Особенности применения УСНО страховыми агентами и страховыми брокерами
Что такое страхование? Кто является субъектом страхового дела? Чем отличается страховой агент от страхового брокера? Могут ли данные налогоплательщики применять УСНО? Каковы особенности учета доходов и расходов в таком случае?
Все тонкости страхового дела для "упрощенцев" раскрывает наш эксперт.
Правовые основы деятельности страховых агентов и брокеров
Общие положения о страховом деле
Главным "страховым" документом является Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" (далее - Закон N 4015-1).
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.
Участниками отношений, регулируемых Законом N 4015-1, являются:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);
8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Сведения о субъектах страхового дела вносятся в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать:
1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;
2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний;
3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.
Субъект страхового дела - юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.
Страховые агенты и страховые брокеры
Страховые агенты - постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.
Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.
Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями или иностранными страховыми брокерами, на территории РФ не допускается.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом N 4015-1, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) является Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).
Оформление договора страхования
Нормы Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривают возможность составления первичных учетных документов на бумажных и машинных носителях информации и не препятствуют хранению документов в электронном виде.
Пунктом 1 ст. 940 ГК РФ установлено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования. На основании п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Однако согласно п. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком (далее - документ). В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов. В случае, если документ создается в электронном виде, должно быть обеспечено выполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Вместе с тем необходимо отметить, что для страховой деятельности характерно заключение договоров страхования через агентскую сеть. Страховой агент, уполномоченный действовать от имени страховщика и по его поручению, может подписывать договор страхования. Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на возможность оформления договора страхования в электронном виде, остается обязательным требование об оформлении бланка строгой отчетности при получении страховой премии на бумажном носителе и его вручении страхователю.
На основании изложенного, по мнению Департамента финансовой политики, высказанному в Письме Минфина РФ от 24.06.2009 N 07-02-06/140, нецелесообразно несоблюдение письменной формы договора страхования.
Возможность применения УСНО при осуществлении вспомогательной деятельности в области страхования
Могут ли применять УСНО страховые агенты и страховые брокеры? Сразу вспоминаются нормы гл. 26.2 НК РФ, согласно которым страховщики не вправе применять УСНО (пп. 3 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Снова обратимся к нормам Закона N 4015-1. На основании ст. 6 Закона N 4015-1 страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии.
В статье 8 Закона N 4015-1 установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. При этом страховыми агентами признаются физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, деятельность, осуществляемую страховыми агентами от имени страховщика на основе заключенных с ним агентских договоров, следует рассматривать как вспомогательную деятельность в сфере страхования, а самих страховых агентов - как посредников (доверенных лиц) в отношениях по страхованию между страховщиком и страхователями.
Следовательно, учитывая, что вспомогательная деятельность в области страхования гл. 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие УСНО, страховые агенты (организации и индивидуальные предприниматели), действующие от имени и по поручению страховщика, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на общих для всех налогоплательщиков основаниях.
Такую позицию не раз высказывали официальные органы (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2005 N 18-11/3/63812, Письмо ФНС РФ от 22.10.2007 N 02-6-10/325).
Приведенная выше цепочка рассуждений справедлива и применительно к страховым брокерам. Так, в Письме УМНС по г. Москве от 22.12.2003 N 21-09/70697 сказано: посредническая деятельность в области страхования главой 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые брокеры, осуществляющие указанную посредническую деятельность в соответствии с действующим законодательством, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения результатов их деятельности на общих для всех налогоплательщиков основаниях.
Для страховых брокеров, желающих применять УСНО, небезынтересным будет Постановление ФАС МО от 29.01.2004 N КА-А40/11015-03. Суть спора проста: инспекция отказала организации, являющейся страховым брокером, в применении УСНО. Доводы инспекции таковы:
- организация на основании требований пп. 3 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения;
- организации присвоен код ОКОНХ "Негосударственное страхование" и не присвоен код посреднической деятельности.
Судьи встали на сторону налогоплательщика, указав, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для вынесения уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения. Признавая доводы инспекции несостоятельными, суд указал, что организация в данном случае не является страховщиком. В этом судьям помогли положения устава общества. Так, устав общества не содержит положений о том, что оно является страховщиком.
В пункте 5.1 устава общества указано, что предметом деятельности общества является деятельность, вспомогательная по отношению к страхованию и пенсионному обеспечению. Пунктом 5.2 устава определено, что предметом деятельности является посредническая деятельность в страховании, перестраховании или состраховании.
Кроме того, в п. 5.4 устава установлено, что общество не вправе заниматься другими видами деятельности кроме прямо указанных в настоящей главе устава. Данным положением обеспечивается требование об исключительности страховых посреднических услуг.
Суды приняли во внимание тот факт, что у общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности в качестве страховщика, и за такой лицензией общество не обращалось. Напротив, общество внесено в реестр страховых брокеров Департамента страхового надзора Минфина под регистрационным номером 783 от 28.05.2003.
Доводы инспекции, что обществу присвоен код ОКОНХ "Негосударственное страхование" и не присвоен код посреднической деятельности, не является основанием для признания заявителя страховщиком, поскольку наличие какого-либо кода ОКОНХ не является в соответствии с Законом РФ N 4015-1 признаком страхового брокера или страховщика.
Применение ККТ и бланков строгой отчетности
Контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Об этом сказано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
При этом согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (далее - Положение N 359). Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Документы (квитанции, билеты, талоны и другие документы) оформляются на бланках строгой отчетности, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные в п. 3 Положения N 359.
Утверждения и согласования форм бланков строгой отчетности со стороны налоговых органов не требуется.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.93 N 163, определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению.
