Открыли "карточный" банковский счет? Сообщите налоговикам!
По общему правилу открытие (закрытие) банковского счета обязывает налогоплательщика (организацию, индивидуального предпринимателя) сообщить об этом налоговым органам путем подачи соответствующего заявления. В противном случае организации (ИП) грозит ответственность по ст. 118 НК РФ.
Но о каком счете идет речь? Отвечает ли данному понятию ("счет") корпоративный счет, предназначенный для проведения расчетов с клиентами с использованием банковских корпоративных карт и для учета операций, совершаемых с использованием таких карт? К каким последствиям приведет неуведомление налоговиков об открытии такого счета? Недавно по этому поводу высказался Президиум ВАС, и теперь арбитражная практика должна прийти к одному знаменателю... Какому? Читайте статью.
Противоречивая арбитражная практика
Итак, в силу пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии и закрытии счетов*(1). Срок для представления такой информации - семь дней со дня открытия (закрытия) счета.
Под понятием "счет" для целей налогообложения понимается расчетный (текущий) или иной счет в банке, который открывается на основании договора банковского счета*(2), на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций, индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, чтобы счет соответствовал приведенному выше определению, необходимо иметь:
- договор банковского счета;
- возможность зачисления денежных средств на счет;
- возможность расходования денежных средств со счета.
Однако при открытии "карточных" счетов для осуществления расчетов по операциям с использованием корпоративных карт договор банковского счета как таковой не заключается, пополнение этого счета путем зачисления денежных средств со счетов третьих лиц не происходит (другими словами, клиент сам пополняет счет путем перечисления денежных средств), что дает основание полагать, что карточный счет не удовлетворяет требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ, то есть в случае неуведомления налоговых органов об открытии такого счета привлечь организацию к налоговой ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ нельзя.
Но у финансистов никаких сомнений по этому поводу не возникает - на их взгляд, счет, открытый с использованием банковских карт, подпадает под определение, приведенное в п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому о его открытии необходимо сообщить в налоговую инспекцию (Письмо от 30.12.2008 N 03-11-05/318). Иначе с налогоплательщика могут взыскать штраф в размере 5 000 руб.
Споры (понятно) по этому поводу возникают то и дело, однако к решению таковых (надо отметить) суды долгое время не могли выработать однозначный подход. Имели место как положительные (постановления ФАС ПО от 08.02.2010 N А55-11689/2009, ФАС ДВО от 19.03.2008 N Ф03-А51/08-2/533, ФАС ЗСО от 10.05.2006 N Ф04-2084/2006(21056-А70-37), от 02.11.2006 N Ф04-7297/2006(28068-А45-43)), так и отрицательные решения.
Например, в Постановлении от 04.06.2008 N А33-2910/07-03АП-234/08-Ф02-2360/08 ФАС ВСО указал: предусмотренные договором ограничения по пополнению "карточного" банковского счета только с расчетного счета клиента без участия средств третьих лиц не свидетельствуют о несоответствии данного "карточного" счета определению банковского счета, установленному ст. 845 ГК РФ. Таким образом, по мнению ФАС ВСО, открытый клиентом карточный банковский счет удовлетворял вышеуказанным требованиям налогового законодательства РФ, следовательно, налогоплательщик был обязан сообщить о его открытии в налоговые органы.
К делу подключился Президиум ВАС
Один из таких споров, рассматриваемых судьями ФАС УО, дошел до высших арбитров. Расскажем о деле подробнее.
Организация имела намерения проводить расчеты с использованием расчетных банковских карт, выдаваемых отделением Сбербанка России сотрудникам организации во исполнение заключенных с организацией договоров по обслуживанию банковских карт. С использованием расчетных (дебетовых), кредитных карт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляются операции по оплате расходов, связанных с хозяйственной деятельностью (в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов), по получению наличных денежных средств для проведения расчетов в связи с указанными расходами, а также иные операции в валюте РФ на территории России, в отношении которых законодательством РФ не установлен запрет (ограничение) на их совершение, и операции в иностранной валюте, проводимые с соблюдением требований валютного законодательства РФ (п. 2.5 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт*(3)).
