Сертификация работ по охране труда как форма аудита условий производства
О социальной ответственности бизнеса
Российским специалистам по охране труда, изучающим опыт своих коллег в индустриально-развитых странах, прежде всего в ЕС и США, хорошо известно, какое пристальное внимание здесь уделяют не только вопросам аттестации рабочих мест, но и организации социального аудита. В настоящее время в ряде стран они стали составной частью системы управления условиями и охраной труда.
Совершенствование управления охраной труда за рубежом основывается на сформированном у работодателя понимании не только экономической выгоды, производственной необходимости, но и социальной престижности своего предприятия. И хотя АРМ по условиям труда и сертификация организации работ по охране являются для него высокозатратными мероприятиями в комплексе расходов на организацию охраны труда на предприятии, предприниматели идут на такие затраты. Они уверены, что затраты окупятся как с точки зрения экономической выгоды, так и с точки зрения повышения престижности, имиджа предприятия, не говоря уже о повышении уровня защиты жизни и здоровья персонала, что в условиях конкуренции имеет далеко не маловажное значение.
Социальная ответственность бизнеса или государства - это широкое понятие, охватывающее самые разные области жизни и деятельности человека. Сегодня это понятие глубоко вошло в сознание гражданского общества индустриально-развитых стран и оказывает огромное влияние на его формирование и все стороны его развития. Ныне здесь уже решаются вопросы регламентации такой ответственности. Так, например, на основе консенсуса и совместными усилиями правительств и промышленных корпораций этих стран создан первый международный стандарт "Социальная ответственность" (SA 8000: 1997). В его основу заложены принципы, касающиеся принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, свободы создания объединений, техники безопасности, здравоохранения и т.д. Требования стандарта могут распространяться на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия, которые должны соблюдать их наряду с национальным законодательством. Социально-экономическая эффективность управления охраной труда на зарубежных предприятиях достигается трехэтапным (комплексным) проведением соответствующих работ. На первом этапе предприятие проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда. На двух последующих этапах проводится сертификация организации работ по охране труда и инспекционный контроль сертифицированных работ по охране труда.
Четкое проведение АРМ по условиям труда, сертификации работ по охране труда и инспекционного контроля (аудита) сертифицированных работ по охране труда позволяют добиваться постоянного улучшения условий труда работающих, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Кроме этого, предприятия, прошедшие аттестацию и сертификацию, приобретают определенные экономические преференции. Например, они получают скидку на страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также другие льготы. Таким образом, деятельность работодателя по эффективной организации работ по охране труда на предприятии или в организации постоянно стимулируется как материально, так и морально, что повышает его интерес к совершенствованию мероприятий по условиям и охране труда. В этом отношении уместно отметить, что число специалистов, имеющих право проводить аттестацию рабочих мест, в отдельных странах Запада, в настоящее время, примерно в два с половиной раза больше, чем у нас, в сопоставимых числах.
У них так, у нас иначе. Несколько слов о социальном аудите
Многое из вышесказанного достаточно хорошо знакомо нам и отчасти находит должное отражение в практической деятельности российских предприятий. Но жизнь выдвигает новые требования, и чтобы успешно их решать, предпринимаются соответствующие меры. Так, например, специалисты по охране труда, в том числе НИИ "Охраны и экономики труда" по согласованию с Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России, периодически проводят взаимные консультации по интересующим их вопросам. В частности, 29-30 мая 2007 г. провели специальную научно-практическую конференцию в выставочном комплексе "Сокольники" по проблемным вопросам аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда в организации и оценки профессиональных рисков в организациях. На конференции присутствовало более 80 человек, из которых на пленарном заседании и на секциях выступили 23 человека, включая 12 докторов и кандидатов наук. В итоге были намечены пути улучшения организационной работы по всем рассмотренным вопросам.
Известно, что приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 был утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Его успешная реализация в полном объеме потребовала проведения широкой подготовительной и разъяснительной работы непосредственно в коллективах, среди специалистов, занятых измерениями и оценкой факторов производственной среды и трудового процесса, подготовки дополнительных уточнений и разъяснений в виде комментариев. Эта работа продолжается и в настоящее время. Подготовлен измененный проект Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда.
Между тем не так давно вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н, повышающий требования к испытательным (исследовательским) лабораториям, занятым оценкой и замерами факторов трудового процесса и производственной среды. Приказ своевременен, поскольку повышение требовательности и ответственности к качеству проводимых работ в сфере аттестации рабочих мест и измерения факторов среды и трудового процесса направлен на большее упорядочение проведения АРМ и повышение ее качества.
Однако исполнители, которым данным приказом поручено проводить уведомительную аккредитацию, нередко предъявляют необоснованные и подчас некорректные требования к уже аккредитованным в системе ССОТ (Системы сертификации работ в сфере охраны труда) лабораториям, что создало серьезные трудности в их работе.
