Очередные изменения в НК РФ на предстоящий год
За антикризисными поправками следуют посткризисные изменения, приводящие отдельные нормы законодательства в исходное состояние. В некоторой степени таким образом можно охарактеризовать новый Закон N 229-ФЗ*(1), уточняющий ряд положений обеих частей НК РФ. В статье выделим те новшества налогообложения, с которыми, возможно, придется иметь дело бухгалтеру транспортной компании в ближайшем будущем.
Уточнения в расчеты по транспортному налогу
Перемены в нормативном регулировании транспортного налога волнуют перевозчиков больше других, но мы спешим их успокоить. Изменений пока немного и в основном они носят уточняющий характер. В частности, упразднена обязанность по предоставлению налоговых расчетов по авансовым платежам. В то же время это не снимает с организации обязанности по уплате авансовых платежей, если региональным законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 363 НК РФ). Отчитываться организация-налогоплательщик будет только по итогам налогового периода, представляя налоговую декларацию. Кстати, ее форму будет утверждать не Минфин, а ФНС. Есть отдельное дополнение для физических лиц - плательщиков транспортного налога. Для них срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. "в" п. 46 ст. 2 Закона N 229-ФЗ, абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ).
К сведению. При установлении региональных налогов органы власти субъектов могут вводить только те элементы налогообложения, которые не установлены Налоговым кодексом (абз. 3 п. 3 ст. 12 НК РФ). То же самое касается местных налогов, в отношении которых местные органы власти могут проявлять инициативу там, где это не сделал федеральный законодатель (абз. 5 п. 4 ст. 12 НК РФ).
Счета-фактуры: бумажный или электронный формат?
Закон N 229-ФЗ дал зеленый свет составлению счетов-фактур в электронном виде. При этом продолжает действовать общепринятый способ оформления счетов-фактур на бумажном носителе. То есть у налогоплательщика есть выбор одного из названных вариантов, что важно для небольших организаций, не пользующихся преимуществами электронного документооборота. Но даже им следует знать, что счета-фактуры могут не только "выписываться", как раньше (на бумаге), но и "составляться" (в электронном формате).
По новым правилам счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами. Но даже те, у кого есть данные возможности, пока не могут составлять счета-фактуры в таком виде. Финансовому и налоговому ведомству нужно разработать ряд подзаконных документов, чтобы налогоплательщики смогли воспользоваться правом составлять счета-фактуры в электронном формате. В частности, Минфину предстоит утвердить порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Это нужно для выполнения требования закона: счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (другим распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством. За ФНС остается утверждение форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде (абз. "е" п. 4 ст. 2 Закона N 229-ФЗ).
Когда уполномоченные органы разработают и утвердят необходимые документы, не известно, в законе сроков не установлено. Но в любом случае у налогоплательщиков сейчас нет причин для паники, за ними остается право выписывать счета-фактуры на бумажном носителе, а значит, партнеры не останутся без налогового вычета.
Изменение стоимости амортизируемого имущества
Со следующего года в два раза повышается стоимостный ценз амортизируемого имущества (основных средств). Поправки, увеличивающие порог до 40 000 руб., внесены в абз. 1 п. 1 ст. 256 и 257 НК РФ. Очевидно, что применять их нужно ко вновь вводимому в эксплуатацию амортизируемому имуществу. По амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию до 01.01.2011, следует продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости*(2).
Заметим, изменение по стоимости основных средств внесено в правила налогообложения, а в отношении бухучета аналогичный абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" остался без перемен. Это значит, что как минимум в интервале от 20 000 до 40 000 руб. стоимости имущества между бухучетом и налогообложением возможны расхождения. Для целей налогообложения стоимость такого имущества, не являющегося амортизируемым, будет списываться на текущие расходы, в бухгалтерском учете - в составе амортизации основных средств. Разница будет налогооблагаемой, формирующей отложенное налоговое обязательство.
