Комментарии к нормативным документам
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково"
Федеральным законом N 243-ФЗ установлены многочисленные льготы в связи с созданием инновационного центра "Сколково". Внесено дополнение в ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", в случае если годовой объем их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиарда рублей, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Если годовой объем выручки таких организаций превысил один миллиард рублей, то уже в следующем году необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме.
В Налоговый кодекс РФ внесена новая статья 145.1, предусматривающая особый порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
Организация, получившая статус участника проекта, имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет со дня получения ею статуса участника проекта.
Предусмотрено, что участник проекта утрачивает право на освобождение в случае, если:
- утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;
- совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с гл. 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд. руб., превысил 300 млн. руб., с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.
Организации - участники проекта в течение 10 лет имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль на основании письменного заявления и документов, направляемых в налоговый орган по месту постановки на учет.
Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в следующих случаях:
- при утрате статуса участника проекта с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
- если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с гл. 21 НК РФ и полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд. руб., с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.
Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта, облагается налогом по налоговой ставке 0% в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, превысил 300 млн. руб. и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, подлежит налогообложению по общепринятой налоговой ставке.
Также освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" и организации, получившие статус участников проекта. Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 145.1 НК РФ.
Для организаций, получивших статус участников проекта, в случае установления налоговым органом соответствия критериям, указанным в ст. 145.1 НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника проекта применяются льготные тарифы страховых взносов. Уплата взносов производится только в Пенсионный фонд РФ по тарифу 14%.
Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 30.09.2010 г.
Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Уточнен порядок индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов, в частности, установлено, что она производится с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством РФ. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.
Изменен порядок распределения страховых взносов с 01.01.2011 г. для организаций, уплачивающих взносы по общеустановленному тарифу 34% между фондами:
- в ФФОМС с 01.01.2011 г. тариф составит 3,1%; а с 2012 г. - 5,1%; в ТФОМС тариф составит с 01.01.2011 г. - 2,0%, с 01.01.2012 г. - 0,0%.
Установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2019 гг.:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
- для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
- для хозяйственных обществ, созданных после 13.08.2009 г. бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Так, например тарифы страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны в 2011-2017 гг. составят 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%.
В соответствии со ст. 3 данный документ вступает в силу со дня его официального опубликования (19.10.2010), за исключением п. 1 ст. 1, вступающего в силу с 01.01.2011 г. (Читайте раздел "Документы", стр. 136-143.)
Постановление Правительства России от 08 сентября 2010 г. N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы"
Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
В письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество;
- число, месяц, год и место рождения гражданина;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы;
- наименование организации;
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен;
- наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
- должностные обязанности.
Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.
Постановление Правительства России от 13 сентября 2010 г. N 711 "О совершенствовании порядка применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей"
Утверждены изменения в Правила применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, принятые постановлением Правительства России от 30.12.2000 N 1033.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (17.09.2010) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2009 г.
Внесенные изменения призваны упростить процедуру возмещения НДС. В частности, если продавец - налогоплательщик налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет иностранному дипломатическому или приравненному к нему представительству не заключил договор в письменной форме и (или) не выставил счет-фактуру, в налоговый орган представляются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке (их копии, заверенные иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством), подтверждающие фактическую оплату иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством товаров (работ, услуг). Если в платежно-расчетных документах, кассовых чеках или бланках строгой отчетности отсутствует выделенная отдельной строкой сумма НДС и указанный продавец не выставил счет-фактуру, налоговый орган определяет сумму налога, подлежащую возмещению, расчетным методом исходя из ставок НДС, установленных ст. 164 НК РФ.
Налоговый орган проводит проверку обоснованности заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость в течение 3 месяцев со дня поступления заявления и документов.
Установлено, что по окончании налоговой проверки налоговый орган в течение 7 дней должен принять мотивированное решение о полном или частичном возмещении НДС или об отказе в возмещении налога.
Постановление Правительства России от 28 сентября 2010 г. N 763 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за II квартал 2010 г."
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2010 г. на душу населения 5625 руб., для трудоспособного населения - 6070 руб., пенсионеров - 4475 руб., детей - 5423 руб.
Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам"
Вышеуказанным документом утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Списанию в соответствии с установленным Порядком подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям, которые до введения в действие Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001 г., начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ.
Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в следующих случаях:
- ликвидация организации;
- признание банкротом индивидуального предпринимателя;
- смерть физического лица;
- принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки;
- наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, но не перечисленных в бюджет, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Приказ вступает в силу с принятием постановления Правительства России от 05.10.2010 N 787 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" 19.10.2010 г.
Приказ ФНС России от 22 сентября 2010 г. N ММВ-7-2/461@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
Как известно, при планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют определенные критерии для отбора налогоплательщиков. В настоящее время установлено 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Одним из таких критериев является показатель налоговой нагрузки, который рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организации. Налогоплательщик становится кандидатом на проведение выездной налоговой проверки, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ внесены дополнения показателей налоговой нагрузки (в процентах) по видам экономической деятельности за 2008 и 2009 гг.
Другим важным критерием является значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета организации от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Критическим, по мнению налоговых органов, является отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность.
Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность.
Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Теперь приложение N 4 дополнено показателями рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности за 2008-2009 гг. В разделе "Документы" на стр. 132-135 приведены приложения N 3 и N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ с учетом внесенных дополнений.
Одним из критериев является отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, в частности, осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.
С учетом кризисной ситуации в экономике установлено, что при получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 г. налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе двух лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.
Письмо Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19
Минздравсоцразвития России разъяснил порядок проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, налоговые органы должны проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 1 января 2010 г. Причем с учетом норм ст. 89 НК РФ налоговыми органами может быть проведена проверка правильности исчисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов (налоговый вычет) за налоговый (расчетный) период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих 2010 г.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные органы Пенсионного фонда РФ и территориальные органы Фонда социального страхования РФ будут проводить совместно.
В силу ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Таким образом, по мнению Минздравсоцразвития России, выездная проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов, администрируемых в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть проведена не ранее 2011 г. (за расчетный период 2010 г.).
Письмо Минфина России от 12 октября 2010 г. N 03-07-09/46 "О включении в счет-фактуру сведений о наименовании валюты платежа"
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, с 02.09.2010 г., п. 5 и 5.1 ст. 169 НК РФ дополнены подп. 6.1 и 4.1, предусматривающими указание в счете-фактуре нового реквизита "Наименование валюты". При этом п. 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных п. 8 ст. 169 НК РФ, составление счетов-фактур осуществляется с учетом требований, установленных до дня его вступления в силу, то есть до 2 сентября 2010 г.
В действующем постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, которым установлен порядок заполнения счета-фактуры, показатель "Наименование валюты" отсутствует.
Учитывая изложенное, до утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель "Наименование валюты" и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется.
В то же время указание в счетах-фактурах дополнительной информации нормами НК РФ не запрещено. Поэтому указание налогоплательщиками после 2 сентября 2010 г. в счетах-фактурах наименования валюты может рассматриваться как предоставление дополнительной информации, что не является поводом для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании таких счетов-фактур.
"Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru