Кому ждать проверок в 2011 году?
План-график совместных выездных проверок территориальных органов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования России на 2011 год уже готов. Сотрудники ведомств поделились информацией с редакцией "Практички".
Территориальные органы ПФР и ФСС, наделенные полномочиями по контролю за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов с выплат работникам, обязаны проводить камеральные и выездные проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 3 этого закона органы ПФР проверяют правильность перечисления пенсионных и медицинских взносов. ФСС в свою очередь контролирует уплату взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ).
В начале года органы ПФР и ФСС утверждают общий план-график выездных проверок. Обязанность составлять и согласовывать такой план-график закреплена пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28 октября 2009 г. N АД-30-35/10сог; N 02-43/07-2205П.
В совместном письме ПФР и ФСС от 21 декабря 2010 г. N ТМ-30-24/13848/N 02-03-08/13-2872П "О планировании совместных выездных проверок" приведен образец плана-графика на 2011 год, а также перечислены критерии, по которым в этом году сотрудники контролирующих органов будут отбирать предприятия для проверки.
Критерии отбора
Основания для включения в план-график выездных проверок довольно обширны. При формировании плана-графика выездных проверок на 2011 год (с поквартальной разбивкой) территориальные органы ПФР и ФСС отбирают плательщиков страховых взносов по следующим критериям (основаниям):
1) наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС;
2) наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС;
3) несвоевременное представление индивидуальных сведений;
4) наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
5) применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
6) выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в т.ч. при непредставлении плательщиком пояснений);
7) наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
8) отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц иди среднесписочную численность работников);
9) уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
10) неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
11) периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
12) наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Как видите, проверить могут почти любое предприятие. Причем внимание контролеров привлекут не только явные нарушения действующего законодательства, такие как непредставление в органы ПФР и ФСС расчетов страховых взносов в течение 2010 года и несвоевременное представление индивидуальных сведений, но и вполне законные факторы, присущие деятельности многих компаний. Например, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС, или сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов, а также неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Внимание! В совместном письме ПФР и ФСС от 21 декабря 2010 г. N ТМ-30-24/13848/N 02-03-08/13-2872П "О планировании совместных выездных проверок" приведен образец плана-графика на 2011 год, а также перечислены критерии, по которым в этом году сотрудники контролирующих органов будут отбирать предприятия для проверки.
Также могут спровоцировать выездную проверку наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд и несоответствия в расчетах, выявленные по итогам проведения камеральных проверок. В последнем случае не важно, представил плательщик пояснения к расчетам или нет.
Кроме всего прочего, поводом для визита контролеров может послужить уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности и редкие - не чаще одного раза в три года - проверки плательщика. Примечательно, что проверки обособленных подразделений на отдельном балансе, проведенные в этом периоде, не считаются.
Другим объектом проверки может стать тот, кого посчитают крупнейшим плательщиком. К числу последних относят тех, кому принадлежат наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных людей или среднесписочная численность работников.
И только компаний, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, выездные проверки коснуться не должны. При условии, что ведомства были своевременно предупреждены о приостановке фирмой дел.
О союзе трех ведомств стоит поговорить отдельно. Если в органы ПФР и ФСС поступит информация из ФНС России о том, что предприятие принимало участие в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов, она станет основанием для выездной проверки. Скорее всего, авторы письма подразумевали незаконные схемы оптимизации. И на этом сотрудничество ПФР и ФСС с Федеральной налоговой службой России не заканчивается.
В рамках прошлогодних полномочий
Обязанность платить единый социальный налог, в составе которого значились и страховые взносы, не актуальна уже больше года, при этом контроль за правильностью его уплаты за периоды до 1 января 2010 года никто не отменял.
Раздел полномочий по проверкам ПФР и ФНС России зафиксировали в письме от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291, N ММВ-22-2/422@. Подробнее об этом мы писали в статье "Что нужно знать о контроле ЕСН" в декабрьском номере.
В "плане-графике-2011" проверяемый период охватывает три минувших года. Причем отрезок времени с 2008 по 2010 годы отделен от самого 2010 года. Это связано с тем, что контрольные функции за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов возложили на ПФР и ФСС только с 1 января 2010 года.
До этой даты суммы страховых взносов входили в состав ЕСН, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты которого осуществляет ФНС России. Именно сотрудники ФНС России имеют право по результатам проверки взыскать недоимку, пени и штрафы по ЕСН за 2008-2010 годы в порядке статей 46-48 Налогового кодекса.