Затрагивая вопрос социального аудита по условиям труда, следует отметить, что данный термин по-настоящему еще не закрепился в нашей терминологии, а для многих он просто нов. Поэтому уместно сказать несколько слов о его происхождении.
История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда стали регулярно проводиться рейтинги социальной ответственности той или иной производственной компании. Эти рейтинги оценивали уровень взаимодействия администрации компании с персоналом и профсоюзами, с местным гражданским сообществом, филантропию (пожертвования) и другие программы социальных акций среди местного населения.
В 1960-е и 1970-е гг. в стране стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий расширения производства, отрицательно сказывающегося на уровне загрязнения окружающей среды, снижения безопасности производства, и в целом на уровне и качестве жизни населения городов. Львиная доля ответственности за это была возложена на бизнес. Такого мнения придерживалось не только население, но и правительство США. В результате возникло мощное давление общественности на промышленные компании с целью заставить их отрегулировать вопросы, касающиеся социальных последствий деятельности компаний. Бизнес пошел на уступки и стал все чаще выступать в поддержку модели "социально-ответственного поведения" в обществе. Поначалу некоторые из компаний отдавали в созданные для таких целей фонды до 5% своей налогооблагаемой прибыли. Однако к концу 1970-х гг., когда схлынула первая волна энтузиастов "социально-ответственного поведения", американский бизнес изменил свое отношение к социальной филантропии и стал относиться к ней прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации и вовсе бросят начатые такого рода акции. Чтобы не допустить этого, в 1977 г. Конгрессом США был принят документ, по которому американским банкам предписывалось инвестировать в развитие территорий, на которых они оперируют.
Закон о реинвестициях в развитие социальной и производственной инфраструктуры на местах и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально закон заработал лишь к середине 1980-х гг. и не предусматривал никаких карательных санкций. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за невыполнение плана по инвестициям в социальные сферы на территориях своего пребывания. Как же отчитываются банки, и кто определяет, много они инвестировали или мало?
Правительство США поступило довольно просто. Оно выделило каждому банку подшефную территорию и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом выполнения программы. В конце года каждый банк должен был отчитаться о проделанной работе. По итогам отчета был составлен перечень степеней активности банков в сфере социальных инвестиций. Список был опубликован крупнейшими изданиями с мелко набранным пояснением о том, что указанный рейтинг касается лишь показателей социальной вовлеченности финансового учреждения и ничего более. Многие американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты. На следующий год банки уже вовсю старались доказать свое желание работать в требуемом от них направлении.
Начало положено, однако...
Что касается развития социального аудита в России, то можно сказать, что начало ему уже положено. С 2000 г. в нашей стране проводится конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности". С 2004 г. конкурс, по решению Правительства России, стал ежегодным. По заявлению членов оргкомитета конкурса в нем ежегодно принимают участие около 1 тыс. производственных компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а его участники в доверительных беседах жалуются на "добровольно-принудительный" характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей. Подобные "мероприятия" вряд ли, конечно, способствуют повышению социальной эффективности предприятия.
Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Однако отчеты о социальной поддержке работников и социальной инфраструктуры прилегающей территории нередко принимаются в произвольной форме и оцениваются по не вполне понятным критериям.
Тем не менее сам факт проведения подобного конкурса весьма позитивен и говорит о том, что государство берет на себя определенное обязательство по оценке социальной эффективности компаний. Вопрос в том, как это будет делаться. Не получится ли это своеобразным налогом на бизнес? Известно, что в Госдуме России уже думают об этом.
Теперь посмотрим на социальный аудит в преломлении к сфере условий труда. При этом отметим, что социальный аудит - это, по существу, более высокая стадия контроля организации работ по охране труда, в том числе системы АРМ. Помнится, что в самом начале становления АРМ для проведения такой работы были аккредитованы различные и далеко не равнозначные по уровню подготовки специалистов организации. Они и сейчас во многом различаются между собой как по оснащению контрольно-измерительной аппаратурой, так и степени ответственности за качество выносимых заключений.
В результате, зачастую, недостаточно объективно оценивается комплекс многих, т.н. не основных факторов производственного риска, не осуществляется адекватная оценка влияния профессиональных рисков на здоровье работающих, и, соответственно, не разрабатываются действительно полные комплексные меры по оздоровлению условий труда. Иначе говоря, проводимые мероприятия оказываются, по сути дела, лишь работой на процесс, а не на результат. А ведь достаточно изменить акценты, возложив ответственность за их проведение на работодателей и специалистов по охране или медицине труда, и результаты могут быть иными.
