Комментарий к письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ*(1). В пункте 1 ст. 13 данного закона сказано, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком осуществляются организацией по месту работы застрахованного лица. В комментируемом Письме ФСС РФ от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917 даны разъяснения о зачете суммы превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию при превышении суммы расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями являются:
- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Данные страхователи обязаны начислить пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение десяти календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами. При этом выплата социальных пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (п. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, перечисленные выше, выплачивают социальные пособия своим сотрудникам в счет уплаты страховых взносов в ФСС, за исключением случаев, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователя. Отметим, что сумма страховых взносов, подлежащих перечислению работодателем в ФСС, уменьшается на сумму произведенных им расходов на выплату социальных пособий застрахованным лицам. При этом в п. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ сказано, что если начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий застрахованным лицам в полном объеме, то страхователь (работодатель) обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Из приведенных норм законодательства следует, что при превышении суммы расходов страхователя на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов страхователь вправе выбрать один из вариантов: либо обратиться в территориальный фонд ФСС за необходимыми средствами, либо зачесть сумму превышения расходов на выплату пособий в счет предстоящих платежей страхователя по данному виду обязательного социального страхования. Об этом и сказано в комментируемом письме.
Остановимся более подробно на ситуации, когда страхователь обращается в территориальный фонд ФСС за необходимыми средствами. Итак, ситуация когда начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий застрахованным лицам в полном объеме, может возникнуть:
- у организаций, применяющих общую систему налогообложения, например ближе к концу года, так как согласно ст. 4.4 Закона N 255-ФЗ порядок определения объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, а также порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов осуществляются Законом N 212-ФЗ*(2). Таким образом, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Значит, с зарплат некоторых сотрудников к концу года не будут перечисляться страховые взносы, но при этом социальные пособия должны выплачиваться в полном объеме;
- у организаций, применяющих спецрежимы. Такие организации в этом году освобождены от уплаты страховых взносов в ФСС, но обязаны выплачивать пособия в полном объеме. В пункте 14 ст. 37 Закона N 213-ФЗ*(3) сказано, что средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими спецрежимы, выделяются этим организациям и индивидуальным предпринимателям в порядке, установленном п. 3-6 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ.
Итак, территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату пособий в течение десяти календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). В настоящее время этим органом исполнительной власти является Минздравсоцразвития. Итак, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 N 951н утвержден Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (далее - Перечень). Согласно Перечню страхователь обязан представить:
а) письменное заявление, в котором должно быть указаны:
- наименование и адрес страхователя - юридического лица. В случае, если страхователь - физическое лицо, необходимо указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства;
- регистрационный номер страхователя;
- сумма необходимых средств на выплату социального пособия;
б) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ). Данная форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н. В этом расчете должны быть отражены начисленные расходы на выплату пособий за соответствующий период;
в) копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов:
- для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, оформленный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия;
- для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- для единовременного пособия при рождении ребенка - справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия;
- для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В заключение отметим, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату пособий территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату пособий, а также провести выездную проверку или затребовать дополнительные сведения и документы. Решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведения проверки. При этом в случае отказа в выделении необходимых денежных средств территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляет страхователю в течение трех дней с момента его принятия. Данное решение может быть обжаловано страхователем в вышестоящим органе или суде (п. 6 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"