Обязательность унифицированных форм первичной учетной документации
На неприменение унифицированных форм первичной учетной документации или недостатки в их оформлении обращают внимание налоговые органы, что нередко служит предметом судебных разбирательств. Является ли обязательным применение этих форм?
Унификация форм первичной учетной документации. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов по формам, установленным соответствующим федеральным органом исполнительной власти. О каких формах идет речь и являются ли таковыми унифицированные формы первичной учетной документации?
Понятие унифицированных форм первичной учетной документации фигурирует в Законе о бухгалтерском учете. Им установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 данного закона. Альбомы унифицированных форм были утверждены Госкомстатом России, но не по всем разделам учета (табл. 1). Как видно, альбомы не были сформированы для унифицированных форм по учету нематериальных активов, материалов, основных средств, труда и его оплаты, работ строительных механизмов, кассовых операций, результатов инвентаризации.
Понятие "альбом унифицированных форм" расширительному толкованию не подлежит, а перечень действующих альбомов, приведенный в табл. 1, является исчерпывающим.
Постановление Правительства РФ от 08.07.97 N 835 возложило функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм на Госкомстат России, который в дальнейшем был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат России). Однако последняя какими-либо полномочиями в отношении унифицированных форм наделена не была.
Таблица 1
Перечень альбомов унифицированных форм первичной учетной документации
Наименование альбома | Источник |
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья | Постановление Госкомстата России от 29.09.97 N 68 |
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании | Постановление Госкомстата России от 25.12.98 N 132 |
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и в комиссионной торговле | |
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ | |
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) | |
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, ТМЦ в местах хранения | Постановление Госкомстата России от 09.08.99 N 66 |
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ | Постановление Госкомстата России от 11.11.99 N 100 |
Признание постановлений федеральных органов исполнительной власти как нормативно-правовых актов. Обратимся к постановлению Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, которым были утверждены правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Правила).
В период утверждения постановлений по унифицированным формам Госкомстат России являлся федеральным органом исполнительной власти.
Содержание Правил позволяет определить правовой статус постановлений Госкомстата России, утвердивших унифицированные формы. К нормативно-правовым актам (НПА) относится документ, направленный на установление общеобязательного государственного предписания, рассчитанного на многократное применение.
Постановление федерального органа исполнительной власти обретает статус НПА при условии его регистрации Минюстом России. Сам факт, что оно издано во исполнение постановления Правительства РФ, еще не позволяет классифицировать его как НПА. Ни одно из интересующих нас постановлений Госкомстата России зарегистрировано в Минюсте России не было.
Акты, не требующие регистрации в Минюсте России, статуса НПА не приобретают, не содержат правовых норм, обязательных для всех организаций. Поэтому унифицированные формы, утвержденные постановлениями Госкомстата России, носят рекомендательный характер.
В этой связи заслуживают внимания письма Минфина России от 04.05.09 N 07-02-10/24 и ФНС России от 27.07.09 N 3-2-09/147, в которых сообщается, что Росстат России, Минфин России, ФНС России не имеют полномочий разъяснять применение форм первичных учетных документов. Поэтому письмо Минфина России от 01.08.01 N 16-00-14/364, запрещающее отступление от "альбомных" форм, на наш взгляд, применению не подлежит.
Порядок вступления в силу законов и НПА. Из п. 8 и 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763, в котором изложен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, следует, что НПА федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На них нельзя ссылаться при разрешении споров. Аналогичная позиция изложена в определениях Конституционного суда РФ от 02.03.06 N 58-О и от 02.11.06 N 537-О.
Государственная регистрация НПА предполагает присвоение ему регистрационного номера. Следовательно, ссылки в налоговых спорах на постановления Госкомстата России об утверждении унифицированных форм неправомерны.
Налоговые споры по вопросу применения унифицированных форм. Использование норм Указа N 763 не раз позволяло компаниям выигрывать налоговые споры в арбитражных судах (табл. 2).