Очередные задачи
Сейчас изменяется порядок и требования к аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Это абсолютно верный путь к повышению качества оказываемых услуг. Но процесс подготовки порядка аккредитации неоправданно затянулся.
По нашему мнению, необходим пересмотр самой процедуры аттестации, включение в нее компонентов оценки производственных рисков на основе разработки и утверждения соответствующих методик. Требуется унификация подходов к проведению измерения гигиенической оценки полученных данных, то есть разработка и совершенствование соответствующих механизмов их реализации, подготовка специального руководства и критериев оценки соответствующих параметров, пригодных для целей аттестации. Более того, используемое ныне Руководство Р 2.2.2006-05 не отвечает требованиям аттестации, да оно и не может им отвечать, так как было принято для других целей.
Учитывая, что ведущими научно-практическими учреждениями страны наработаны различные компьютерные технологии, наступил момент, когда необходимо создать единую унифицированную, созданную на электронной - информационной базе программу для проведения АРМ и оценки степени риска для здоровья, включая также оценку репродуктивной функции работников.
Необходимо интенсифицировать работу по совершенствованию гигиенических и эргономических критериев оценки и квалификации условий труда, ускорить разработку технических нормативов или параметров безопасности по ряду действующих вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды. Пора разработать и принять единый порядок по внедрению современных технических средств защиты работников от влияния вредных и опасных факторов на рабочих местах всех категорий работников, в том числе государственных служащих. Требуется также усилить контроль состояния условий и охраны труда на производстве со стороны специалистов Роспотребнадзора, инспекции по труду и иных уполномоченных организаций. Непосредственно в организациях в этот процесс должны быть более активно вовлечены представители работников.
На следующем этапе целесообразно привлечь к организации социального аудита специалистов государственной экспертизы условий труда.
Государственная экспертиза условий труда должна включать в себя контроль за условиями охраны труда, качеством аттестации, подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска, осуществление государственной экспертизы на рабочих местах при проектировании и строительстве, реконструкции.
Но все проблемы, о которых идет речь, касаются, в основном, оценки условий и охраны труда. Вместе с тем, в определенной степени и за пределами законодательного и нормативно-правового решения остались не менее важные проблемы. И прежде всего это отсутствие действенной экономической, в том числе налоговой политики, направленной на повышение заинтересованности и ответственности работодателей за выполнение правил по охране труда и сохранения здоровья работающего персонала. Это привело к нарастанию тенденций сокрытия предпринимателями наличия рисков профессиональной заболеваемости.
Не последняя, а одна из ведущих ролей должна быть отведена эргономической оценке рабочих мест, их обустройству и соответствию, эргономическим параметрам безопасности производственного оборудования, рабочего инструмента и другой оснастки, используемой в различных видах труда.
Практически утрачены позиции по преимущественному медицинскому обслуживанию работников различных видов деятельности. Резкое сокращение инфраструктуры здравоохранения на производстве, включая сеть здравпунктов, санаториев-профилакториев на предприятиях, договоров с медицинскими учреждениями на оказание дополнительных медицинских услуг, привело к значительному снижению объемов и качества профилактической и оздоровительной работы на предприятиях.
В этой связи хотелось бы привести один пример решения данного вопроса на предприятиях Франции. 50% работающих здесь лиц заняты на крупных предприятиях, на которых имеются комиссии, собственные службы по охране здоровья и безопасности труда. Для обеспечения работников малых и средних предприятий создаются корпоративные службы по охране труда сразу для нескольких предприятий. Финансируются подобные службы системой социального страхования за счет взносов работодателей в специальный фонд профилактики профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Координацию всей этой работы осуществляет Высший совет профилактики профессиональных рисков при Минтруде Франции, в состав которого входят представители исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, организаций медицинского и социального обеспечения, а также технических наук.
К сожалению, в нашей стране подобная система не предусмотрена, а ранее существовавшие на предприятиях медико-санитарные службы практически ликвидированы. В большинстве хозяйствующих субъектов нет ресурсных и иных возможностей для оказания первой неотложной помощи на рабочем месте в случае травмы или острого заболевания. Элементарно отсутствуют аптечки, не подготовлены к оказанию первой помощи кадровые рабочие, руководители, особенно среднего звена. Из-за низкого уровня социальной ответственности бизнеса чрезвычайно высоки показатели производственного травматизма.
О национальной системе социального и медицинского аудита
Для решения этих проблем, наряду с воссозданием системы государственной экспертизы условий труда, необходимо формирование национальной системы социального и медицинского аудита.