Пример 1
Организация приобрела оборудование для автомобиля за 36 000 руб. (без НДС). В бухгалтерском учете имущество включено в состав объектов основных средств со сроком полезного использования три года. Для целей налогообложения его стоимость входит в состав материальных расходов текущего отчетного периода.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб |
Оборудование приобретено организацией | 36 000 | ||
Произведены расчеты с поставщиком имущества | 36 000 | ||
Имущество включено в состав основных средств | 36 000 | ||
Отражено отложенное налоговое обязательство (36 000 руб. x 20%) | 7 200 | ||
Отражена амортизация по оборудованию | 1 000 | ||
Списано отложенное налоговое обязательство | 200 |
В интервале стоимости имущества до 20 000 руб. между бухучетом и налогообложением можно избежать расхождений (если отнести ценности в состав МПЗ), то же самое следует сказать про имущество, оценка которого более 40 000 руб. (его можно считать объектом ОС как для целей учета, так и для целей налогообложения). Хотя если организация применяет в налоговом учете амортизационную премию, временные разницы неизбежны, они будут формировать отложенное налоговое обязательство, списываемое в течение срока начисления амортизации оборудования в учете.
Уточнены учитываемые налоги, сборы и взносы
Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин, начисленных в установленном законодательством порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при расчете налога на прибыль. Такая достаточно общая формулировка пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ вызывает у налогоплательщиков и налоговиков разночтения, к тому же в данном подпункте не принимается во внимание следующий факт: с 2010 года вместо канувшего в лету ЕСН введены страховые взносы во внебюджетные фонды*(3). Законодатель исправил этот недостаток и в обновленной редакции пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешил учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, страховые взносы:
- в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование;
- в Фонд социального страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
В данном списке нет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, их можно отнести на прочие расходы по другому основанию - в силу пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ, в котором непосредственно указаны данные взносы в ФСС (Письмо Минфина РФ от 08.06.2010 N 03-03-06/1/386). При этом нужно иметь в виду, что все перечисленные взносы учитываются при налогообложении прибыли независимо от того, на какие выплаты и вознаграждения работникам они начисляются (на учитываемые или не учитываемые при расчете налога). Статья 270 НК РФ, запрещающая учитывать отдельные расходы, не содержит норм, не позволяющих учесть при налогообложении взносы, начисленные на вознаграждения, исключаемые из расчета налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260).
Доходы и расходы в валюте
Внесены уточнения в нормы признания внереализационных доходов и расходов, связанных с расчетами в иностранной валюте. Из подпункта 7 п. 4 ст. 271 НК РФ и пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ исключены доходы в виде положительной и расходы в виде отрицательной курсовой разницы, которые могут возникнуть по авансам. Это лишний раз подтверждает, что в налоговом учете, как и в бухгалтерском, авансы (предоплаты) не переоцениваются. Однако остается неясность в части признания самой выручки и стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), которая, как и раньше, пересчитывается в рубли на дату реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) (абз. 3 ст. 316, п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ). В итоге вопрос о признании доходов (расходов) на дату получения (перечисления) аванса (предоплаты) или на дату их фактического осуществления остается открытым. Чтобы его решить, нужно внести в гл. 25 НК РФ дополнительные изменения, исключающие для правоприменителей двоякое толкование норм законодательства (см. Письмо ФНС РФ от 12.01.2010 N 3-2-06/1).
Расходы обслуживающих хозяйств
Важное уточнение внесено в порядок признания расходов обслуживающих производств и хозяйств. Сейчас учитывать такие расходы в полном объеме (даже если получен убыток) могут градообразующие организации. В новой формулировке фактические расходы на содержание указанных объектов могут также учитывать плательщики, численность работников которых - не менее 25% численности работающего населения пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда (абз. "а" п. 28 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). Этим правом могут воспользоваться и организации с указанной численностью, в состав которых входят подразделения по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы. О том, что именно относится к таким объектам, сказано в ч. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ, которые остаются действующими в отличие от других норм.