Сегодня арбитражная практика по вопросу применения унифицированных форм складывается в основном в пользу налогоплательщиков.
Унифицированные формы для кассовых операций. Согласно п. 12 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Банком России 22.09.93 N 40 (Порядок), кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России. Порядок считается нормативным правовым актом на основании приказа Банка России от 01.12.92 N 02-209. Из него следует, что постановление Госкомстата России, утверждающее типовые формы первичной документации, имеет межведомственный характер. Пункт 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации отождествляет типовые формы с унифицированными.
Таблица 2
Применение Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 в налоговых спорах
Судебное решение | Аргументы суда |
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.08 N 09АП-11557/2008-АК | Требования к составлению первичных учетных документов по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, в отличие от бухгалтерского учета при наличии прямой ссылки в профильном законе, не могут быть распространены на налоговый учет, так как унифицированные формы N КС-2 и N КС-3 считаются для законодательства не вступившими в силу и не подлежащими применению |
Постановление ФАС Поволжского округа от 08.05.09 N А12-17574/2008 | Постановление Госкомстата России от 28.11.97 N 78 опубликовано в официальных изданиях не было, в связи с чем не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. В случае же, если постановление Госкомстата России от 28.11.97 N 78 не подлежит регистрации и опубликованию, как не затрагивающее права и обязанности юридических и физических лиц, ссылка налогового органа на неисполнение обязанности по применению форм первичных учетных документов тем более является необоснованной |
Постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.09 N А55-16309/2008 | Организация вправе применять не обязательные для нее официально не опубликованные формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, или иные первичные учетные документы, соответствующие обязательным требованиям, установленным ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" |
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.07, от 26.03.07 N 09АП-1769/2007-АК | На момент принятия постановления N 132 от 25.12.98 Госкомстат России в соответствии с Указом Президента РФ N 1177 от 14.08.96 относился к федеральным органам исполнительной власти. Следовательно, названное постановление должно было пройти процедуру регистрации в Минюсте России и опубликовано в официальном издании. Однако до настоящего времени данное постановление не представлялось для государственной регистрации и не опубликовано в официальных изданиях. Таким образом, организация вправе была не применять унифицированную форму товарно-транспортной накладной, содержащуюся в вышеназванном постановлении |
Но постановление Госкомстата России от 18.08.98 N 88 в Минюсте России не зарегистрировано. Следовательно, унифицированные формы по кассовым операциям, по нашему мнению, не являются обязательными.
Применимы ли унифицированные формы для малого бизнеса? В п. 5 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ N 64н) сказано, что малые предприятия могут применять самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете. Эта позиция поддержана и в определении ВАС РФ от 10.04.08 N 3856/08. Тем не менее ссылаться на приказ N 64н не рекомендуется. Почему?
Во-первых, он не зарегистрирован в Минюсте России, а значит, не является НПА. Поэтому ссылка на него может быть оспорена налоговым органом; во-вторых, Типовые рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ, который утратил силу с 01.01.08 в связи с принятием Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ.
А главное - критерии малых предприятий, содержащиеся в старом и новом законах, не совпадают.
В заключение отметим, что нередко бухгалтеры недооценивают требование п. 4 ПБУ 1/2008 об утверждении форм первичных учетных документов в учетной политике, которое не содержит упоминания об унифицированных формах. Однако неправильно считать, что организация вправе отказаться от использования унифицированных форм. Необходимо либо разработать свои собственные формы, либо определить, какие реквизиты унифицированных форм можно использовать.
Организация не имеет влияния на учетную политику своих контрагентов. А ввиду необязательности унифицированных форм она не вправе требовать их соблюдения от контрагентов. Однако позаботиться о качестве документов, которые организация получает от них, можно на стадии заключения договора. Выполнения согласованного условия можно добиться от контрагента в судебном порядке.
Е.Ю. Диркова,
НИФИ Академии бюджета и казначейства Минфина России
"Бухгалтерский учет", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.