Международный опыт по решению многих отмеченных выше проблемных вопросов, накопленный в различных отраслях экономики, наглядно свидетельствует об эффективности добровольных методов совершенствования медико-социального и промышленного менеджмента, к числу которых относится и аудит. Национальная система такого рода аудита - это система независимой комплексной и документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности, требований и норм в области охраны здоровья работающих и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Для этого должны быть разработаны механизмы их осуществления. В данном случае речь идет об утверждении в установленном порядке норм и требований технической и эргономической безопасности, регламентов по профилактике профессиональных заболеваний, стандартов и методик осуществления мер профилактики, медико-санитарного и медико-социального обеспечения работающих и пострадавших. Над этим сейчас работают специалисты Минздравсоцразвития России. В то же время сегодня пока не учитываются комплексные, многофакторные влияния различных производственных, экологических, поведенческих и иных рисков на здоровье работников. Остается только предполагать, что углубленное изучение состояния здоровья работников позволило бы внести коррективы в медицинские регламенты их освидетельствования и, возможно, профессиональной деятельности. Но таких исследований пока очень и очень мало.
В связи с изменяющимися условиями труда перечень общих противопоказаний к приему на работу на производство с неблагоприятными условиями труда требует постоянной корректировки с учетом развития новых производственных технологий, комплексного и аккумулятивного воздействия различных рисков на рабочих местах. Вот почему здесь требуются новые подходы и обновленный инструментарий СУОТ.
Когда мы говорим об аудите СУОТ, мы имеем в виду, что это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда. Ныне такой аудит пора наполнить и социальным содержанием, желательно уже соответствующего международным стандартам социальной ответственности.
В Российской Федерации такого стандарта нет. Однако это не означает, что проблеме вовсе не уделяется внимания. Сегодня в сфере охраны труда активно действуют испытательные лаборатории и органы по сертификации Системы сертификации работ в сфере охраны труда (ССОТ), которые накопили достаточно большой опыт работы и оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в большинстве регионов.
Одной из форм такого аудита сегодня выступает инспекционный контроль мероприятий, проводимых в области охраны труда органами сертификации системы СОТ. Ее надо совершенствовать и укреплять. Данная система была сформирована в 2002 г., зарегистрирована Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановлением от 30 августа 2002 г. N 83 "О государственной регистрации Системы сертификации работ по охране труда в организациях и ее знака соответствия", имеет свидетельство о государственной регистрации N РОСС RU. 0013.01 ОТ 00 и на сегодняшний день является единственной национальной системой сертификации работ в сфере охраны труда.
К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Специалисты, занятые аудитом, могут быть штатными сотрудниками в составе организации либо наняты для проведения конкретной проверки. Лучший вариант, когда специалисты, привлекаемые для проведения аудита, не являются штатными сотрудниками организации, но хорошо знают технологию работ и знакомы с требованиями охраны труда и управления этими процессами. Сегодня в России необходимо сформировать национальный институт экспертов (аудиторов) в области охраны и безопасности труда из числа наиболее подготовленных и высококвалифицированных специалистов, умеющих не только контролировать требования безопасности, что очень важно, но и знающих, как обеспечить решение данных проблем, и способных оказать практическую помощь работодателю в конкретно сложившейся ситуации.
Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона - акционеры, инвесторы и др.)
Согласно ГОСТ Р 12.0.230-2007 объектами аудита могут быть:
- риски;
- требования законодательных актов и иные требования;
- цели и задачи в области охраны труда;
- планы мероприятий (программы);
- ответственность за соблюдение требований охраны труда;
- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;
- связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;
- документация и управление документацией;
- управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);
- готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;
- мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;
- несоответствия и профилактические действия;
- зарегистрированные данные;
- анализ со стороны руководства;
- степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.
Исходя из требований государственных нормативных правовых актов, объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации конкретного оборудования, например грузоподъемных машин.
По видам аудит должен подразделяться на: аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация системы управления охраной труда требованиям соответствующего стандарта безопасности. Аудит соответствия уточняет, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом.
Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной системы управления охраной труда. Внутренний аудит является самым важным из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.
Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов или происшествий. Его основная цель - сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть руководитель службы охраны труда или соответствующий специалист.
Целевой аудит по сути является аналогом оперативного, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такие аудиты включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда или работодатель, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.
Комплексный аудит должен проводиться по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается службой охраны труда и утверждается работодателем до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.
И еще одно о социальном аудите и его медицинском компоненте. По существу - это разработка механизма (руководства), основных принципов проведения социального и медицинского аудитов, строго регламентирующих процедуру, аккредитацию организаций и все подходы к этой деятельности.
Если такая система будет принята, если нам удастся ее разработать, то можно быть уверенным, что страна сможет выполнить ту задачу, которую поставил ее президент в части сохранении здоровья работающего населения и удвоении валового внутреннего национального продукта.
А. Елин,
заместитель генерального директора ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда", к.с.н.
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru