НДФЛ: рекламные призы и подарки
В ходе рекламных акций гости зачастую получают подарки и призы от компаний. О каких призерах нужно сообщать в инспекцию: о всех или только о тех, кто выиграл призы дороже 4000 рублей? Минфин России в одном из недавних писем*(1) постарался ответить на этот вопрос.
Статьей 24 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговыми агентами признаются лица, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет налог. Если доход не облагается НДФЛ, то и обязанностей налогового агента нет. Поэтому при дарении физлицу от компании подарков общей стоимостью менее 4000 рублей организация не является налоговым агентом. Но как только стоимость призов и подарков превысит этот лимит, фирма автоматически получает статус налогового агента и обязана исполнять указанные выше обязанности.
Чтобы не упустить момент приобретения статуса налогового агента, организация должна вести персонифицированный учет всех получателей призов и подарков. На таком подходе настаивают не только в Минфине России, но и в налоговой службе*(2). Отметим, что в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, что компании, от которых граждане получают доходы, в том числе подарки и призы, должны вести учет этих лиц. В статье 230 Кодекса такая обязанность установлена только для налоговых агентов.
Сообщать о недорогих подарках или нет?
Если организация не является налоговым агентом, то она не обязана предоставлять в инспекцию сведения о доходах физического лица, которые не облагаются НДФЛ. Такая обязанность не возникает и в том случае, если стоимость призов и подарков за налоговый период не превысила 4000 рублей. Данную позицию в очередной раз высказали представители Минфина России в своем недавнем письме. Главное финансовое ведомство и раньше придерживалось аналогичной точки зрения*(3). Однако в этом вопросе мнения представителей Минфина России и налогового ведомства расходятся.
В ФНС России считают, что налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, в том числе в виде призов и подарков, независимо от их суммы и представлять сведения об этих доходах в налоговый орган по месту своего учета по форме N 2-НДФЛ*(4). При заполнении налоговой отчетности налоговые агенты указывают всю сумму таких доходов по каждому из оснований за налоговый период и сумму предоставленных налоговых вычетов.
Как видим, единства в этом вопросе между ведомствами нет. Точка зрения Минфина России представляется наиболее верной, и мы придерживаемся ее. Однако во избежание проблем с инспекторами бухгалтер может использовать в работе позицию ФНС России. Тем более что в арбитражной практике есть решение*(5), в котором судьи при толковании положений статьи 230 Налогового кодекса поддержали позицию налоговиков. Арбитры отметили, что организации и предприниматели являются налоговыми агентами во всех случаях выплат доходов физическим лицам, а не только тогда, когда реально имеется сумма налога, подлежащая удержанию и уплате в бюджет. В случае выплат сумм дохода, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 217 Кодекса, обязанности налогового агента ограничиваются ведением учета выплаченных физическим лицам доходов и сообщением налоговому органу соответствующих сведений.
Подарки дороже 4000 рублей
Если стоимость призов и подарков, полученных физлицом от фирмы, превысила 4000 рублей, то компания должна исполнить обязанности налогового агента: исчислить налог, удержать его при выплате дохода и перечислить в бюджет. Если призер помимо доходов в натуральной форме получает еще и выплаты деньгами, то удержать налог можно из этих выплат. При этом удерживаемая сумма налога не должна превышать 50 процентов суммы выплаты*(6). На практике применение этой нормы вызывает некоторые сложности. Так, в письме УФНС России по г. Москве*(7) налоговые органы в числовом примере не учитывали ограничение в 50 процентов от суммы выплаты. Правда, в этом разъяснении инспекторы вообще не упоминают второй абзац пункта 4 статьи 226 Кодекса.
Минфин России*(8) на вопрос, можно ли с разрешения физлица удержать НДФЛ с суммы денежной выплаты в размере более 50 процентов, ответил, что налоговому агенту следует удержать налог по доходу, полученному в виде приза, за счет сумм выплачиваемого вознаграждения. Однако перед этим представители главного финансового ведомства указали, что при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Как нам сообщили в ФНС России, при удержании НДФЛ в рассматриваемой ситуации нужно обязательно учитывать, что сумма удержаний, в том числе НДФЛ, не может превышать 50 процентов денежной выплаты. Поэтому организация должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ в пределах половины денежной выплаты, то есть не нарушая положений пункта 4 статьи 226 Кодекса.
Если невозможно удержать у получателя подарков налог (или его часть), то компания обязана письменно сообщить об этом самому плательщику и своей налоговой инспекции. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором гражданин получил подарки, призы*(9). Иными словами, до 1 февраля года, следующего за тем, в котором были они вручены. Специальная форма для такого сообщения не утверждена, поэтому налоговики рекомендуют пользоваться бланком N 2-НДФЛ.
При заполнении справки о доходах налоговые агенты указывают всю сумму доходов по каждому из оснований за налоговый период и сумму предоставленных налоговых вычетов*(10). Таким образом, в случае вручения подарков в течение налогового периода общей стоимостью более 4000 рублей в справке N 2-НДФЛ нужно указывать общую стоимость подарков, а также сумму вычета. При этом надо использовать коды 501/505 Справочника "Коды вычетов"*(11).
Пример
Торговая компания "Актив" в ходе рекламной акции разыгрывала несколько призов: записную книжку, электрический чайник и ноутбук. Выиграли следующие физические лица:
Петров - записную книжку стоимостью 1200 руб.;
Иванов - электрический чайник стоимостью 3500 руб.;
Сергеев - ноутбук стоимостью 28 000 руб.
В отношении Петрова и Иванова компания не будет являться налоговым агентом, потому что стоимость выигранных ими призов менее 4000 руб.
А вот у получателя ноутбука возникает доход, облагаемый НДФЛ, в сумме:
28 000 - 4000 = 24 000 руб.
Поскольку Сергеев от ООО "Актив" не получает выплат в денежной форме, то компания не может удержать НДФЛ при выдаче приза. В связи с этим она должна сообщить ему, а также в свою налоговую инспекцию об этом, заполнив справку N 2-НДФЛ по окончании налогового периода. Представить отчет в инспекцию нужно не позднее одного месяца по окончании налогового периода.
В качестве подарков фирма использовала специально приобретенные ценности. Они учитывались согласно учетной политике на счете 10 субсчет "Призы". Общая стоимость подарков:
28 000 + 1200 + 3500 = 32 700 руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 10 субсчет "Призы" Кредит 60
- 32 700 руб. - приобретены призы для рекламной акции;
- 5886 руб. - отражен НДС по приобретенным призам;
- 5886 руб. - принят к вычету НДС;
- 32 700 руб. - выданы призы участникам рекламной акции;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68
- 5886 руб. - начислен НДС при передаче призов гражданам.
Через 5 месяцев ООО "Актив" провело очередную рекламную акцию, в числе призеров которой был Петров - призер первой акции. Он выиграл утюг стоимостью 3000 руб. Кроме того, в числе победителей были Антонов, выигравший органайзер (1500 руб.), и Комаров, получивший денежный приз в сумме 5000 руб.
В отношении Петрова компания "Актив" стала налоговым агентом, потому что стоимость полученных им призов в совокупности превысила 4000 руб. Следовательно, фирма должна удержать налог на доходы физических лиц с суммы, превышающей 4000 руб., и перечислить налог в бюджет. Поскольку доходов в денежной форме Петров от организации не получал, то удержать налог невозможно. Об этом компания сообщит в инспекцию по справке N 2-НДФЛ не позднее 1 февраля следующего года.
В отношении Антонова фирма не будет являться налоговым агентом, никакие сведения о нем в инспекцию подавать не нужно.
Комаров получил денежный приз, и с его части, превышающей 4000 руб., бухгалтер должен удержать НДФЛ по ставке 35% и перечислить в бюджет*(12).
Сумма налога составит:
(5000 - 4000) х 35% = 350 руб.
В бухгалтерском учете будут следующие записи:
Дебет 44 Кредит 76 субсчет "Расчеты по призам"
- 5000 руб. - учтена в расходах сумма денежного приза;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по призам" Кредит 50
- 4650 руб. - выплачена сумма приза из кассы ООО "Актив";
Дебет 76 субсчет "Расчеты по призам" Кредит 68 субсчет "НДФЛ по призам"
- 350 руб. - удержан НДФЛ при выдаче денежного приза;
Дебет 68 субсчет "НДФЛ по призам" Кредит 51
- 350 руб. - перечислен НДФЛ с денежного приза;
Дебет 10 субсчет "Призы" Кредит 60
- 4500 руб. - приобретены утюг и органайзер для рекламной акции;
- 810 руб. - выделен НДС по приобретенным ценностям;
- 810 руб - принят к вычету НДС по призам;
Дебет 44 Кредит 10 субсчет "Призы"
- 4500 руб. - отнесены в расходы разыгранные призы;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68
- 810 руб. - начислен НДС при вручении призов победителям.
