Посетители кафе пользуются платным туалетом арендодателя
Рассмотрим следующую ситуацию. Деятельность кафе осуществляется на площади, арендованной в торговом центре. Отдельных туалетов у заведения нет, посетители пользуются туалетом торгового центра. При этом арендодатель установил, что туалет является платным для всех клиентов торгового центра (в том числе и для клиентов кафе). В результате чего заведение питания получает много претензий от своих посетителей (в том числе в виде записей в Книге жалоб). Однако арендодатель считает, что в его действиях никаких нарушений нет. Требования санитарных правил выполняются (туалет и рукомойник есть) и в них ничего не говорится о том, что пользование туалетом должно быть безвозмездным. Попробуем прокомментировать данный момент с позиции законодательных актов.
К вопросу платы за пользование туалетом мы уже обращались ранее*(1) и, сославшись на требования стандартов, сделали вывод, что взимание платы за данную услугу является неправомерным. Обратимся к положениям нормативных актов еще раз. Так, согласно п. 6 Правил оказания услуг общественного питания*(2) исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
В соответствии с п. 3.14 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СП 2.3.6.1079-01*(3) все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук, предназначенными для посетителей. При этом должен быть отдельный туалет для персонала. Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами. Также в отдельных случаях по согласованию с территориальным отделом Роспотребнадзора возможна установка временных туалетов (биотуалетов) (см., например, п. 2.1 Постановления главы городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района МО от 18.03.2009 N 46*(4)). При этом данным документом установлено, что посетители кафе могут пользоваться ими бесплатно.
Теперь о том, какие требования устанавливают стандарты отрасли общепита. В соответствии с минимальными требованиями к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенными в таблицах 1, 2 ГОСТа Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"*(5) (далее - ГОСТ Р 50762-2007), в состав помещений для потребителей ресторанов, баров и кафе включена туалетная комната с помещением для мытья рук, а для потребителей остальных заведений питания (кроме магазина кулинарии) - туалет с раковиной для мытья рук.
С выводами относительно того, что данные документы свидетельствуют лишь о необходимости наличия туалета и раковины, но не предусматривают безвозмездное пользование ими, можно также поспорить. Как мы помним, предприятия общепита должны соблюдать обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей. Общеизвестно, что выполнение гигиенических правил, к которым относится и мытье рук перед едой, способно уберечь человека от многих инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Установив плату за пользование туалетом и раковиной для мытья рук, предприятие общепита нарушает требование п. 6 Правил оказания услуг общественного питания о безопасности услуг. При плановой проверке такой факт Роспотребнадзор, конечно, вряд ли выявит (проверяют наличие туалета и раковины), однако поводом для внеочередной проверки может стать и жалоба посетителя на то, что нарушены его права как потребителя (пп. "в" п. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ*(6)). Заметим, что в силу п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды.
К сведению. В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 10.10.2008 N 368 во время плановой проверки предприятия общепита проверяется наличие отдельного туалета и раковины для мытья рук, предназначенных для посетителей.
Приведем еще один аргумент. Согласно таблице 1 ГОСТа Р 50762-2007 в состав помещений ресторана первого класса, кроме туалетной комнаты с помещением для мытья рук, должны входить вестибюль, зал, и иметься в наличии вешалки в зале. При этом слова "платно" или "бесплатно" также отсутствуют. Получается, предприятие общепита имеет право установить плату за то, что посетитель будет пользоваться вешалкой в зале или посмотрится в зеркало в вестибюле? Полагаем, что ответа на данный вопрос не требуется. По мнению автора, даже без учета требований нормативных актов факт платности туалетов вызывает серьезные сомнения. Наверное, никто не сомневается, что данное помещение способно продлить время пребывания посетителей в заведении общественного питания.
Возникает еще один вопрос: может ли платный туалет являться прочей услугой общепита? В соответствии с п. 4.1 ГОСТа Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования"*(7) (далее - ГОСТ Р 50764-95) услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также гражданам-предпринимателям, подразделяются на:
- услуги питания;
- услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
- услуги по организации потребления и обслуживания;
- услуги по реализации кулинарной продукции;
- услуги по организации досуга;
- информационно-консультативные услуги;
- прочие услуги.
Согласно п. 4.8 ГОСТа Р 50764-95 прочие услуги включают в себя:
- прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря;
- продажу фирменных значков, цветов, сувениров;
- предоставление парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и пр.;
- мелкий ремонт и чистку одежды;
- упаковку блюд и изделий, оставшихся после обслуживания потребителей;
- упаковку кулинарных изделий, приобретенных на предприятии;
- предоставление потребителям телефонной и факсимильной связи на предприятии;
- гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя;
- вызов такси по заказу потребителя;
- парковку личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия.
