об обеспечении иска - 2000 рублей;
в) заявления об отмене решения третейского суда - 2000 рублей;
г) апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или)на определения суда о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (т.е. 50 процентов от 4000 руб.).
Суд также отменит решение третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства;
2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Спор не может в дальнейшем рассматриваться в третейском суде, если решение третейского суда отменено государственным судом полностью или частично по одной из следующих причин (ст. 43 Закона о третейских судах):
- недействительность третейского соглашения;
- спор не предусмотрен третейским соглашением;
- спор не подпадает под условия третейского соглашения;
- решение третейского суда затрагивает вопросы, не охватываемые третейским соглашением.
Исполнение решения третейского суда
По общему правилу решение третейского суда исполняется добровольно. Порядок и сроки устанавливаются в самом решении. Если срок в решении не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению (п. 2 ст. 44 Закона о третейских судах). Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению.
Принудительное исполнение осуществляется по правилам исполнительного производства, которые действуют на момент исполнения решения третейского суда. Такие правила содержатся в главе 47 Гражданского процессуального кодекса и параграфе 2 главы 30 Арбитражного процессуального кодекса.
Общая схема такова: сторона, в пользу которой вынесено решение, подает в государственный суд заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и прилагает необходимые документы. Срок подачи заявления - три года со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда (п. 4 ст. 45 Закона о третейских судах).
Имейте в виду: заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения другой стороны либо (если место жительства или место нахождения неизвестно) по месту нахождения имущества такой стороны (часть 2 ст. 423 ГПК РФ и часть 3 ст. 236 АПК РФ).
Государственные суды вправе отказать в выдаче исполнительного листа по тем же основаниям, что при отмене решения третейского суда (см. подраздел выше).
Третейский суд - это эффективное средство разрешения конфликтов между хозяйствующими субъектами. Фактически он заменяет собой государственные суды. Если третейский суд вынесет решение в вашу пользу, дополнительных шагов вообще не потребуется либо необходимо будет получить лишь исполнительный лист. Третейские суды довольно оперативно рассматривают споры, в отличие от государственных судов. Непосредственно третейские судьи - профессионалы в одной области, в конкретной узкой специализации (по сравнению с судьями государственных судов). Однако затраты на разрешение спора в третейском суде в разы превышают аналогичные расходы на рассмотрение споров в государственных судах.
Комментарий специалиста
Антон Скворцов, к.ю.н., юрист компании "Гарант":
"Третейское разбирательство (арбитраж) является эффективным способом разрешения частноправового спора из предпринимательских правоотношений, даже принимая во внимание ограниченность компетенции российского арбитражного рассмотрения, особенно в области вещных прав, процессуальные трудности принудительного исполнения обеспечительных мер и окончательного решения на территории России, а также институциональные риски постоянного изменения законодательства.
Вместе с тем незначительная история существования третейских судов в современной России и невыработанность единообразной практики, потенциальная непрогнозируемость мотивировочной и резолютивной части решения, за исключением, на мой взгляд, практики Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при ТПП России, не позволяют российским третейским судам при всех своих положительных свойствах быть в сфере рассмотрения коммерческих споров более привлекательными, чем компетентные государственные суды. Отметим также, что тексты значимых для сторон экспортно-импортных и инвестиционных договоров с иностранными лицами, включая офшорные компании, аффилированные с российскими, кроме возможных указаний о применении иностранного права к отдельным положениям договора, как правило, содержат арбитражные оговорки, упоминающие "более дорогие" постоянно действующие арбитражи Англии, Голландии, Швейцарии и Швеции".
В. Бельковец,
редактор-эксперт по правовым вопросам
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.