Таким образом, если предпринимательская деятельность организации относится к услугам, указанным в классификаторе, она вправе использовать бланки строгой отчетности при наличных денежных расчетах с населением, изготовленные в соответствии с Положением N 359 (письма УФНС по г. Москве от 01.03.2010 N 17-15/020721, от 23.10.2009 N 17-15/111733).
Обратимся к классификатору ОКУН. Раздел "Прочие услуги населению" содержит подраздел "Услуги по страхованию", который включает следующие виды услуг:
Код | Наименование услуги |
Услуги по страхованию | |
Услуги по страхованию жизни | |
Услуги по страхованию жизни от несчастных случаев | |
Услуги по страхованию здоровья | |
Услуги по страхованию, кроме страхования жизни | |
Услуги по страхованию автомобилей | |
Услуги по страхованию имущества | |
Услуги по морскому страхованию, страхованию авиапассажиров и прочим видам транспортного страхования | |
Услуги по страхованию грузов | |
Прочие услуги по страхованию |
Обратите внимание! Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также неиспользование ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
Что касается услуг страхования, то здесь нужно учитывать следующее.
Приказом Минфина РФ от 17.05.2006 N 80н утверждена форма бланка строгой отчетности "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" - форма А-7. Она применяется при оказании населению услуг по страхованию.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.
В связи с изложенным бланк строгой отчетности - квитанция по форме А-7 - применяется при расчетах с населением при оформлении внесения страхового взноса (премии) по договору страхования (Письмо Минфина РФ от 10.08.2009 N 03-01-15/8-404).
В Письме УФНС по г. Москве от 13.06.2007 N 22-12/056558 отмечено, что применение бланков строгой отчетности (квитанции по форме А-7) возможно только при расчетах страховой организации с населением при оформлении внесения страхового взноса по договору страхования наличными деньгами независимо от места осуществления расчетов. Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином, являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории РФ. Применение бланков строгой отчетности, самостоятельно разработанных организацией, неправомерно.
В Письме Минфина РФ от 25.08.2008 N 03-01-15/10-308 рассмотрен следующий вопрос: между агентом и страховой компанией (СК) имеется договор, согласно которому лицам, заключившим договор страхования с СК, предоставляется дополнительная услуга - выезд на место причинения ущерба застрахованному имуществу аварийного комиссара. Выезд не входит в стоимость страхового полиса, а оплачивается отдельно. Требуется ли в данном случае использование ККТ или возможно применение бланков строгой отчетности (и какие формы)?
Как разъясняют финансисты, если иное не предусмотрено п. 5 и 6 Положения N 359, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения N 359. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином, не требуется. В своих разъяснениях финансисты снова отсылают налогоплательщиков к перечню услуг населения, входящих в ОКУН.
Особенности учета доходов
Позиция главного финансового ведомства по вопросу учета доходов налогоплательщиками-"упрощенцами", работающими на основании агентского договора, сложилась давно.
Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Так, на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В связи с этим налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, осуществляющий деятельность по агентскому договору и получающий за оказываемые услуги вознаграждение, при определении налоговой базы учитывает сумму данного вознаграждения в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения*(1) (см., например, Письмо Минфина РФ от 22.12.2008 N 03-11-04/2/201).
Аналогичный подход распространяется также и на стороны субагентского договора. В этой связи доходом организации-субагента является сумма полученного субагентского вознаграждения (Письмо Минфина РФ от 22.05.2007 N 03-11-04/2/130).
Обратите внимание! При определении предельного размера доходов, предусмотренного п. 4 ст. 346.13 НК РФ, организацией-агентом учитывается также только сумма агентского вознаграждения (Письмо Минфина РФ от 20.09.2007 N 03-11-04/2/229).
Особенности учета расходов
Рассмотрим типичную ситуацию. Организация применяет УСНО с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В рамках заключенных со страховыми компаниями агентских договоров осуществляет в качестве страхового агента действия, связанные с поиском клиентов, заинтересованных в заключении со страховщиком различного рода договоров страхования. Для осуществления этой деятельности страховым агентом привлекаются другие юридические и физические лица, которым страховой агент выплачивает часть своего вознаграждения, полученного от страховщика. Вправе ли в данном случае организация учесть указанные затраты в составе расходов при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?
Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме УФНС по г. Москве от 20.10.2004 N 21-09/81686.
Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, которые установлены в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ).
В статье 1009 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.
С учетом изложенного деятельность, осуществляемую страховыми агентами от имени страховщика на основе заключенных с ними агентских договоров, следует рассматривать как вспомогательную деятельность в области страхования, а самих страховых агентов - как посредников в отношениях между страховщиками и страхователями.
Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен перечень расходов, принимаемых при определении налогооблагаемой базы к уменьшению полученных доходов организаций, применяющих УСНО с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов". В частности, к таким расходам относятся предусмотренные пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы.
Следует иметь в виду, что указанный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ определено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относится, в частности, выполнение отдельных операций по оказанию услуг.
Таким образом, если страховой агент в рамках агентского договора и субагентских договоров за счет собственных средств произвел расходы на оплату услуг сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей по выполнению отдельных операций по оказанию посреднических услуг в сфере страхования, такие расходы могут рассматриваться как затраты на приобретение услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. Следовательно, при определении налоговой базы по единому налогу организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе учитывать такие расходы в составе материальных расходов.
Учет страховых полисов
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете бланки страховых полисов должны учитываться на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". По мере реализации страховых полисов бланки списываются со счета 006 "Бланки строгой отчетности".
При этом в бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Дебет 006 "Бланки строгой отчетности" - получены страховые полисы от страховой организации
Кредит 006 "Бланки строгой отчетности" - выданы страховые полисы при реализации страхового продукта.
Ю.А. Мельникова,
эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"