В частности, больше не придется обращаться к ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ, которые закрепляли право субъектов РФ (городов Москвы и Санкт-Петербурга) устанавливать нормативы по учету расходов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств, если налогоплательщики получали убыток и на их территории отсутствовали специализированные организации для сравнения (абз. "б" п. 28 ст. 1 Закона N 229-ФЗ).
В итоге у налогоплательщиков, имеющих обслуживающие производства и хозяйства, остается два варианта учета полученных ими убытков: либо они включают их в состав расходов в полной сумме при выполнении установленных в ст. 275.1 НК РФ условий, либо убыток обслуживающих подразделений переносится на срок, не превышающий десяти лет. При этом организация вправе направить на их погашение только прибыль, полученную при осуществлении соответствующих "обслуживающих" видов деятельности. Если такой прибыли не будет, то очевидно, что убытки будут лишь копиться и не учитываться при налогообложении. Этого можно избежать, если постараться выполнить условия абз. 5-8 ст. 275.1 НК РФ, касающиеся всех организаций.
Изменены ограничения для налогового учета процентов
В статью 269 НК РФ внесено столько изменений, сколько, наверное, не вносилось ни в одну другую статью гл. 25 НК РФ, но это не останавливает законодателя, и Закон N 229-ФЗ не стал исключением. Во-первых, за налогоплательщиком сохранено право выбора налогового учета процентов (исходя из уровня сопоставимых обязательств или по фиксированной ставке, кратной ставке рефинансирования ЦБ). Во-вторых, установлено два временных интервала: 2010 год (с 1 января по 31 декабря) и 2011-2012 годы, в течение каждого из которых будет применяться своя фиксированная ставка.
Основные поправки "процентного" налогообложения | |
С 1 января по 31 декабря 2010 года | С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года |
предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в валюте* | предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте |
В отношении процентов по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года | |
при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте | |
* Нельзя не отметить, что эта норма вводится задним числом. Дело в том, что действие абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ приостанавливалось несколькими нормативными актами. Последние среди них: Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ, который удваивал по рублевым обязательствам для налогообложения учетную ставку ЦБ РФ до 31.12.2009, и Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ, который распространил это правило на расходы в виде процентов по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года. Следовательно, в отношении иных долговых обязательств (возникших после 01.11.2009) налогоплательщику с 01.01.2010 ничего не оставалось, как применять ставку ЦБ, увеличенную в 1,1 раза, то есть возобновить действие абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ. В пользу названной позиции говорит хотя бы тот факт, что после подписания Закона N 229-ФЗ данная норма формально еще действует, но фактически уже утратила силу, поясним почему. |
Законодатель, так и не признав абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ недействующим (вероятно, с прицелом на непредсказуемое будущее), дополнил его важным уточнением "если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи". То, что предусмотрено этим пунктом, приведено в таблице выше. Как можно заметить, правила, введенные на 2010-2012 годы, не предполагают применение формально действующего абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ, поэтому в данном периоде налогоплательщикам следует исходить из норм нового п. 1.1 ст. 169 НК РФ, введенного абз. "б" п. 23 Закона N 229-ФЗ.
Возникает вопрос: нужно ли корректировать для целей налогообложения проценты, начисленные за период с 01.01.2010 по 30.06.2010? Если организация-заемщик не прочь сэкономить на налогах, она может представить в инспекцию уточненный расчет за прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Но есть ли в этом необходимость? Напомним, что с 2010 года вступила в силу поправка к Федеральному закону от 26.11.2008 N 224-ФЗ, согласно которой можно произвести пересчет налоговой базы в текущем периоде за ошибки (искажения) прошлых периодов, если они привели к излишней уплате налога. Согласитесь, это как раз наш случай: расходы, нормированные по ставке ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, меньше тех же расходов, нормированных в размере 1,8 от ставки рефинансирования, что привело к завышению налоговой базы за первое полугодие 2010 года.
Если бухгалтер хочет исправить такую несправедливость, он может произвести перерасчет в следующем отчетном (налоговом) периоде. Покажем, как это выглядит на цифрах.
