Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Денисовой Н.Д., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца неявка, извещен
от ответчика неявка, извещен
от третьего лица неявка, извещено,
рассмотрев 1 февраля 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Фирма Гарант-Монолит" (истец) на решение от 9 июля 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Марченко Р.А., на постановление от 28 сентября 2010 г. N 09АП-21916-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И., Левиной Т.Ю., по иску (заявлению) ООО "Фирма Гарант-Монолит" об обязании заключить договор к СГУП по продаже имущества города Москвы, третье лицо: Департамент имущества г. Москвы, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Гарант-Монолит" (далее - ООО "Фирма Гарант-Монолит") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества города Москвы (далее - СГУП по продаже имущества города Москвы), третье лицо - Департамент имущества г. Москвы, об обязании ответчика заключить договор купли-продажи нежилых помещений общей площадью 77,8 кв.м (1 этаж, помещение N 1, комнаты NN 1-8), расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул.Садовая-Триумфальная, д.6, ссылаясь в обоснование своих требований на предоставленное Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 9 июля 2010 г. по делу N А40-22378/10-40-195, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2010 г. N 09АП-21916-ГК, в удовлетворении требований отказано, в том числе и по причине включения спорных нежилых помещений в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем они приватизации не подлежат.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты истец - ООО "Фирма Гарант-Монолит" ссылается на включение спорных помещений в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, исключительно с целью воспрепятствовать Обществу реализовать предоставленное Законом N 159-ФЗ право на приобретение их в собственность, а также на ошибочность выводов судов о том, что продавцом принадлежащего городу Москве государственного имущества при заключении договоров купли-продажи является Департамент имущества г. Москвы и что предоставленное Законом N 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых помещений может быть реализовано только после принятия органом государственной власти г. Москвы решения об отчуждении (приватизации) такого имущества, в связи с чем просит решение от 9 июля 2010 г. и постановление от 28 сентября 2010 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Ответчик - СГУП по продаже имущества города Москвы в представленном отзыве ссылается на утверждение Правительством Москвы в пределах предоставленных ему Законом N 159-ФЗ полномочий Перечня государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (постановление от 16.12.2008 г. N 1140-ПП), ранее обращения истца с заявлениями от 21.01.2009 г. и от 27.01.2009 г. о выкупе арендуемого имущества, на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца на основании обращения этого лица от 09.10.2008 г., поскольку действовавшее на тот период законодательство не предусматривало возможность инициирования процесса выкупа арендатором, а также на отсутствие решения Департамента имущества г. Москвы по поводу продажи истцу спорного имущества, тогда как полномочия по принятию таких решений постановлением Правительства Москвы от 01.04.2008 г. N 255-ПП предоставлены именно этому государственному органу, просит судебные акты оставить без изменения.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства участвующие в деле лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец - ООО "Фирма Гарант-Монолит" относится к субъектам малого предпринимательства Москвы (свидетельство от 19.12.2008 г. N 7701-222138).
На основании договора аренды нежилого помещения от 06.03.2002 г. N 01-00239/02 истец является арендатором нежилых помещения общей площадью 77,8 кв.м (1 этаж, помещение N 1, комнаты NN 1-8), расположенных в здании по адресу: г.Москва, ул.Садовая-Триумфальная, д.6.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 названного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2009 г., субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частями 4 и 4.2 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательств и не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе и собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Арендуемые истцом помещения включены в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1140-ПП до обращения истца 21.01.2009 г. с заявлениями о реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества.
При рассмотрении спора истец не доказал, что спорные помещения были включены в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, исключительно с целью воспрепятствовать Обществу реализовать предоставленное Законом N 159-ФЗ право на приобретение их в собственность, поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в силу этих обстоятельств правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Выводы суда первой инстанции о том, что полномочия по заключению договоров купли-продажи имущества города Москвы при его отчуждении в частную собственность предоставлены Департаменту имущества г. Москвы, в связи с чем СГУП по продаже имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, и суда апелляционной инстанции о том, что предоставленное Законом N 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых помещений и после 01.01.2009 г. может быть реализовано только после принятия органом государственной власти г. Москвы решения об отчуждении (приватизации) такого имущества, являются ошибочными, однако эти выводы не привели к принятию неправильного решения по существу спора.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 июля 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2010 г. по делу N А40-22378/10-40-195 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Фирма Гарант-Монолит" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г. Нужнов |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
|
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 4 и 4.2 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательств и не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе и собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Арендуемые истцом помещения включены в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1140-ПП до обращения истца 21.01.2009 г. с заявлениями о реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества.
При рассмотрении спора истец не доказал, что спорные помещения были включены в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, исключительно с целью воспрепятствовать Обществу реализовать предоставленное Законом N 159-ФЗ право на приобретение их в собственность, поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в силу этих обстоятельств правовых оснований для удовлетворения требований истца.
...
решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 июля 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2010 г. по делу N А40-22378/10-40-195 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Фирма Гарант-Монолит" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2011 г. N КГ-А40/17691-10 по делу N А40-22378/10-40-195
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/17691-10