Кассовые проверки без ограничений
Распространяются ли правила закона о защите прав бизнесменов в ходе проверок на проверки ККМ? Как чиновники разъясняют понятие "финансовый контроль"? Как часто могут проводиться проверки соблюдения требований к ККМ?
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года - такое правило установлено Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. N 294ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ). Распространяется ли это ограничение на контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике? Минфин России и налоговая служба считают, что нет. Получается, соблюдение предпринимателем правил работы с ККМ может быть проверено неограниченное число раз. Оспорить точку зрения чиновников в суде не удалось. Позицию ведомств поддержали все судебные инстанции вплоть до Высшего арбитражного суда.
Примечание. Нормы Закона N 294-ФЗ не распространяются, в частности, на действия проверяющих в ходе финансового и налогового контроля.
Заметим: требований к периодичности выездных проверок Закон N 294-ФЗ не устанавливает. Но выездные проверки проводятся в определенных случаях (истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении недочетов, нарушение прав потребителей, угроза жизни и здоровью) и после согласования с прокуратурой.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Нормы закона не распространяются, в частности, на финансовый и налоговый контроль, направленный на обеспечение правильного исчисления и уплаты налогов. Попадает ли в эту категорию проверка ККМ? Можно ли проверку кассовой техники назвать финансовым контролем?
Финансовый контроль
В действующем законодательстве отсутствует определение понятия "финансовый контроль", - указывает Минфин России в письме от 9 июля 2009 г. N 03-01-15/7-327. В документе приводится теоретическое определение со ссылкой на мнение Минэкономразвития.
Под финансовым контролем понимается регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Примечание. По мнению Генпрокуратуры, проверки ККМ относятся к мероприятиям финансового контроля, соответственно могут проводиться без ограничений, приведенных в Законе N 294-ФЗ.
Проверка ККМ в том числе включает контроль полноты оприходования полученной наличности. Или, если следовать определению, - проверка доходов, полученных в виде наличных средств в кассу. Инспекторы сравнивают данные фискального отчета кассового аппарата с фактически полученной суммой наличных. Напомним, что одним из случаев, который приравнивается к неприменению ККМ и соответственно влечет штраф, является пробитие чека на сумму, меньшую, чем заплатил покупатель (постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16). Таким образом, проверка ККМ осуществляется в рамках финансового контроля.
Генпрокуратура в письме от 25 июня 2009 г. N 73/3-133-2009, ссылаясь на указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095, понятие "финансовый контроль" формулирует следующим образом: государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Это определение значительно шире, но чиновники приходят к тому же выводу - проверка ККМ является частью финансового контроля. В письме напоминается, что налоговые инспекторы осуществляют контроль за соблюдением требований к ККМ, ее применением, полнотой учета выручки. Эта обязанность на них возложена Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ" (далее - Закон N 943-1). Инспекторы вправе получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, проверять выдачу кассовых чеков, налагать штрафы на организации и предпринимателей за нарушение требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Ссылаясь на определение от 9 июня 2005 г. N 222-О и постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П Конституционного суда, представители Генпрокуратуры указывают, что нормы Закона N 943-1 имеют многофункциональное значение. Они направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины.
Для коммерсантов, осуществляющих наличные расчеты, ККМ обязательна, и это связано с тем, что на контрольной ленте и в фискальной памяти сохраняются сведения, необходимые для полного учета наличных денег. Это в свою очередь требуется для правильного расчета налогов. Таким образом, проверка ККМ относится к мероприятиям финансового контроля, соответственно Закон N 294-ФЗ на данные проверки не распространяется.
Заметим, что упомянутые определение и постановление Конституционного суда, а также вывод о многофункциональном значении норм касаются Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, но эта неточность не изменит вывод. Забегая вперед, скажем, что Высший арбитражный суд РФ также ссылается на эти документы. Коммерсанты обязаны применять ККМ, инспекторы - проверять применение ККМ, законы, устанавливающие эти обязанности, рассматриваются во взаимосвязи и оказываются в рамках понятия "финансовый контроль".
Налоговая служба поддерживает представителей Генпрокуратуры. ФНС России направила письмо этого ведомства своим управлениям для использования в работе (письмо ФНС России от 7 июля 2009 г. N ШТ-17-2/128@).
Слово за судьями
В одном из магазинов розничной торговли инспекторы провели проверку применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Ревизия не выявила нарушений и никаких санкций по результатам проверки не последовало, однако компания посчитала, что действия инспекторов не соответствуют закону, ведь подобная проверка уже проводилась, поэтому фирма обратилась в суд с заявлением о признании действий УФНС незаконными.
Арбитражный суд Москвы в удовлетворении требований отказал. Апелляционная инстанция оставила решение суда в силе.
Компания указывала на то, что применение ККМ не относится к бюджетному законодательству и законодательству о налогах и сборах (то есть не попадает в рамки финансового контроля в том толковании, какое дается в письме Генпрокуратуры), а имеет собственный предмет правового регулирования. Государственный контроль за соблюдением законодательства, касающегося ККМ, преследует иные цели, нежели предмет и цели финансового и налогового контроля.
Эти доводы судьи не приняли. Ссылаясь на Закон N 943-1, определение и постановление Конституционного суда, арбитры сделали вывод о том, что Закон N 294-ФЗ не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые инспекцией при проверке соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2009 г. N А40-85045/09-80-464).
Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил решение коллег в силе, попутно указав, что Закон о ККМ не содержит каких-либо ограничений по количеству проводимых проверок (постановление от 22 декабря 2009 г. N КА-А40/13685-09).
Дело было передано в Высший арбитражный суд для пересмотра в порядке надзора (определение от 2 февраля 2010 г. N 1130/10). Высшие судьи оставили в силе постановления предыдущих инстанций.
Помимо упомянутых выше аргументов, судьи указали на постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16, где рассматриваются вопросы привлечения к ответственности за неприменение ККМ по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно пункту 1 документа, вопрос применения ККМ относится к сфере общественных отношений в области торговли и финансов, правилам государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). Таким образом, выводы судов о том, что Закон N 294-ФЗ не применяется в отношении проверок ККМ, являются правильными. Данное "толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел" (постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 22 июня 2010 г. N 1130/10).
Наша справка. Правила проверки
Ольга Мищенко, эксперт журнала
Требования Закона N 294-ФЗ не распространяются на проверки, когда отсутствует взаимодействие контролеров и предпринимателей или коммерсанты не должны представлять информацию либо исполнять какие-либо требования ревизоров.
Кроме того, Закон N 294-ФЗ не применяется в отношении действий чиновников, осуществляемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, при проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового и валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, банковского надзора, расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и некоторых других.
Нормами Закона N 294-ФЗ должны руководствоваться, в частности, трудовая инспекция, Роспотребнадзор, Санэпиднадзор, Ространснадзор, управление по технологическому и экологическому надзору, представители пожарного надзора, милиции (в ходе соответствующих мероприятий).
Примечание. Обратная связь. Вопрос - ответ
Ольга Мищенко, эксперт журнала
Здравствуйте! Я зарегистрирован индивидуальным предпринимателем. Решил открыть книжный магазин. Скажите, обязательно ли ставить кассовый аппарат или можно обойтись без него?
При осуществлении наличных расчетов или расчетов с использованием платежных карт при реализации товаров, работ, услуг все коммерсанты обязаны применять кассовую технику.
Если вы уплачиваете ЕНВД, то вы можете отказаться от кассового аппарата, а вместо чека выдавать клиентам документ, подтверждающий получение денег. Такой документ выдается по требованию покупателя, в отличие от кассового чека, который выдается в обязательном порядке всем (ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Подробнее о том, когда применение кассового аппарата обязательно, мы писали в "Современном предпринимателе" N 4, 2010.
Н. Черкасова,
эксперт журнала
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу"
Учредитель и издатель ООО "Издательский дом "В-Медиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.
Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9
Тел./факс: (495) 646-07-51
E-mail: id@idvm.ru
Сайт: www.spmag.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 36654