Исключение предусмотрено только для части ЕСН в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые образовались на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляют органы ПФР (ст. 59-60 Закона N 212-ФЗ).
Что касается части ЕСН в виде взносов на социальное страхование, то их исчисление, полноту и своевременность уплаты контролирует по-прежнему ФНС России в порядке статей 46-48 Налогового кодекса.
Таким образом, в проверяемый период с 2008 по 2010 год недоимки, задолженности по пенсионным взносам, а также пени и штрафы по ним взыскивает ПФР. Контроль за остальной частью ЕСН, как и раньше, в компетенции ФНС России. ФСС проверит исполнение обязанности по уплате страховых взносов за 2010 год.
Напоминаем, что сотрудники ФНС, ПФР и ФСС будут тесно взаимодействовать, в том числе обмениваться информацией о суммах уплаченных взносов, количестве сданных отчетов и данных в отчетах.
Проверка страховых взносов в составе ЕСН
Обилие контролирующих органов и передел их полномочий может запутать кого угодно. Попробуем разобраться, когда, перед кем и за какой период нужно было отчитаться и кто какие документы может проверить.
С 1 января 2010 года расчеты по страховым взносам нужно представлять в территориальные органы ПФР и ФСС (подп. 3 п. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ). Расчеты по пенсионным взносам в теле ЕСН за период 2009 года и ранее должны быть представлены в ФНС России (письмо ФНС России от 16 сентября 2009 г. N ШС-22-3/717@).
Так как же выглядит взаимодействие ФНС и Пенсионного фонда на практике?
Как уже было сказано, ФНС России контролирует уплату ЕСН, проводя камеральные и выездные проверки. Если ревизоры найдут задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, они передают сведения о сумме этой задолженности и подтверждающие документы территориальному органу ПФР.
На основании полученных от ФНС России документов Пенсионный фонд выносит решение: привлекать или не привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Примечание: Минфин России в письме от 14 июля 2008 г. N 12-07-07/2733 запрещает ФНС России самостоятельно выставлять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов на основании того, что эти полномочия не входят в компетенцию службы.
Итак, в полномочия налоговой службы входит: проведение проверки, сбор доказательств правонарушения, составление акта проверки, предоставление информации по результатам проверки в Пенсионный фонд. Для реализации последней обязанности сотрудники ФНС России направляют в ПФР документы, касающиеся уплаты пенсионных взносов, и подписанный акт проверки (или его часть). Сотрудники Пенсионного фонда могут участвовать в рассмотрении материалов проверок по запросу ФНС России в части правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН (письмо ПФР N АД-30-24/9291, ФНС России N ММВ-22-2/422@ от 31 августа 2010 г.). Налогоплательщик может обжаловать акт проверки в течение 15 дней со дня его вручения или отправления по почте.
На основании полученных документов сотрудники Пенсионного фонда наделены полномочиями вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) плательщика страховых взносов к ответственности. Копию принятого решения ПФР направляет в налоговую службу в течение двух дней с даты вступления его в силу.
Взыскание недоимки, пеней и штрафов по пенсионным взносам относится к компетенции ПФР (п. 6 часть 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ). Для этого по результатам вынесенного решения сотрудники ПФР направляют плательщику требование об уплате. Погасить обязательства необходимо до истечения срока, указанного в требовании.
Права и обязанности
По закону ревизоры могут зайти на вашу территорию, предъявив служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки вашего предприятия (п. 1 ст. 36 Закона N 212-ФЗ).
Закон допускает воспрепятствование доступу контролеров. Тогда руководитель проверяющей группы составляет акт, вы его подписываете, а если не подписываете, это зафиксируют в акте; после этого орган контроля определит сумму страховых взносов, подлежащих уплате, самостоятельно по имеющимся у него данным или по аналогии (п. 2 ст. 36 Закона N 212-ФЗ).
Примечание: войти в жилое помещение должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, проводящие выездную проверку, помимо или против воли проживающих там физических лиц не имеют права. Исключение из этого правила касается только случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (п. 3 ст. 36 Закона N 212-ФЗ).
Полномочия работников ПФР и ФСС при проверке уплаты страховых взносов определены статьей 29 Закона N 212-ФЗ.
