Агентство недвижимости произвело переоборудование фасада жилого здания (установку кондиционеров, новых стеклопакетов с изменением расстекловки и колера, монтаж роллет на окна) без оформления соответствующих разрешительных документов. Контролирующий орган вынес постановление о наложении штрафа. Каков срок давности привлечения к ответственности за данное правонарушение?
Порядок получения разрешений на изменение фасадов зданий устанавливается местным законодательством, так же как и штраф за их неполучение. К примеру, в г. Санкт-Петербурге данные правила закреплены в Постановлении Правительства от 14.09.2006 N 1135 и Распоряжении Администрации от 23.09.2002 N 1784-ра, а административная ответственность - в ч. 1 ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге"*(1) в виде штрафа от 20 до 100 тыс. руб.
Нередко проводимые контролерами проверки заканчиваются вынесением постановлений о привлечении к административной ответственности. Причем вполне вероятно, что обращение организации в суд с заявлением о признании незаконным и отмене такого постановления увенчается успехом. Дело в том, что контролирующими органами часто не соблюдаются сроки давности привлечения предприятий к ответственности.
Административные органы считают, что данное правонарушение относится к разряду длящихся, соответственно, срок давности привлечения нарушителя к административной ответственности начинает течь лишь со дня обнаружения административного правонарушения и составляет два месяца (ст. 4.5 КоАП РФ).
К сведению. Напомним, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом (иным правовым актом) обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ").
Учитывая вышесказанное, контролирующие органы утверждают, что в рассматриваемой ситуации правонарушение представляет собой противоправное длительное бездействие, выразившееся в неполучении необходимых согласований для установки оборудования, то есть оно является длящимся. В связи с этим администрация уверена, что оштрафовать нарушителя она вправе в течение двух месяцев после обнаружения факта несогласованного изменения фасада.
Этой же точки зрения придерживаются и некоторые суды. К примеру, из материалов рассмотренного ФАС СЗО дела (Постановление от 19.07.2010 N А56-78701/2009) видно, что, прежде чем постановление об административном правонарушении было отменено в кассационной инстанции, суды двух предыдущих инстанций поддержали контролирующий административный орган.
Но тем не менее правильной все же стоит считать другую позицию. Федеральные арбитражные суды неоднократно указывали на ошибочность приведенной выше точки зрения. В частности, они отмечали, что в данном случае правонарушение представляет собой единовременное действие - переоборудование фасада здания, совершенное самовольно, в нарушение законодательства о благоустройстве, то есть нарушение совершено в момент производства самовольного переоборудования. Относить это нарушение к категории длящихся оснований нет.
Таким образом, двухмесячный срок давности начинает течь с момента совершения нарушения. Подтвердить дату совершения нарушения организация может, в частности, актами выполненных работ по установке окон, защитных решеток и роллет, монтажу кондиционеров, устройству козырька над входной дверью и т.д.
Исходя из изложенного, если в течение двух месяцев после изменения фасада здания без оформления соответствующих разрешительных документов организацию не оштрафовали, то знайте, что правонарушение вы все-таки совершили, но в связи с пропуском срока давности вас оштрафовать не имеют права. Если постановление о штрафе организация все-таки получила, действия контролеров можно оспорить в суде (постановления ФАС СЗО от 16.08.2010 N А56-3616/2010, от 19.07.2010 N А56-78701/2009, от 17.12.2009 N А56-20493/2009 и др.).
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 октября 2010 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утрачивает силу с 01.01.2011 в связи с вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"