Налоговый орган, получив сообщение отделения Сбербанка об открытии организации трех банковских счетов, провел соответствующую проверку, в ходе которой был выявлен факт непредставления организацией информации об открытии указанных счетов. В этой связи было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 118 НК РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с таким решением, организация обратилась в суд.
Поначалу события для нее развивались благоприятно: решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, требование организации было удовлетворено. Аргументы судов все те же - спорные счета не соответствуют понятию, содержащемуся в п. 2 ст. 11 НК РФ, следовательно, наложение на налогоплательщика штрафа по ст. 118 НК РФ неправомерно.
Но инспекция не сдавалась: в заявлении, поданном в ВАС, сославшись на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, она просит отменить оспариваемые судебные акты. Изучив материалы дела, коллегия судей (см. Определение ВАС РФ от 31.05.2010 N ВАС-2942/10) усмотрела наличие оснований для передачи дела в Президиум ВАС.
Высшие арбитры (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 2942/10) указали: то обстоятельство, что счет, предназначенный для проведения расчетов с использованием банковских карт, пополняется за счет денежных средств владельца счета, не исключает квалификацию договора, на основании которого открывается этот счет, как договора банковского счета.
Проведение расчетных операций с использованием банковских карт охватывается содержанием обязательств банка, принимаемых им по договору банковского счета (так же, как и иных операций по счету, осуществляемых в рамках других форм расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, по инкассо, чеками). Форма безналичных расчетов - путем использования банковских карт не является признаком, позволяющим выделить договор, заключаемый между банком и владельцем карты, в качестве самостоятельного вида, отличного от договора банковского счета.
Указанный вывод подтверждается также регулированием, предусмотренным Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт. Согласно п. 1.5, 1.12, 1.13 данного документа расчеты с использованием расчетных (дебетовых) карт осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств. Указанные расчетные операции совершаются по банковскому счету, открытому на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием расчетных (дебетовых) карт.
Мнение о наличии у налогоплательщика обязанности сообщить в налоговый орган информацию об открытии счетов, предназначенных для проведения операций с использованием расчетных банковских карт, нашло отражение в судебных актах, принятых федеральными арбитражными судами Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского и Северо-Западного округов.
Учитывая изложенное, Решение АС Пермского края от 08.06.2009, постановления Семнадцатого ААС от 11.08.2009 и ФАС УО от 17.11.2009 по делу N А50-8557/2009 Президиум ВАС отменил.
* * *
Итак, Президиум ВАС в Постановлении N 2942/10 (обратите внимание, здесь содержится указание на обязательность изложенной правовой позиции при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел) поставил точку в спорах между налогоплательщиками и налоговиками по вопросу о необходимости сообщения об открытии в отделении банка счета, предназначенного для проведения операций с использованием расчетных (дебетовых) карт. Сделать это надо в течение семи дней с момента открытия (закрытия) такого счета. В противном случае организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности по ст. 118 НК РФ (за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке взыскивается штраф в размере 5 000 руб.).
Стоит также отметить, что налогоплательщик обязан сообщить об открытии и закрытии счета не только в налоговый орган (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ), но и в ПФР и ФСС (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах*(4)). В Письме Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1274-19 разъяснено, что плательщики должны информировать органы контроля за уплатой взносов только о тех расчетных (текущих) и иных счетах, которые открыты на основании договора банковского счета. Это следует из п. 6 ст. 2 Закона о страховых взносах, в котором приведено понятие счета, используемое для целей применения указанного закона. Поскольку бизнес-счета обладают данными признаками (что подтверждено ПФР), организации, использующие для расчетов корпоративные карты, обязаны сообщать в ПФР об открытии или закрытии счетов по обслуживанию карт. В противном случае должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 1 000 до 2 000 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).
Д.В. Дурново,
главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Для этих целей используются сообщения, формы которых утверждены п. 1 Приказа ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.
*(2) Статья 845 ГК РФ.
*(3) Утверждено Приказом ЦБР от 24.12.2004 N 266-П.
*(4) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"