Ревизоры запрашивают бумаги, необходимые для проверки, предъявив требование о представлении документов. Форма его утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н (п. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
Отдавать контролерам оригиналы первичных документов не нужно, достаточно подписанных руководителем (или иным уполномоченным лицом) и заверенных печатью фирмы копий. В то же время нельзя лишать проверяющих права посмотреть оригиналы, если это необходимо (п. 2, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
Вы обязаны представить "первичку" в течение 10 дней с даты запроса или в тот же день письменно уведомить проверяющих о том, что требование исполнить в указанные сроки невозможно, а также назвать причины и срок, в течение которого вы можете представить требуемые документы. В течение двух дней со дня получения вашего уведомления руководитель органа контроля продлевает сроки представления или отказывает в продлении (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
За отказ или непредставление в установленный срок требуемых документов или их копий наказывают штрафом в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Внимание! Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
В свою очередь незаконные действия контролеров из ПФР можно обжаловать в соответствии с нормами главы 7 Закона N 212-ФЗ.
По результатам выездной проверки сотрудники территориальных органов ПФР и ФСС составляют справку. На оформление акта проверки законодательство отводит контролерам два месяца со дня ее составления (п. 2 ст. 38 Закона N 212-ФЗ).
В течение пяти дней с даты подписания акт должны выдать вам под расписку или иным способом, позволяющим определить дату получения. Если проверяющие посчитают, что вы уклоняетесь от получения, это зафиксируют в акте проверки и направят его заказным письмом по почте в адрес места нахождения фирмы или места жительства человека. В последнем случае датой вручения акта проверки будет считаться шестой день со дня почтового отправления (п. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ).
Не согласен!
В случае несправедливых претензий контролеров вы можете обжаловать их решение. Для этого нужно подать письменное возражение на акт проверки в целом или на отдельные его положения в течение 15 дней со дня получения (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). К возражению можно приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность ваших возражений.
Акт проверки и другие материалы, включая ваши письменные возражения, рассматривает руководитель органа контроля или его заместитель (п. 1 ст. 39, п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). Он обязан известить вас о времени и месте рассмотрения материалов проверки, так как вы имеете право участвовать в этом процессе на основании пункта 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ (п. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Примечание: отсутствие письменных возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В то же время ваше отсутствие не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, а также для вынесения решения.
Какие документы проверят
В помощь ревизорам из Пенсионного фонда утвержден Примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка (приложение 1 к Методическим рекомендациям по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. постановлением ПФ РФ от 30 января 2002 г. N 11п).
В перечень включены следующие бумаги:
- учредительные документы организации;
- штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
- информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;
- списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
- расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
- лицевые счета работников;
- кассовые документы;
- банковские документы;
- договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);
- приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
- трудовые книжки работников;
- личные карточки формы Т-2;
- табель учета рабочего времени;
- документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;
- карточки налогоплательщика;
- при необходимости другие документы.
Обратите внимание на то, что перечень документов примерный, ревизоры могут запросить любые другие бумаги, прямо или косвенно связанные с уплатой страховых взносов.
Территориальные органы ФСС будут опираться на Федеральный закон N 255-ФЗ и Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденные постановлением ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. N 81.
В пункте 57 этих указаний определена обязанность проверить правильность определения заработка, из которого исчисляются пособия, и установить:
- виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в организации;
- правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок;
- правильность определения среднего дневного заработка;
- правильность определения размера дневного пособия;
- правильность исчисления страхового стажа.
В связи с этим сотрудники ФСС могут запросить те же документы, что и проверяющие из ПФР. Для проверки пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам ревизоры запросят листки нетрудоспособности (п. 60 Методических указаний N 81).
До того как вам станет известно о выездной проверке, вы можете проверить сами, в порядке ли внутренний документооборот, все ли необходимые заявления и приказы на месте, и при необходимости восстановить их.
Планы могут измениться
План-график совместных выездных проверок утверждается совместным приказом руководителей территориального органа ПФР и ФСС, они же определяют длительность выездной проверки. При этом в течение всего года руководители могут изменять и длительность проверки, и количество проверяемых организаций. Изменения в план-график фиксируются в отдельном совместном приказе.
Кроме этого, пункт 2 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ позволяет территориальным органам ФСС проводить внеплановые выездные проверки в случае поступления жалобы работника на отказ работодателя выплатить страховое обеспечение или на неправильное определение его размера (п. 3 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Другим поводом для внеплановой проверки может послужить обращение страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (п. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). При этом контролеры имеют право затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
Таким образом, сотрудники ПФР и ФСС могут проводить выездные проверки и чаще чем один раз в три года.
Е. Ирхина,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.