Пример 2
Организация взяла в 2010 г. кредит в размере 6 млн. руб. на год с нефиксированной ставкой и с ежемесячным погашением части основного долга и процентов. В первом полугодии проценты учитывались в уменьшение прибыли не более 1,1 ставки ЦБ РФ. По итогам 9 месяцев в связи с вступлением в силу поправок в НК РФ в учетную политику внесены изменения, согласно которым за 9 месяцев в уменьшение прибыли учитываются проценты в пределах ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза*(4). Ставка кредита в I и II квартале составила 17%, в III квартале - 14%. Суммы основного долга и начисленных процентов за пользование кредитом приведены в таблице.
Реквизиты договора | Сумма долга, руб. | Период | Количество дней | Ставка | Проценты по договору, руб. | Ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза* | Налоговые проценты, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Договор 2010 | 6 000 000 | январь 2010 года | 31 | 17% | 86 630 | 9,08% | 46 271 |
5 500 000 | февраль 2010 года | 28 | 71 726 | 38 310 | |||
5 000 000 | март 2010 года | 31 | 72 192 | 38 559 | |||
4 500 000 | апрель 2010 года | 30 | 17% | 62 877 | 8,53% | 31 549 | |
4 000 000 | май 2010 года | 31 | 57 753 | 28 979 | |||
3 500 000 | июнь 2010 года | 30 | 48 904 | 24 538 | |||
* В расчет принимается ставка рефинансирования, действующая на конец отчетного периода (для I квартала - 8,25% (Указание ЦБ РФ от 26.03.2010 N 2415-У), для II квартала - 7,75% (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У)). В доказательство такой позиции можно привести Письмо Минфина РФ от 09.06.2009 N 03-03-06/1/383. Произведем расчет с применением нового ограничения процентов - ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. |
В итоге за I квартал будет отражено процентов на сумму 230 548 руб., из них учитываемых для налога - только 123 140 руб., разница в 107 408 руб. будет формировать постоянное налоговое обязательство (ПНО) - 21 482 руб. (107 408 руб. x 20%). За II квартал будет отражено процентов 169 534 руб., из них учитываемых для налога - 85 066 руб., разница в 84 468 руб. будет формировать ПНО - 16 894 руб. (84 468 руб. x 20%).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В I квартале 2010 года | |||
Отражена в учете сумма начисленных процентов | 230 548 | ||
Оплачены предприятием проценты за месяц | 230 548 | ||
Отражено ПНО с не учитываемых для налога процентов | 21 482 | ||
Во II квартале 2010 года | |||
Отражена в учете сумма начисленных процентов | 169 534 | ||
Оплачены предприятием проценты за месяц | 169 534 | ||
Отражено ПНО с не учитываемых для налога процентов | 16 894 |
В III квартале нужно будет скорректировать расходы по предыдущим кварталам.
Реквизиты договора | Сумма долга, руб. | Период | Количество дней | Ставка | Проценты по договору, руб. | Ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,8 раза | Налоговые проценты, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Договор 2010 | 6 000 000 | январь 2010 года | 31 | 17% | 86 630 | 14,85% | 75 674 |
5 500 000 | февраль 2010 года | 28 | 71 726 | 62 655 | |||
5 000 000 | март 2010 года | 31 | 72 192 | 63 062 | |||
4 500 000 | апрель 2010 года | 30 | 17% | 62 877 | 13,95% | 51 596 | |
4 000 000 | май 2010 года | 31 | 57 753 | 47 392 | |||
3 500 000 | июнь 2010 года | 30 | 48 904 | 40 130 | |||
3 000 000 | июль 2010 года | 31 | 14% | 35 671 | 13,95% | 35 544 | |
2 500 000 | август 2010 года | 31 | 29 726 | 29 620 | |||
2 000 000 | сентябрь 2010 года | 30 | 23 014 | 22 932 |
По I кварталу учитываемые при налогообложении прибыли проценты составят 201 391 руб., разница с фактически начисленными процентами - 29 157 руб. (230 548 - 201 391), ПНО нужно скорректировать до величины 5 831 руб. (29 157 руб. x 20%). По II кварталу учитываемые при налогообложении прибыли проценты составят 139 118 руб., разница с фактически начисленными процентами - 30 416 руб. (169 534 - 139 118). ПНО нужно скорректировать до размера 6 083 руб. (30 416 руб. x 20%). За III квартал проценты будут отражены на сумму 88 411 руб., из них учитываемых для налога - 88 096 руб., разница в 315 руб. будет формировать ПНО - 63 руб. (315 руб. x 20%).