В данном перечне платный туалет не поименован. Есть еще одно положение - п. 4.9 ГОСТа Р 50764-95, которым установлено, что перечень услуг, предоставляемых предприятием общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей. При этом смысла расширять перечень услуг в виде платного туалета нет, поскольку наличие туалета обязательно в силу санитарных правил и стандартов. Хотя такая ситуация возможна, когда у заведения два туалета для посетителей: один бесплатный, а другой (с изысканной керамикой и отделкой для взыскательной публики) платный.
Следует отметить, что ГОСТ Р 50764-95 с 01.01.2011 утрачивает силу, и начиная с этого времени вводится в действие ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги общественного питания. Общие требования"*(8). В перечне прочих услуг нового ГОСТа (п. 4.8) также отсутствует услуга в виде платного туалета. Более того, Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), услуги платных и (или) бесплатных туалетов не предусмотрены совсем. Соответственно, не поименованы они и в перечне услуг общественного питания (код 120000). Таким образом, услуга в виде платного туалета является отдельным видом предпринимательской деятельности и не имеет никакого отношения к услуге общепита.
Заметим, аналогичные правила в отношении туалетов для посетителей установлены и для предприятий торговли. Так, согласно п. 3.9 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01*(9) организации торговли торговой площадью более 1 000 кв. м оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей также должны быть раздельными. Однако предприятие общепита не вправе указывать торговому центру - арендодателю на это.
Попробуем рассмотреть данный вопрос с другой стороны. Согласно п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель должен предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Как правило, согласно положениям договора в стоимость аренды включается эксплуатация помещений общего пользования. За пользование этими помещениями арендодатели берут с арендаторов плату в размере, пропорциональном занимаемой ими площади. Учитывая, что предприятиям общепита сложно найти помещение, соответствующее всем требованиям, установленным для данного вида деятельности, есть смысл урегулировать с арендодателем вопрос возможности посещения туалета торгового центра посетителями кафе безвозмездно.
Если плату за вход в туалет арендодатель установил в процессе действия договора аренды, считаем, что наличие платного туалета для посетителей кафе является основанием для признания арендуемого помещения не соответствующим назначению имущества, поскольку не выполняется требование безопасности услуг для жизни, здоровья людей. И в качестве крайней меры предприятие общепита может потребовать расторгнуть договор досрочно, поскольку согласно п. 1 ст. 612 ГК РФ при обнаружении недостатков арендуемого помещения арендатор вправе требовать расторжения договора аренды (Постановление ФАС ЗСО от 27.11.2006 N Ф04-7493/2006(28300-А75-38)).
В качестве примера можно привести также Постановление ФАС ЗСО от 14.10.2009 N А45-19182/2008, хотя и касается оно не санитарных правил, а пожарной безопасности. При проверке контролирующим органом были обнаружены нарушения пожарной безопасности, выразившиеся в том, что не открываются двери эвакуационного выхода людей из здания. Арендатор направил арендодателю соответствующее письмо с просьбой привести эвакуационный выход в арендуемом помещении в соответствие действующим противопожарным нормам. Выявленный государственным инспектором по пожарному надзору конструктивный недостаток двери эвакуационного выхода является недостатком арендованного помещения, препятствующим эксплуатации арендованных помещений по назначению, указанному в договоре аренды. Поскольку арендодатель данные нарушения не устранил, арендатор уведомил его о расторжении договора аренды, приложив к сопроводительному письму акт приема-передачи помещений. Суд пришел к выводу о правомерности расторжения арендатором договора аренды в одностороннем порядке.
* * *
Итак, по мнению автора, отсутствие в нормативных актах указания на то, что туалеты и раковины для мытья рук предоставляются посетителям предприятия общепита на безвозмездной основе, не означает, что у предприятия появляется право на установление платы за его посещение. Считаем, что если в туалет невозможно зайти бесплатно, значит, мы нарушаем требование о безопасности услуги общественного питания для жизни, здоровья потребителя. Тем более, что к услугам общественного питания платный туалет никакого отношения не имеет (подтверждением этому является ОКУН и стандарты предприятия).
Независимо от того, на чьей территории оказываются услуги общепита (на собственной или арендованной), помещение должно соответствовать требованиям санитарных правил и стандартов. Поэтому при заключении договора аренды вопрос, касающийся платного туалета для посетителей, необходимо урегулировать. Если такая проблема возникает уже в процессе действия договора аренды, помещение заведения перестает соответствовать своему назначению (оказанию услуг общественного питания) и предприятие имеет право на досрочное расторжение договора.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью Г.Ю. Шариковой "Ценовая политика предприятия общественного питания", N 9, 2009, стр. 68.
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(3) Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
*(4) "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной торговой сети, общественного питания и организации их деятельности на территории городского поселения Солнечногорск".
*(5) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.
*(6) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(7) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200.
*(8) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 495-ст.
*(9) Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"