Т.В. Макарова,
аудитор
Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Примечание
А.Н. Приходько, руководитель Департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит"
На наш взгляд, если компания не подаст сведения в налоговую инспекцию, то это ей ничем грозить не может. Как уже упоминалось Минфином России (письма от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, от 29.01.2010 N 03-04-06/6-4, от 17.09.2009 N 03-04-06-01/237, от 06.04.2009 N 03-04-06-01/79), компания не является налоговым агентом в этом случае. А к ответственности за неисполнение обязанности по подаче сведений в налоговый орган фирма может быть привлечена, только если она является налоговым агентом (п. 1 ст. 126 НК РФ). Неопределенность в данную ситуацию вносит противоречивая судебная практика. Тем не менее большинство судов придерживается мнения, что предоставлять сведения не нужно (пост. ФАС ВСО от 02.12.2009 N А33-8418/2008, ФАС УО от 30.06.2009 N Ф09-3585/09-СЗ, ФАС ЗСО от 24.12.2008 N Ф04-5698/2008(11737-А81-41)). Для того чтобы избежать рисков привлечения к ответственности, организация может направить письменный запрос по этой ситуации в Минфин России и, зная, какую позицию по этому поводу занимает данный орган, получив на него положительный ответ, в дальнейшем следовать указанным в нем рекомендациям.
Примечание
К.В. Котов, советник Управления налогообложения ФНС России
По общему правилу, предусмотренному положениями статьи 211 Налогового кодекса, получение физическим лицом приза от организации признается доходом такого лица, подлежащим налогообложению.
Согласно положениям абзаца 6 пункта 28 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные в виде стоимости призов. С учетом положений пункта 1 статьи 226 Кодекса российская организация является налоговым агентом в отношении такого дохода и исполняет обязанности по исчислению и удержанию налога.
В рассматриваемой ситуации мы исходим из того, что получатель дохода не состоит с российской компанией, проводившей розыгрыш, в трудовых или гражданско-правовых отношениях, связанных с выполнением этим лицом работ или оказанием услуг в пользу компании.
Пунктом 4 статьи 226 Кодекса установлено, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы денежной выплаты, если таковая наличествует.
Таким образом, при получении приза одновременно в денежной и натуральной форме указанное выше ограничение касается исключительно той части приза, которая выплачена в денежной форме.
Если удержания 50 процентов с такой части недостаточно для уплаты исчисленной суммы налога с общей стоимости приза, то с учетом положений пункта 5 статьи 226 Кодекса в налоговый орган по месту учета российской организации должна быть направлена информация о частичной невозможности удержать налог с упомянутого выше дохода.
Если сведения о невозможности удержать налог налоговым агентом не направлялись и налоговое уведомление, названное в пункте 5 статьи 228 Кодекса, налогоплательщиком получено не было, то с учетом положений подпункта 4 пункта 5 и пункта 3 статьи 228, а также пункта 1 статьи 229 Кодекса уплата налога производится на основании декларации, которую налогоплательщик, получивший такой доход, обязан представить в налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором такой доход был получен.
"Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо Минфина России от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155
*(2) письмо ФНС России от 16.07.2009 N 3-5-04/1040@
*(3) письма Минфина России от 29.01.2010 N 03-04-06/6-4, от 17.09.2009 N 03-04-06-01/237, от 06.04.2009 N 03-04-06-01/79
*(4) письма ФНС России от 16.07.2009 N 3-5-04/1040@, от 17.11.2006 N 04-2-02/688@
*(5) пост. Второго ААС от 29.05.2008 N 02АП-1603/2008
*(6) п. 4 ст. 226 НК РФ
*(7) письмо УФНС России по г. Москве от 20.11.2006 N 28-11/102052
*(8) письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-04-06-01/292
*(9) п. 5 ст. 226 НК РФ
*(10) письма ФНС России от 17.11.2006 N 04-2-02/688@, от 08.08.2008 N 3-5-04/380@
*(11) утв. приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@
*(12) п. 2 ст. 224 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.