В бухгалтерском учете III квартала будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Корректировки по предыдущим периодам | |||
Сторно. ПНО по процентам I квартала (21 482 - 5 831) руб. | (15 651) | ||
Сторно. ПНО по процентам II квартала (16 894 - 6 084) ) руб.* | (10 810) | ||
Проценты за текущий квартал 2010 года | |||
Отражена в учете сумма начисленных процентов | 88 411 | ||
Оплачены предприятием проценты за месяц | 88 411 | ||
Отражено ПНО с не учитываемых для налога процентов | 63 | ||
* В бухгалтерском учете произведены корректирующие проводки в текущем периоде, то же самое можно сделать в налоговом учете при заполнении налоговой декларации, увеличив внереализационные расходы за III квартал на разницу процентов, ограниченных по старым и новым правилами, за I квартал - 78 251 руб. (201 391 - 123 140) и за II квартал - 54 052 руб. (139 118 - 85 066). В итоге за III квартал процентов будет больше на 132 303 руб., что, в свою очередь, подтверждается данными бухгалтерского учета, в котором ПНО скорректирован на 26 461 руб. ((15 651 + 10 811) или (132 303 x 20%)). |
Скажем несколько слов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года. Если кредит не погашен на 01.01.2010, то по процентам продолжает применяться ограничение (см. Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ) в размере двойной ставки рефинансирования до 30.06.2010. После этой даты проценты рассчитываются исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. Причем за прошедшее полугодие 2010 года проценты для налогообложения пересчитывать не нужно, так как для данных обязательств в указанный период приоритет имеет специальная норма об ограничении двойной ставкой рефинансирования, установленная Законом N 229-ФЗ.
Повышен ценз на уплату квартальных платежей
Право рассчитываться с бюджетом по итогам квартала сейчас предоставлено коммерческим организациям, выручка которых за предыдущие четыре квартала в среднем не превысила 3 млн. руб. (за каждый квартал). С 2011 года этот порог планируется увеличить до 10 млн. руб. (п. 31 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). То есть за предыдущие четыре квартала выручка не сможет превысить 40 млн. руб. или в месяц колебание показателя должно происходить вблизи граничной отметки 3,3 млн. руб. (в пределах 100 тыс. руб. в день). Для небольших фирм, оказывающих услуги, это вполне приемлемый показатель, позволяющий надеяться на уплату квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль.
Регистры налогового учета по НДФЛ
Нормы гл. 23 НК РФ обязывают организации, как налоговых агентов, вести учет доходов, полученных от них плательщиками НДФЛ. Форму регистра для ведения такого учета должен утвердить Минфин, но пока ее нет. В связи с этим чиновники рекомендовали налоговым агентам самостоятельно разработать документ по учету доходов налогоплательщиков или воспользоваться формой 1-НДФЛ, утвержденной ранее налоговиками (Письмо Минфина РФ от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6). Законодатель посчитал, что решать этот вопрос должен налоговый агент. Именно он будет самостоятельно разрабатывать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета по НДФЛ, данных "первички". Но существует условие к содержанию регистров: обязательны сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов согласно кодам, утверждаемым налоговиками, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога, реквизиты платежного документа (п. 16 ст. 2 Закона N 229-ФЗ). Обозначенные нормы вступают в силу с начала нового налогового периода - с 2011 года.
К сведению. Отчетность налоговых агентов по итогам налогового периода, как и раньше, утверждается ФНС, которая также ответственна за разработку порядка представления сведений о доходах физических лиц налоговыми агентами.
Возврат излишне удержанного налога
Обнаружить переплату налога можно тогда, когда в конце года выясняется, что работнику не в полном объеме были предоставлены стандартные налоговые вычеты. Кому в таком случае возвращать налог: налоговому агенту или налоговой инспекции?
В статье 231 НК РФ по этому поводу сказано лишь, что возвращать переплату должен налоговый агент на основании заявления налогоплательщика. Процедура возврата налога, к сожалению, не прописана.
С 1 января 2011 года этот пробел будет устранен п. 17 ст. 2 Закона N 229-ФЗ с внесением дополнений в ст. 231 НК РФ. Во-первых, налоговый агент обязан будет сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Во-вторых, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика будет производиться возврат НДФЛ (суммы перечисляются налоговым агентом в безналичной форме на счет налогоплательщика в банке).
Кто же вернет налог организации - налоговому агенту? Это сделает налоговый орган в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной суммы и суммы налога налоговый агент представит в инспекцию выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет.
Электронный обмен документами
С этим новшеством связано много поправок в Законе N 229-ФЗ. Налоговики вправе будут требовать от налогоплательщиков документы по утвержденным формам в бумажном и электронном формате по телекоммуникационным каналам связи (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Одним из таких документов является акт совместной сверки по налогам и сборам, другим - поручение, направляемое в банк для взыскания недоимки по налогу (п. 2 ст. 46 НК РФ). Налоговое уведомление об уплате налога, исчисляемого в инспекции, также будет направляться налогоплательщику в электронном виде. Правда, не все налогоплательщики смогут его получить, ведь для этого нужно оборудование и программа обработки уведомления в читаемый формат. То же самое можно сказать о требовании по предоставлению документов в ходе выездной проверки. Оно может быть передано в электронном виде по каналам связи, но если у налогоплательщика нет возможности его принять и обработать, требование направляется по почте или вручается лично под расписку проверяемому лицу.
За разработку и утверждение форм и форматов представления документов в электронном виде будет ответственна ФНС. При этом с Минфина снимаются полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и расчетов. Таким образом, налогоплательщиков может ожидать новая волна обновленных форм налоговой отчетности, что только добавит работы бухгалтеру.
О нарушениях налогового законодательства
Законом N 229-ФЗ предусматривается значительное увеличение действующих штрафов за нарушение налогового законодательства. Так, в частности, повышаются штрафы за нулевую отчетность со 100 до 1 000 руб. Кроме того, закон предусматривает введение штрафа за несдачу отчета в электронном виде, если организация обязана его представлять (200 руб.). Вводятся штрафы за отсутствие налоговых регистров, а также повышение с 50 до 200 руб. штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов по требованию налоговой. Увеличен штраф за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе с 5 до 10 тыс. руб. До 40 тыс. руб. повышена минимальная планка санкций за ведение деятельности организацией или предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (независимо от срока осуществления незаконной деятельности).
В КоАП РФ вводится отдельная статья (19.7.6), устанавливающая ответственность за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу инспектора, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Штраф на должностных лиц составит порядка 10 тыс. руб. (ст. 6 Закона N 229-ФЗ). Санкции, может, и небольшие, но в любом случае - неприятные для бухгалтера.
* * *
Итак, изменений, внесенных в НК РФ Законом N 229-ФЗ, предостаточно, мы ознакомили читателя лишь с основными поправками, затрагивающими налогообложение сферы деятельности транспортных компаний. В дальнейшем, возможно, мы вернемся к данному закону, уточняя порядок применения его новшеств на примерах разъяснений финансового и налогового ведомств.
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных книг, статей и публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2009 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
*(2) См., например, Письмо Минфина РФ от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317.
*(3) Отметим, финансовое ведомство в Письме от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101 рекомендовало учитывать страховые взносы в составе прочих расходов на основании положений пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
*(4) В целях упрощения кредит взят для пополнения оборотных средств и финансирования текущих расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"